Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность: Абашевская культура – археологическая культура среднебронзового века (последние века III тыс. и начало II тыс. до н. э., по радиоуглеродным определениям 2140-1740 гг. до н. э.) на территории европейской России от нижнего Поочья (Калужская область) до верховий Урала (Башкирия).
Выделена в отдельную культуру в 1960-е гг. на основании раскопок В.Ф. Смолина в 1920-е гг. в Чувашии. Свое название она получила от наименования села Абашево (Чувашия), где впервые были произведены раскопки курганов. Она занимает определенную территорию в верхнем и среднем Поволжье: Чувашия, Башеирия, Марий Эл, Татарстан, заходит в Самарскую область, Пермский край, Верхнее Подонье, Верхнее Поуралье. При этом абашевский ареал не идет по этой территории сплошь. В основном большое количество памятников абашевской культуры находятся в Среднем Поволжье – по рекам Илети, Свияге, в низовьях Камы и по реке Белой Исследователи: А.Х. Халиков, К.В. Сальников, П.Д. Либеров и др.
Все это говорит о том, что изучение этой культуры до сих пор вызывает интерес у современников.
История изучения: Памятники абашевской культуры - курганные могильники - впервые были открыты и исследованы в Чувашской республике. Группы курганов и отдельные курганные насыпи, так часто встречающиеся на территории Чувашии, привлекли к себе внимание исследователей еще в конце прошлого столетия. Так, в работе С. М. Шпилевского отмечены два кургана около с. Абашева Чебоксарского уезда . Руководствуясь этими данными, В. Ф. Смолин произвел в 1921 г. разведки, обнаружил у с. Абашева на возвышенности левого берега Рыкши одиннадцать курганных насыпей и составил их план.
Оригинальный материал, не сходный и не похожий ни на одну уже известную археологическую культуру, сразу обнаружил, что открыта новая культура. По месту основных раскопок она приобрела наименование абашевской. После этого изучением абашевских памятников занимались многие советские археологи - П. П. Ефименко, П. Н. Третьяков, Н. Я. Мерперт, А. X. Халиков в Марийском и Чувашском Поволжье, К. В. Сальников и В. С. Горбунов на Южном Урале, П. Д. Либеров и А. Д. Пряхин на Среднем Дону. В Куйбышевской области первые абашевские памятники были выявлены в начале 70-х годов. Сейчас абашевских поселений и погребений здесь известно уже довольно много, хотя и меньше, чем на Южном Урале или на Среднем Дону.
Одной из наиболее сложных проблем является вопрос происхождения абашевской культуры. Гипотез о ее развитии было уже сравнительно много. Одна из новых относится к воронежскому археологу А. Д. Пряхину - о том, что абашевцы формировались на Среднем Дону и примыкающих районах Волго-Донского междуречья, а затем распространились на более восточные территории. Все-таки, наверное, ни попытка вывести абашевцев с запада, со Среднего Дона, ни, наоборот, с Южного Урала не увенчается успехом. Абашевцы, судя по имеющимся материалам, развивались на всей территории их существующего ареала проживания - на всей лесостепи Восточной Европы и Южного Урала. Повсюду в их культуре хорошо приметна местная энеолитическая основа. На эту основу, видимо, наложилась культура скотоводов-ямников, живших в эпоху ранней бронзы в степях и на юге лесостепи и продвинувшихся на поздних этапах своего существования в более северные районы и вошедших во взаимодействие с жившими здесь потомками населения эпохи энеолита. Третьим компонентом, сообщившим абашевцам их неповторимый колорит, было фатьяновско-балановское население, остатки которого также влились в абашевскую культуру. Вот этот сложный и разно-этнический состав и был переделан в процессе создания абашевцев. В итоге сформировалась насыщенная и оригинальная культура, вобравшая в себя все достижения населения предыдущего времени и не находящая себе аналогов среди соседних археологических культур бронзового века Восточной Европы и Западной Азии.
Цель работы: рассмотреть абашевскую культуру в Поволжье.
Задачи:
- познакомить с абашевской культурой;
- использование абашевской культуры в образовательном процессе.
Методы исследования:
- поиск и изучение источников информации из библиотек, прессы, интернета;
- анализ полученных данных: найденный материал был проанализирован и проверен на достоверность и актуальность;
- синтез: объединение разрозненной информации в единое целое.
