Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольное детство - один из важнейших этапов жизни ребенка: без полностью прожитого, полноценного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий уровень умственного, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку быстро превратиться из беспомощного существа в человека, владеющего всеми основными принципами человеческой культуры.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка к следующему, очень важному этапу его жизни - поступлению в школу. Поэтому значительное место в работе с детьми 6-7 лет жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, непрерывное целенаправленное развитие личности ребенка и когнитивных психических процессов, лежащих в основе успешного развития фактической учебной программы в будущем, и, во-вторых, обучение навыкам и умениям начальной школы (элементы письма, чтение, счет) [20].
Существующие программы и их усвоение потребуют от ребенка способности сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитые когнитивные процессы. В исследованиях ученых отмечается, что к старшему дошкольному возрасту дети, используя усвоенную систему социально разработанных сенсорных эталонов, осваивают некоторые рациональные способы исследования внешних свойств предметов. Их использование позволяет ребенку дифференцированно воспринимать и анализировать сложные объекты. Известно, что дошкольники имеют доступ к пониманию общих отношений, принципов и закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Однако дошкольники достигают достаточно высокого уровня познавательной активности только в том случае, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и носит развивающий характер, ориентированный на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) [3].
Такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А.В. Валлон, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З. И. Калмыкова, Н. А. Меньчинская, Ж. Пягет, Н. Н. Поддяков, М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова, Д. Б. Эльконин и другие занимались проблемой интеллектуального развития в дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст - это возраст интенсивного интеллектуального и личностного развития. Но чтобы такое развитие было успешным, необходимо подготовить ребенка и сформировать предпосылки для успешного развития. В связи с этим проблема интеллектуальной готовности к школе актуальна для детской психологии.
Цель исследования: изучить роль родителей в подготовке детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по особенностям интеллектуального и личностного развития и его диагностике у старших дошкольников.
2. Описать компоненты интеллектуальной и личной готовности и неподготовленности к школе.
3. Определить уровень интеллектуальной и личностной подготовленности старших дошкольников к школе.
4. Выбрать и апробировать формы и методы работы для развития интеллектуальной и личностной подготовленности старших дошкольников.
5. Изучить роль родителей в подготовке детей к школьному обучению
Объект исследования: готовность детей учиться в школе.
Предмет исследования: роль родителей в развитии интеллектуальной и личностной подготовленности старших дошкольников.
Методы и приемы исследования. Для решения исследовательских задач на теоретическом уровне использовался анализ психолого-педагогической литературы по методам эмпирического тестирования: метод «Сложение фраз»; тест «Правая левая рука»; метод «звонок одним словом»; метод «Четвертый»; методика «Последовательность событий»; метод «Десять слов»
В процессе обработки результатов тестирования использовались методы количественного и качественного анализа.
База исследований: Исследование проводилось на базе .......
..... Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Результаты диагностики могут служить основой для создания коррекционно-развивающих программ для старших дошкольников, позволяющих сформировать необходимые предпосылки для успешного обучения в школе. Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях по интеллектуальной готовности детей к школе, в консультациях для родителей, во время семинаров по данной проблеме.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Научные подходы к исследованию проблемы интеллектуальной и личностной готовности и неготовности детей к школьному обучению
1.1. Готовность к школьному обучению: сущность и компоненты
Переход от дошкольного образования к школе характеризуется изменением положения ребенка в системе общественных отношений и всего образа жизни. Обучение начинает восприниматься ими как трудовая деятельность, как участие в повседневной жизни окружающих их людей. Успех школьного образования во многом зависит от уровня подготовки ребенка в дошкольном возрасте.
В словаре С.И. Ожегова понятие «готовность» имеет два значения: «согласие сделать что-то» и «состояние, в котором все к чему-то готово» [19], что, в свою очередь, позволяет понять «готовность». для школы »как состояние, определяющее личную готовность ребенка к переходу в новую сферу жизни, умение осваивать новую для него деятельность - учебную.
Проблемой готовности к школе занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Д. Б. Эльконин и другие.
Р. В. Овчарова вводит в понятие готовности такие параметры, как способность планировать и осуществлять контроль, т.е. способность организовывать свою деятельность в соответствии с целью и сравнивать результаты своих действий с целью [18]. Также она придала большое значение развитию интеллекта и мотивации.
СРЕДНИЙ. Запорожец, в свою очередь, понимал под готовностью формирование механизмов волевой регуляции действий, развитие познавательной, аналитической и синтетической деятельности [10]. Рассмотрим подходы к определению готовности к школе в работах зарубежных ученых.
В контексте психологической готовности Н. Г. Салмина также выделяет личностные характеристики, которые придают большое значение особенностям общения. Одной из важных предпосылок для исследователя является произвольность психических процессов, как одна из главных предпосылок учебной деятельности [22]. Часто психологическая готовность понимается очень узко и в первую очередь с точки зрения количественных навыков ребенка, таких как чтение, письмо и счет, что позволяет предположить, что эти навыки помогут ребенку лучше адаптироваться к требованиям школы. Однако это не так, поскольку речь идет не об адаптации к изменяющимся условиям, а о полной перестройке деятельности ребенка и всего образа жизни, переходе на качественно новый этап развития, который связан с глубокими изменениями в его жизни. внутренний мир ребенка, которые распределены не только на интеллектуальную, но и на мотивационные потребности и эмоционально-волевую сферу личности.
