Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Построение правового государства, организация функционирования государственных механизмов и создание основных принципов всегда волновали умы многих философов и ученных правоведов на протяжении всего развития науки о государственном управлении. Связано это с тем, что только правовое государство может быть гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Государственная власть в правовом государстве не может носить абсолютный характер, и не смотря на стремление власти к расширению и присутствие во всех аспектах жизни государства и человека, требуется механизм ее ограничения. Одним из таких механизмов как раз является конституционный принцип разделения властей. Этот принцип должен быть исследован в трех аспектах, необходимых для государственного управления: структурном, адресном и функциональном.
Актуальность работы объясняется тем, что на данный момент в современном мире само содержание и функция принципа разделения властей до сих пор имеет большой исследовательский интерес, о чем может свидетельствовать появление различных научных статей и работ в мире, непрекращающаяся дискуссия в научных и политических кругах, в которой затрагиваются проблемы и перспективы реализации принципа.
Целью курсовой работы является анализ принципа разделения властей и его реализация в России.
В связи с вышеизложенным, задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть историю разделения властей;
- представить характеристику основных принципов разделения властей;
- отразить конституционно-правовые основы разделения властей в Российской Федерации;
- раскрыть актуальные проблемы исполнительной власти в системе разделения властей в России.
Объектом исследования являются властные отношения, возникающие в результате реализации принципа разделения властей в России..
Предметом исследования выступают внутригосударственные конституционные нормы России определяющие существующий механизм разделения властей в современном государстве, а также литературные источники по исследуемой проблематике.
Для достижения цели мною были использованы различные современные методы исследования правовой действительности такие как: общенаучные методы (анализ, синтез, исторический и логический метод, системный подход) и частные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический).
Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Основы и правовое регулирование разделения властей
1.1. История разделения властей
Сама идея о разделении государственной власти была впервые выражена в трудах древних мыслителей – Аристотеля, Платона, Полибия. Дальнейшее развитие теория нашла свое концептуальное оформление в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж. Руссо, А. Гамильтону, Дж. Мэдисону, Дж. Джей и других. Проблема теории разделения властей в российском научном обществе изучалась: М.М. Сперанским, С.А. Котляровским, Б.Н. Топорниным, В.Е. Чиркиным, М.В. Баглаем, В.С. Нерсесянцем, С.А. Авакьяном, Р.С. Болдыревой, В.В. Согриным и другими.
С. Ф. Кечечьян писал о том, что по мнению Платона в процессе реализации единой государственной власти в жизни общества законодательство и правосудие: «направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга». Платон стремился обозначит перечень целей и задач законодательства, влияние его на устройство и жизнь государства, круг полномочий законодательного органа, но при этом важную роль он отдает судебной власти, указывая на то, что любое нарушение правосудия ведет к скорой гибели государства[ Кечечьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.Л.: АН СССР, М., 1947. С. 34.].
Более подробное отражение учения о необходимости разделения властей можно найти в трудах древнегреческого ученого и философа Аристотеля. В представлении мыслителя государство является сложным целым, состоящим из различных составляющих. Законодательная власть представляет собой совещательный орган (народное собрание) в реализации функций которого должны участвовать все свободные граждане. Исполнительная власть выражена в виде магистратуры, который наделен полномочием повелевать и судебные органы, которые следят за соблюдением правосудия. Для упрочнения государственной власти требуется разумное и дозированное ее использование, а правильной формой государственного устройства Аристотель считал строй, совмещающий в себе позитивные черты олигархии и демократии[ История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц М.: Норма, 2004, С. 68.].
В научной литературе абсолютно справедливо существует мнение, что концепция разделения властей стремительно и наиболее полно начинает развиваться в период идейно-политической борьбе, берущая начало в Англии XVII – XIX. Сама концепция противопоставлялась концепции единовластия.
Р.С. Болдырева в своей диссертационной работе делает акцент на предпосылках к развитию теории, которые возникли в то время из-за определенных проблем, которые и повлияли на стремительное развитие концепции. Проблемы заключались в следующих вопросах о роли государства в жизни индивида, о его свободе и правах и устройство оптимально функционирующего государства[ Болдырева Р.С. Разделение властей: теоретико-правовые аспекты. Автореферат дис. ... кандидата юридических наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Москва, 1998. С. 5.].
