Фрагмент для ознакомления
2
Управление является неотъемлемой частью жизни общества, оно присутст-вует во всех сферах человеческой деятельности. Изучение феномена управ-ления, его субъектов и объектов, а также механизмов их взаимодействия представляет значительный интерес как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях управление как одного из важнейших факторов развития социаль-ных систем неуклонно возрастает. От эффективности управленческой дея-тельности зависит успешность функционирования организаций, регионов, государства в целом. Поэтому углубленное изучение субъектов и объектов управления, анализ принципов и методов их взаимодействия имеет большое значение для повышения результативности управленческих процессов. Управление как социальный феномен имеет многовековую историю. Еще мыслители древности пытались постичь законы и принципы рационального управления государством и обществом. На протяжении эпох менялись взгля-ды на природу управления, его цели и задачи. В Новое время управление на-чинает рассматриваться как самостоятельная область научных исследова-ний. Современные теории управления опираются на междисциплинар-ный подход, интегрируя достижения социологии, психологии, кибернетики, информатики и других наук. Это позволяет всесторонне изучать управление как сложный процесс взаимодействия субъектов и объектов в рамках соци-альных систем различного масштаба и уровня. Несмотря на богатство нара-боток в данной области, ряд вопросов требует дополнительного рассмотре-ния. В частности, более детального анализа заслуживают проблемы типоло-гии субъектов и объектов управления, выявления особенностей их взаимо-связей и взаимовлияний в разных управленческих ситуациях. Это обусловли-вает необходимость дальнейших исследований в рамках обозначенной темы.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование субъектов и объектов управления в обществе, рассмотрение специфики и ме-ханизмов их взаимодействия в рамках управленческой деятельности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий "управление" и "управленческая дея-тельность", проанализировать их функции и принципы.
2. Выявить и охарактеризовать основные субъекты управления в обще-стве.
3. Определить виды объектов управления и дать их характеристику.
4. Исследовать принципы и механизмы взаимодействия субъектов и объектов в процессе управления.
5. Изучить методы и средства управленческой деятельности, критерии ее эффективности.
В работе использованы труды классиков теории управления, а также современных отечественных и зарубежных исследователей. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источ-ников.
ГЛАВА 1. Управление как социальный феномен
1.1 Управленческая деятельность: понятие, виды, функции
Управление является фундаментальным процессом, присущим любой сложной динамической системе - биологической, технической или социаль-ной. В обществе управление выступает как универсальная деятельность, на-правленная на упорядочение, координацию и обеспечение целенаправленного функционирования социальных систем различного уровня. В самом общем смысле управление можно определить как элемент, процесс или вид деятельности, обеспечивающие сохранение определенной структуры, под-держание режима деятельности, реализацию программы или цели развития некоторой системы. Применительно к социальным системам управление представляет собой сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъекта на объект управления с целью перевести его в новое, более совер-шенное состояние или обеспечить желаемый режим функционирования. Управление является неотъемлемым атрибутом любой развитой социальной системы - государства, региона, организации, коллектива. Оно обеспечивает сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, а также выступает движущей силой позитивных преобразований и развития этих сис-тем. Сущность управления как социального феномена раскрывается через его основные признаки:
1. Управление есть осознанная человеческая деятельность, предпола-гающая разумное целеполагание.
2. Управление предусматривает разделение системы на субъект и объ-ект управления.
3. Управление реализуется через властные отношения и распоряди-тельное воздействие субъекта на объект.
4. Управление опирается на определенные принципы, методы и инст-рументы воздействия.
5. Управление предполагает обратную связь между субъектом и объек-том, получение информации о результатах воздействия.
Главной целью управления является обеспечении целостности и эф-фективного функционирования социальной системы путем рационального использования имеющихся ресурсов. Управленческая деятельность охваты-вает широкий спектр функций - планирование, организацию, мотивацию, ко-ординацию, контроль и др. Управление как процесс тесно связано с приняти-ем и реализацией управленческих решений. Именно через решения осущест-вляется воздействие субъекта на объект. Решения задают желаемые парамет-ры состояния системы, определяют программу действий по достижению це-лей. От качества и своевременности принимаемых решений во многом зави-сит результативность управления. Важнейшей предпосылкой эффективного управления выступает наличие у субъекта управления необходимого объема полномочий и ресурсов для реализации управляющих воздействий. Концен-трация власти и распорядительных функций в руках субъекта управления по-зволяет обеспечить единство в руководстве и согласованность действий управляемой системы. Управленческая деятельность невозможна без прочной информационной основы. Субъект управления должен обладать исчер-пывающей информацией о состоянии объекта, внутренних и внешних факто-рах, влияющих на его функционирование. Сбор, анализ и обработка управ-ленческой информации составляют важнейший элемент управленческого цикла. С развитием информационно-коммуникационных технологий управ-ление становится все более сложным и многоаспектным процессом. Возрас-тающие объемы информационных потоков, глобализация социальных связей, усложнение структуры общественных отношений выдвигают новые требова-ния к управленческим системам и технологиям. Управление как социальный феномен представляет собой сложное, многогранное явление, пронизываю-щее все сферы жизнедеятельности общества. Его сущность и значение рас-крываются через ряд ключевых аспектов:
1. Управление - универсальный процесс организации совместной дея-тельности людей. Человеческое общество невозможно без упорядоченных, скоординированных форм взаимодействия его членов для достижения общих целей. Управление выступает как специфический вид деятельности по обес-печению согласованности групповых усилий, распределению функций и полномочий, контролю исполнения. Оно является необходимым условием существования любой устойчивой социальной общности - семьи, трудового коллектива, организации, государства.