Одним из компонентов социальной и личностной готовности является самосознание - система представлений о человеке, образов и оценок, связанных с самим собой, где есть взаимосвязанные компоненты, контент-знание и самооценка (кто я?) И оценка (что я?). Эти аспекты едины и неразделимы, так как любое суждение старшего дошкольника о себе так или иначе включает в себя чувство собственного достоинства.
Важным условием его развития является формирование рефлексивности, которая выражается в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения. Развитие самооценки и личностной самооценки в дошкольном детстве является условием дальнейшего развития саморегуляции и коммуникативных действий [4].
Другой компонент социальной и личной готовности - коммуникативная компетентность ребенка. В концепции ФГО ДО общение рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, а как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с способности ребенка устанавливать контакты и заканчивая сложными типами сотрудничества (организация и осуществление совместной деятельности, установление межличностных отношений и т. д.
Основные предпосылки, которые абсолютно необходимы для начала обучения ребенка в школе, включают следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.
Важной характеристикой коммуникативной готовности 6-7-летних детей к школьному обучению является появление к концу дошкольного возраста произвольных форм общения со взрослыми, когда взаимодействие ребенка и взрослого не осуществляется напрямую, но опосредовано задачей, правилом или шаблоном. Общение со сверстниками осуществляется на основе сотрудничества и конкуренции [2].
Своеобразным результатом социальной и личностной готовности ребенка к школе является формирование его внутренней позиции как устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. «Возникновение такого новообразования становится поворотным моментом во всем онтогенетическом развитии ребенка», - писал Л. И. Божович [1].
Внутренняя позиция является центральным компонентом структуры социальной и личностной готовности к школе и определяет динамику развития ребенка в реальности будущей школьной жизни.
Учащиеся с социальной и личной неподготовленностью к обучению сохраняют детскую непосредственность, часто отвлекаются на уроке, кричат со своих мест, перебивают друг друга, могут участвовать только тогда, когда учитель напрямую обращается к ним, часто имеют высокую самооценку и оскорбляются учителем. А также некомпетентность детей в сфере общения, неумение конструктивно разрешать возникающие конфликты, тревожность и неуверенность таких детей на уроках и препятствуют успешной адаптации [5].
Таким образом, российская психологическая наука считает, что при установлении путей изучения данного вопроса и построении общей стратегии подготовки детей к школе необходимо учитывать особую роль, которую дошкольное детство играет в общем процессе мышления и личности человека. В целом, пока исходной единицей анализа психологической готовности к школьному обучению является специфика дошкольного детства. Большинство отечественных работ посвящено психологической готовности ребенка, зарубежные - школьной зрелости.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
2. Верховкина М.Е., Атарова А.Н, Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: КАРО, 2015. – 112 с.
3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. - 2-е изд. - М.: МПСИ, 2010. - С. 51-67.
4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2010. - 256 с.
5. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
6. Готовность детей к школе. Диагностика интеллектуального и личностного развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992.
7. Гильяшева И. Н. Исследование интеллекта / И. Н. Гильяшева. - М.: Наука, 2008. - 390с.
8. Гуревич К. М. Психологическая диагностика / К. М.Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 387с.
9. Гуткина Н.И., Психологическая готовность к школе. – М. Академический Проект, 2000. – 3 – е изд., перераб. и доп. – 184 с.
10. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды.//URL http//psyclib.ru /inc/absid=26481/
11. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск: РБПК «Белинкомаш», 2010. - 145 с.
12. Иванченко В.Н., Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – 145 организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей. – изд. Ростов н / Д, 2007. – 256 с.
13. Кононенко Н.Н., Подготовка детей к обучению в школе в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // «Наука и образование: новое время» №6, 2016. – с. 481 – 487.
14. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 264 с.
15. Костяк Т.В., Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
16. Немов Р.С., Психология. В 3 – х кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – 4 – е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 606 с.47.
17. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. - 2-е изд. - Ярославль: Аверс Пресс, 2012. - 90 с.
18. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования/Р.В.Овчарова.-М.:Академия,2008.- с.448.
19. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка. – Изд.: Мир и образование, Оникс, 2018. – 1376 с.
20. Обухов А.С., Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 583 с
21. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н., Формирование коммуникативных навыков у детей 3 – 7 лет: комплексные занятия на основе ФГОС / Ю.В., Полякевич, Г.Н., Осинина, – Волгоград: Учитель, 2017. – 243 с.
22. Салмина Н.Г.Знак и символ в обучении / Н.Г.Салмина - М.: Ювента, 1988. - 296 с.
23. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 - 7- летнего возраста. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1986/864/864036.htm
24. Смирнова Е.О., Детская психология: учебник – М.: КНОРУС, 2013. –280 с.
25. Терещенко М.Н., Подготовка детей к обучению в школе: вчера и сегодня // Актуальные вопросы современной науки, 2008. № 4 – 1. – с. 226 – 232.
26. Цукерман, Г.А. Школьные трудности благополучных детей/ Г.А. Цукерман. М.: Знание, 1994. 74 с.
27. Шванцара Й. Диагностика психического развития URL//litrus.net/book/read/48233
28. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога\ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. Ростов-на-Дону: Феникс 2005.
29. Чернецкая, Л.В.. Психологические игры и тренинги в детском саду/ Л.В. Чернецкая. -М., 2010. – с.78.
30. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. - М.: Изд-во Московской открытой социальной академии, 2011. - 60 с.
31. Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) Д.Б. Эльконин - М., 2003.
32. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах/Д.Б. Эльконин. М.,Воронеж. 1995.
33. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе/ Л.А. Ясюкова.- СПб:Иматон, 1999