Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Безопасность - это государственная защита прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя государства, суверенитета и жизненно важных интересов территориальной целостности.
Развитие информационных технологий в экономической сфере стало неотъемлемой частью жизни современного общества, а поскольку информация является одним из наиболее ценных и важных ресурсов в любом бизнес-процессе, то информационная безопасность стала важнейшим аспектом грамотного ведения бизнеса. Информационная безопасность включает в себя комплекс мер, направленных на предотвращение или исключение несанкционированного доступа к данным, их обработки, искажения, форматирования, анализа, последовательного обновления, модификации или уничтожения. Проблема защиты информации от несанкционированного доступа и нежелательных воздействий существует давно и становится все более актуальной с развитием человеческого общества, появлением частной собственности, государственных режимов и дальнейшим расширением сферы деятельности человека. Информация приобрела ценность, и обладание ею приносит определенные выгоды ее нынешним и потенциальным владельцам.
Переход к информационным системам затрагивает и органы государственной власти. Одним из важнейших достижений в области информационной безопасности является электронное правительство. Электронное правительство не является дополнением к традиционному государственному управлению, а лишь определяет новый способ взаимодействия, основанный на активном использовании информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности предоставления государственных услуг. Это определяет актуальность выбранной темы.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании правового регулирования ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты информации и особенности ее применения.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты информации и особенности ее применения.
Целью исследования является анализ ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты информации и особенности ее применения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть законодательство в сфере защиты информации;
2.иследовать особенности применения законодательства о защите информации;
3.проанализировать ответственность за нарушение законодательства.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бачило И.Л., Волков Ю.В., Магадиев М.Ф., Маскайкин Н.А., Романенко Г.С., Хиабахян А.Р. и другие авторы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на исследование ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты информации и особенности ее применения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Законодательство в сфере защиты информации
1.1. Понятие информационной безопасности и ее значение для общества
Ни одна система не может существовать без информационных потоков, а нарушение или отсутствие информационных потоков может привести к краху, потере эффективности и прибыльности, снижению стимула к развитию. Информация является важнейшим элементом любой экономической системы .
Информационная сфера является системообразующим фактором общественной жизни и оказывает позитивное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность России во многом зависит от информационной безопасности, и эта зависимость будет возрастать по мере технического прогресса.
В доктрине информационной безопасности под информационной сферой понимается "информация, информационные объекты, информационные системы, сайты информационно-коммуникационной сети "Интернет", сети связи, информационные технологии, формирование и обработка информации, разработка и использование этих технологий, субъекты, осуществляющие деятельность по обеспечению информационной безопасности, и связанные с ними".
Информация должна быть надежно защищена, так как наличие различных угроз может привести к потере целостности, доступности и конфиденциальности информации. Каждый человек ежедневно сталкивается с событиями, которые могут представлять угрозу для информационной сферы, такими как:
-неправомерное присвоение чужой собственности;
-хищение имущества (информационного оборудования, компонентов);
-подделка или несанкционированное изменение данных;
-нарушение прав частной собственности и конфиденциальности информации;
-несанкционированный или несанкционированный доступ к частной информации владельца;
-компьютерное вымогательство или шантаж;
-искажение или уничтожение данных;
-нарушение авторских прав или прав интеллектуальной собственности.
Понятие информационной безопасности в доктрине информационной безопасности Российской Федерации в широком смысле определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних, запланированных и незапланированных информационных угроз, в качестве которых выступают конституционные права человека и гражданина, безопасность государства, независимость, суверенитет, территориальная целостность, высокий уровень жизни населения, Российская Федерация .
В узком смысле под "информационной безопасностью" понимается состояние защищенности личной, общественной и государственной информации от естественных или техногенных случайных или преднамеренных воздействий, способных нанести серьезный и непоправимый ущерб субъектам информационных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954,
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448
4. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об электронной подписи"// Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, № 15, ст. 2036
5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"// Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
6. Алексеева, М. А. Защита конфиденциальной информации / М. А. Алексеева, Д. А. Марценюк // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 39. – С. 124-127.
7. Ахметов, А. М. Защита конфиденциальной информации: как системы DLP помогают предотвратить утечки данных / А. М. Ахметов // Интернаука. – 2023. – № 16-1(286). – С. 41-42.
8. Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 419 с.
9. Волков, Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория : учебное пособие для вузов / Ю. В. Волков. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 109 с.
10. Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 497 с.
11. Магадиев, М. Ф. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в структуре электронного правительства Российской Федерации / М. Ф. Магадиев // Вопросы политологии. – 2022. – Т. 12, № 11(87). – С. 3699-3712.
12. Маскайкин, Н. А. Использование автоматизированных информационных ситем в органах местного самоуправления / Н. А. Маскайкин // Инновационная наука. – 2023. – № 6-1. – С. 159-161.
13. Обеспечение безопасности интеллектуальной собственности и защита конфиденциальной информации / М. Вомфельд, Б. Рекс, З. Эллис, К. Динсмор // Компоненты и технологии. – 2020. – № 4(225). – С. 104-109.
14. Смирнова, А. Е. Обязательственно-правовое регулирование соглашений о конфиденциальной информации: защита прав предпринимателей сегодня / А. Е. Смирнова, Е. П. Татаринова // Юридический мир. – 2021. – № 1. – С. 35-39.
15. Субботин, Е. А. Защита конфиденциальной информации в организации / Е. А. Субботин // Интернаука. – 2023. – № 3-2(273). – С. 7-8..
16. Тимербаев, А. Р. Защита конфиденциальной информации / А. Р. Тимербаев // Вестник магистратуры. – 2022. – № 11-2(134). – С. 19-20.
17. Что относится к конфиденциальной информации (охраняемой законом тайне) // СПС КонсультантПлюс. 2024.