2. Управление - механизм функционирования и развития социальных систем. Общество представляет собой сложную системную целостность, со-стоящую из множества взаимосвязанных элементов. Управление обеспечива-ет согласование интересов различных социальных групп, сохранение струк-туры общества, его стабильность и устойчивость. Вместе с тем, управленче-ские воздействия являются важным фактором преобразований и модерниза-ции общественных отношений, двигателем социального прогресса.
3. Управление - реализация власти и принуждения в общественных от-ношениях. Отношения управления в социуме имеют властно-распорядительную природу, основаны на принципе субординации, когда субъект управления обладает правом принимать обязательные решения, а объект должен им подчиняться. Возможность легитимного применения при-нуждения является неотъемлемым атрибутом управленческих отношений и важнейшим условием управляемости социальных систем.
4. Управление - специализированная деятельность особой группы - управленцев. В развитых обществах управление становится самостоятельным видом профессионального труда. Формируется особая социальная группа лиц, облеченных властными полномочиями и осуществляющих функции по руководству, координации, контролю деятельности организаций и соци-альных институтов. Профессиональные управленцы выступают носителями специальных знаний и навыков в этой области.
5. Управление - сфера проявления социальных противоречий.
Отношения субъектов и объектов управления изначально содержат противоречия между тенденциями к подчинению и сопротивлению, властво-ванию и свободе. Процессы управления пронизаны конфликтами интересов различных групп, борьбой за обладание властными ресурсами. Причем эти противоречия характерны как для управления организациями, так и для уровня общества в целом. Примером такого явления может стать, так назы-ваемый, «Принцип Питера» или «принцип вверх по лестнице». Этот принцип был сформулирован канадским ученым Лоуренсом Дж. Питером в 1969 году на основе анализа карьерной траектории служащих различных иерархических структур. Суть принципа Питера заключается в следующем: в иерархической системе, построенной на принципе продвижения по службе за эффективный труд, каждый работник в конечном счете достигает своего уровня не-компетентности. Это происходит потому, что успешное выполнение обязан-ностей на одном уровне ведет к повышению на следующий, более высокий уровень. Поэтому хороший специалист (скажем, программист) благодаря своим заслугам со временем получает повышение до уровня менеджера или руководителя. Однако на новом уровне требуется совершенно иной набор навыков, связанных с управлением людьми, контролем, принятием решений. И если человек оказывается некомпетентным в этой новой роли, дальнейшее продвижение для него становится невозможным. По оценкам Питера, как минимум каждый четвертый сотрудник организации в конечном итоге дости-гает своего "уровня некомпетентности", после чего становится неэффектив-ным в занимаемой должности. Это явление Питер называл "вечным свойст-вом иерархических систем". Принцип Питера достаточно парадоксален и указывает на существование серьезных системных проблем в классических подходах к карьерному росту и ротации кадров. В современном менеджменте данный феномен учитывается при построении кадровой политики организа-ций. Управленческая деятельность представляет собой сложный многоас-пектный процесс, включающий различные виды деятельности.
1. Целеполагание - определение целей и задач управления, формулиро-вание желаемого конечного результата деятельности управляемой системы. Выработка стратегии и приоритетных направлений развития.
2. Планирование - разработка конкретных планов, программ, проектов достижения поставленных целей управления. Определение набора предстоя-щих действий, потребных ресурсов, сроков исполнения.
3. Организация - создание организационных структур, распределение полномочий, обязанностей и ответственности между субъектами управления. Формирование штатов, делегирование задач и координация их исполнения.
4. Мотивация - побуждение участников организации к эффективной деятельности и добросовестному выполнению своих обязанностей. Исполь-зование материальных и нематериальных стимулов.
5. Контроль - систематический сбор и анализ информации для отсле-живания текущих процессов в управляемой системе. Оценка соответствия достигнутых результатов поставленным целям, выявление отклонений.
6. Принятие решений - процесс анализа ситуации и выбора одного или нескольких вариантов действий из имеющихся альтернатив для реализации целей управления. Важнейшая функция субъекта управления.