Одним из авторитетных политических мыслителей Нового времени Англии XVII в. является Джон Локк (1632 – 1704). С его концепцией разделения властей мы можем ознакомиться в его труде «Два трактата о государственном правлении». Для обеспечения основных прав человека в период буржуазной эпохи Д. Локк предлагает ограничить политическую власть с помощью создания определенных стандартов для нее с помощью принципа разделения властей.
Так же для уравновешивания монархии он предлагает создать правительство в виде парламентской монархии, а именно разделить ее между парламентом и королем.
Важным моментом остается то, что в главе XII "О законодательной, исполнительной и федеративной власти в государстве" своей работы Д. Локк не выделяет судебную власть в отдельный элемент в виде беспристрастного и независимого суда, а приписывает к исполнительной власти. В целом сам принцип основывается не на трех классических в нашем пониманием «ветвях власти», а на двух – законодательной и исполнительной, оставляя место для «третьей» власти федеративной, которая представляет собой некое участие государства на международном уровне, регулятор отношений с другими государствами. Интересно то, как Локк отдает первенство и верховенство законодательной власти, признавая ее «не только верховной властью в государстве, но и священной, неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило». Но при этом делает акцент на невозможности существование законодательной власти, например, без исполнительной, потому что закон, как явление постоянное и устойчивое, требует так же непрерывное исполнение и наблюдение.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172.
3.Безруков А. В. Конституция и власть. Монография / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2020. – 326 с.
4.Братановский С. Н. Вопрос власти. Монография / С.Н. Братановский. – М.: Директ-Медиа, 2021. – 300 с.
5.Вишняков В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика / В.Г. Вишняков // Журнал российского права. – 2021. – № 8. – С. 30-41.
6.Гречина Л.А. Административное право в Российской Федерации. Курс лекций: учебное пособие / Л.А. Гречина. – Москва: РГ-Пресс, 2021. – 110 с.
7.Дзидзоев P.M. Конституционно-правовая ответственность: Учеб. пособие / Р.М. Дзидзоев. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. – 368 с.
8.Еремина О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации / О.Ю. Еремина // Журнал российского права. – 2021. – № 8. – С. 40-45.
9.Коваль Т.А. Исполнительная власть как особая ветвь власти: определение сущности понятия / Т.А. Коваль // Вестник забайкальского государственного университета. – 2020. – № 56. – С. 52-61.
10.Лапина М.А. Административное право РФ / М.А. Лапина. – М.: Норма, 2019. – 578 с.
11.Лукьянова Е. Г. Проблемы теории государства и права: учебник для магистратуры / Е. Г. Лукьянова. - Москва: Норма, 2021. - 296 с.
12.Масленникова Е. Государственное и муниципальное управление / Е. Масленникова, М. Мокеев, Н. Гегедюш. – М: Норма, 2021. – 238 с.
13.Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). 4-е изд., изм. и доп. / Н.А. Михалева. – М.: ЮРКОМПАНИ, 2020. – 344 с.
14.Морозов В.Е. К проблеме оптимизации функций президентских органов исполнительной власти / В.Е. Морозов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2022. – № 1. – С. 39-43.
15.Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 464 с.
16.Пашенцев Д.А. Государственные преобразования петровского времени через призму историко-антропологической теории права (к 300-летию провозглашения Российской империи) / Д.А. Пашенцев // Вестник МГПУ. Юридические науки. - 2021. - № 1. - С. 27-34.
17.Понкин И.В. Теория государственного управления: содержание понятия «порядок» / И.В. Понкин // Административное право и процесс. – 2021. – N 11. – С. 8-10.
18.Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти / В.С. Пронина // Журнал российского права. – 2022. – N 2. – С. 36-37.
19.Садовникова Г.Д. Конституционно-правовой статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации: учеб. / Г.Д. Садовникова. – М.: Норма, 2018. – 128 с.
20.Сенин А. С. Становление министерской системы управления в России / А.С. Сенин // Новый исторический вестник. – 2020. – № 9. – С. 2-15.
21.Хаманева Н. Ю. Проблемы исполнительной власти в России / Н.Ю. Хаманева. – М.: ООО «Новая правовая культура», 2018. – 326 с.