Фрагмент для ознакомления
2
В первую очередь, отметим, что система воспитания Л.Н. Толстого выросла из его философии.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – один из самых выдающихся писателей и самобытных мыслителей второй половины 19 столетия. Толстому принадлежит весьма оригинальное и дискуссионное религиозно-этическое учение, которое ставит в центр рефлексии проблему человека, человеческого бытия, существования мира, экзистенциального смысла, устройства общества и т.д. В конце XIX - начала XX в. Философская концепция Толстого обретает статус целостного направления в отечественной философской мысли. Но все же, философия Толстого отличалась такими качествами, как непоследовательность и противоречивость.
Религиозно-философская система Толстого вошла в историю как толстовство. В философии Толстого во многом нашли отражения патриархального крестьянства. Проблема России, движущие силы истории, роль народа, великих личностей, морально-нравственные аспекты бытия – эти вопросы решались Толстым в религиозном русле.
В дневниках, начиная с 1852 по 1860 г., представлены многочисленные записи, посвященные этим проблемам. Согласно позиции Толстого, драматизм существования человечества заключается в наличии постоянного противоречия между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Также человека Толстой был склонен рассматривать как «арену», на которой разворачивается борьба между двумя началами – плотским и духовным. Телесная бренна и конечна, отречение от нее приводит человека к постижению подлинного смысла жизни.
Вопрос о смысле бытия выражается так: “Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?”. Согласно позиции Толстого, человеческая жизнь наполняется смыслом в той мере, в какой он способен подчиниться исполнению Божественной воли. Божественная воля является законом любви, которая противостоит закону насилия.
Заповеди Христа являются наиболее полной репрезентацией данного закона любви. Для спасения себя, собственной души, обретения смысла жизни, человек обязан перестать делать зло, склоняться к насилию, причем, это касается и тех случаев, когда сам человек становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – это базис философского учения Льва Николаевича Толстого.
Если пытаться определить общую направленность философии Толстого, то, скорее всего, она тяготеет к объективному идеализму, в частности, Толстой рассуждает о «всемирном духе», который осуществляет управление миром и людьми, отождествляется с разумом, любовью, добром, законом и совестью. Эти нравственные принципы являются основой жизни и деятельности людей, призваны привести общество к действительно разумному, справедливому устройству.
Эти идеи нашли отражение уже в раннем философском трактате Толстого, который называется «О цели философии» (1847). Согласно концепции Толстого, именно философии предстоит дать ответ на вопрос о том, какие способы могут привести человека к состоянию счастья, к благосостоянию. Другой важный вопрос для философии – смысл бытия, назначение человека. Философская система Толстого антропоцентрична, то есть, именно человек является центром и наделен абсолютной ценностью. Положения христианского вероучения, некоторые идеи иных религий становятся для писателя отправной точкой для разработки и обоснования собственного учения [4].
Другой источник формирования философской системы Толстого – это общественная атмосфера и мысль России второй половины XIX в. Здесь существовали разные идеи и течения, которые своеобразно преломляются в философской системе Толстого. Но все же, как уже отмечалось ранее, у Толстого был собственный путь, а абсолютных авторитетов для него не существовало.
Толстой был склонен к детальному и глубокому анализу реалий русской жизни, ее специфики. Согласно позиции Толстого, невзирая на внешние обстоятельства, человек должен добиваться усовершенствования себя в земном бытии. Человечество страждет, поскольку люди никак не могут отказаться от безнравственности и насилия, а на зло они отвечают злом, чего, с позиции Толстого, никак нельзя делать.
Решение вопроса о нравственности, смысле бытия берет свое начало в религиозном обосновании. Толстой мечтал о создании истинной религии, поскольку многие положения официальных религий его не удовлетворяли, а некоторые тезисы богословия он считал спорными. Тем не менее, в процессе своего существования человечество выработало определенные морально-нравственные аксиомы, которых нужно придерживаться. Факт совпадения данных начал в сознании людей с их поведением как раз и убеждает Толстого в реальности возможности существования единой «истинной» религии [5].
В структуре религиозных этических и философских воззрений Толстого особое место занимает понятие Бога, Толстой исходит из априори огромного значения Бога для человека. Что же касается попыток определения Бога в онтологическом аспекте, т.е. как бесконечного бытия, а также в космологическом смысле, т.е. как творца мира, для Толстого не так существенны. Толстой исходит из следующего тезиса: «Бог есть любовь», «совершенное благо», которое составляет центр человеческого «Я» [5].
Другой важный аспект – отождествление в философии Толстого понятия Бога и понятия души. Душа есть «причина человеческого сознания, которое, в свою очередь, выступает как имманация «всеобщего разума». Естественные науки, давая объяснение специфики материального состава тел, физиологических процессов, протекающих в живых организмах, и еще многого другого, что заставляет воспевать силу человеческого ума, не способны, как считал Толстой, ответить на вопрос о том, а почему же собственно человек живет, для чего приходит в этот мир [9]. Толстой отмечал, что смысл бытия невозможно определить, если опираться на идеал, так как идеал рождается вследствие осознания собственного жизненного призвания.
Итак, Толстой доказывает, что все ученые, мыслители, которые ставили вопрос о жизни, либо давали неопределенные ответы, либо же признавали, что конечное существование человека перед лицом бесконечного мира является бессмысленным. Тем не менее, суть вопроса Толстой видит в том, «каков смысл именно конечного в бесконечном: «Цель жизни только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос» [5]. И как раз средство для реализации данной цели состоит в том, чтобы придерживаться тактики «непротивления злу насилием», о чем уже говорилось ранее.
Что касается веры, то Толстой считал, что вера едина у всех людей. Как базис всех религий, она способна объединять в истинных положениях. Соответственно, как полагал Толстой, различие религий является только внешним выражением разной приближенности к единой истине. Существующие религии многообразны, тем не менее, есть три типа сознания смысла человеческого бытия: первобытное (личное), языческое-общественное (семейно-государственное), христианское (божеское) [9].
Общий вывод из такого понимания Л. Н. Толстым сущности религии заключается в следующем: религия в качестве выражения вовне своей веры –отличает каждого человека. Различие религий есть выражение различия степени приближенности к истине. Основная истина для человека – это истина смысла бытия. Она заложена в каждом, тем не менее, ее раскрытие зависит от самого человека [4].
В целом, если давать оценку взглядам Толстого, то можно выделить многие противоречивые аспекты. В первую очередь, абсолютизация принципа непротивления злу насилием приводит писателя к идеализации, нивелированию самой проблемы существования зла в этом мире. Эта идея Толстого кажется в высшей мере утопичной, поскольку общественные законы таковы, что зло осуждается, более того, принимаются те или иные нормы, законы, чтобы этой злу противостоять. Возможно ли считать такое, по сути, насильственное сопротивление злу неверным? Конечно же, нет, поскольку иначе общество погрузится в хаос. Толстой опускает и такой важный момент, как дуальность природы человека и общественной жизни. Зло существовало во все времена, соответственно, цель общественного порядка как раз и состоит в том, чтобы это зло ограничивать.