7. Коммуникация - обеспечение эффективного обмена информацией между субъектом и объектом управления, налаживание коммуникационных потоков внутри организации.
8. Представительство - официальное представление интересов управ-ляемой системы во внешних средах, установление деловых контактов и свя-зей с партнерами.
9. Распорядительство - прямое оперативное управленческое воздейст-вие, отдача распоряжений, команд, указаний по исполнению конкретных за-дач.
10. Кадровая работа - формирование и укомплектование штатов квали-фицированным персоналом, отбор и расстановка кадров, их обучение и раз-витие.
11. Управление рисками - выявление потенциальных факторов риска, анализ вероятности их наступления и возможного влияния, разработка мер по предупреждению и минимизации рисков.
12. Делегирование полномочий - распределение задач и передача части управленческих полномочий подчиненным для повышения оперативности принятия решений, разгрузки руководителя.
13. Управление изменениями - деятельность по инициированию и осу-ществлению изменений и преобразований в организации с целью обеспечить ее соответствие вызовам внешней среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Друкер П. Классические работы по менеджменту / Пер. с англ. - М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2008.
2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2004.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - М.: Магистр, 2014.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: Новое зна-ние, 2009.
5. Резник С.Д. Управление кафедрой: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011.
6. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Фи-нансы и статистика, 2001.
7. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конку-рентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
8. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник. - М.: Юрайт, 2013.
9. Балашов А.П. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008.
10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2013.
11. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - М.: Проспект, 2012.
12. Дафт Р. Менеджмент / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009.
13. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.
14. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2006.
15. Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.
16. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник. - М.: НОРМА, 2001.
17. Менеджмент организации: учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2004.
18. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для ме-неджеров "Управление развитием организации". - М.: ИНФРА-М, 1999.
19. Смирнов Э.А. Управленческие решения: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014.
20. Корпоративный менеджмент: Опыт лучших российских компаний / Под ред. А.И. Наумова. - М.: ТЕИС, 2001.
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
22. Теория организации и организационное проектирование / Под ред. Т.П. Хохловой. - М.: Экономистъ, 2005.
23. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: Дело, 2005.
24. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002.
25. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2004.
26. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Юрайт, 2010.
27. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. - М.: МГУУ Правительства Москвы, 2010.
28. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
29. Игнатов В.Г., Белолипецкая А.К. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность. - Ростов н/Д: МарТ, 2006.
30. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
31. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2006.
32. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: Новое зна-ние, 2009.
33. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг. – М.,2001.
34. Дафт Р. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2009.
35. Дресвянников В.А. Управление человеческими ресурсами. - М.: КноРус, 2015.
36. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2015.
37. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - М.: Проспект, 2013.
38. Резник С.Д. Управление кафедрой. - М.: ИНФРА-М, 2011.
39. Алавердов А.Р. Управление кадровым потенциалом высшего учебного заведения. - М.: ЕЦПНВШ, 2007.
40. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.
Ачкасов, В. А. Этнополитология : учебник для бакалавров / В. А. Ачкасов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 495 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3066-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/426135
41. Региональная экономика и управление развитием территорий : учебник и практикум для вузов / И. Н. Ильина [и др.] ; под общей редакцией Ф. Т. Про-копова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 355 с. — (Высшее образо-вание). — ISBN 978-5-534-00236-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450558
42. Региональная политика : учебное пособие / Забузов О.Н., под ред., Пе-ренджиев А.Н., Злотникова Е.В., Чумаченко А.П., Хохлова А.В. — Москва : КноРус, 2020. — 206 с. — ISBN 978-5-406-01300-7. — URL: https://book.ru/book/935909
43. Вертакова, Ю.В. Региональная социально-экономическая полити-ка+еПриложение: Тесты : учебник / Вертакова Ю.В., Рисин И.Е., Трусова Н.С. — Москва : КноРус, 2020. — 275 с. — ISBN 978-5-406-07489-3. — URL: https://book.ru/book/932653
44. Рой, О. М. Исследования социально-экономических и политических про-цессов : учебник для вузов / О. М. Рой. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 331 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12349-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453536
45. Угрюмова, А. А. Региональная экономика и управление : учебник и прак-тикум для вузов / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 477 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07638-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450957
46. Региональная экономика : учебное пособие / Е.Л. Плисецкий. — Москва: КноРус, 2019. — 279 с. — (Для бакалавров) //https://www.book.ru/book/931866
47. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования : учеб-ное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. — Москва :КноРус, 2018. — 280 с. —(Бакалавриат и Магистратура)//https://www.book.ru/book/926746
48. 1) Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосова-нием 12 декабря 1993 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://constitution.kremlin.ru/.
49. 2) Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на пе-риод до 2030 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921.