Глава 1. Абашевская культура в Поволжье
1.1. Абашевский могильник и обряд погребения
Из себя они представляют невысокие овальные курганы иногда бывают и круглые. Есть среди них и просто земляные насыпи, курганы, огороженные каменными оградками, кольцевыми рвами и когда-то стоящими столбами по кругу (см. Приложение 1).
Могилы абашевцы перекрывали деревом и не делали никакой насыпи и только впоследствии насыпали уже общий курган высотой примерно в 0,8 – 1,2 м. Под одним таким курганом находилось 2-3 погребения, коллективные могилы встречаются очень редко. Могильные ямы имеют прямоугольную форму. Ее дно выстлано берестой, в некоторых случаях ее посыпают песком или слоем извести. Стенки могильника обкладывают деревом или обмазывают глиной. Встречаются и овальные ямы, в которую вставляют прямоугольную деревянную камеру и заполняют ее угольками и золой. Под курганной насыпью встречаются остатки кострищ. Видно, угольки и взяты оттуда, которые брали для ритуального обряда .
Костяки лежат на спине с подогнутыми ногами (ноги были подтянуты пятками к тазу и стояли первоначально коленями вверх). Руки расположены кистями на груди и тазовых костях, а иногда подведены к плечам (см. Приложение 2). Есть и скорченные на левом или правом боку костяки, а также вытянутые на спине. В большинстве покойники ориентированы головой на юго-восток и восток .
Присутствуют в погребальных обрядах и следы тризны, жертвенников или какого-то поминального обряда или ритуала (находятся фрагменты керамики, кости животных, следы кострищ). В погребальном обряде присутствует культ огня .
Встречаются также выделявшиеся от других погребений аристократические или элитные погребения. Например, такие погребения были обнаружены: Кондрашкинский курган (Воронежская область), Селезни-2 (Тамбовская область) и др.
Существуют единичные захоронения в вырытых ямках практически на поверхности.
Главными особенностями захоронения абашевцев было:
1. Подкурганный обряд захоронения, который предполагал сооружение уплотненных насыпей.
2. Внемогильные сооружения имели форму кольца или прямоугольника, которые использовались для ограничения площади вокруг могил.
3. Применение культа огня: сжигание наземных конструкций и ссыпание горящего угля.
4. Могильные ямы имели оформление: вытянуто-прямоугольное, деревянное или каменное.
5. Умерших помещали в могильное сооружение таким образом: клали на спину с вытянутыми или приподнятыми ногами.
6. Чаще всего встречается восточная и юго-восточная ориентировка умерших.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абашевская культурно-историческая общность: история, развитие, наследие. Чебоксары, 2003.
2. Бочкарев, В.С. Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие / В.С. Бочкарев, С.Н. Кореневский, П.Ф. Кузнецов. // Материалы международной научной конференции. Чебоксары 2003.
3. Васильев, И.Б. У истоков истории Самарского Поволжья / И.Б. Васильев, Г.И. Матвеева. - Куйбышев, 1986, с. 69-77.
4. Горбунов, В.С. Некрополь эпохи бронзы Южного Приуралья / В.С. Горбунов, Ю.А. Морозов. - Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1991. 161 с.
5. Михайлов, Е.П. В.Ф. Смолин и Абашево /Е. П. Михайлов, С. В. Кузьминых // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: материалы междунар. науч. конф. - Чебоксары, 2003. - С. 12-34.
6. Мочалов, О. Д. «Шахматный» орнамент и культурные связи Волго-Уралья в развитом бронзовом веке / О. Д. Мочалов // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: материалы междунар. науч. конф. - Чебоксары, 2003. - С. 116-123.
7. Никитин, Г. А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков: дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Никитин. - Чебоксары, 1997. - 216 с.
8. Смолин, В. Ф. Абашевский могильник в Чувашской республике / В. Ф. Смолин. - Чебоксары, 1928. - 56 с.
9. Ткачев, В. В. Памятники абашевской культуры в степном Приуралье / В. В. Ткачев // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: материалы междунар. науч. конф. -Чебоксары, 2003. - С. 212-214.
10. Чувашские народные сказки / сост. П. Е. Эйзин. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. - С. 13 – 15.
11. Шпилевский, С. М. Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии / С. М. Шпилевский. - Казань: Универс. типография, 1877. – С. 530.