Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема происхождения индоиранцев не случайно вызывает такой живой интерес. И дело не только и не с столько в многочисленных загадках, которыми полна эта тематика. Изучение «арийской проблемы» предполагает комплексный подход — учет данных различных дисциплин: лингвистики, археологии, этнографии и т.д. Необычайно широк диапазон исследований, которые непосредственно связаны с общей проблемой происхождения и ранней истории индоиранских народов. Эта проблема непосредственно затрагивает и вопросы истории, культуры, этногенеза ряда народов.
Северяне-индоевропейцы помнили, что их предки назывались ариями, и что они когда-то пришли в Индию, как завоеватели. Арии оставили о себе память на тысячелетия: священные книги индуизма. Да и сам индуизм. Ведь то, что называют индуизмом, то есть индусской верой - это собрание вместе, приведение в систему языческих верований разных племен.
Исходно разные арийские племена, пришедшие в Индию, говорили на похожих, понятных друг другу, но все же различных языках. Эти древнейшие языки развивались с самого начала II по I тысячелетие до Р.Х. Чаще всего эти языки называют «ведическими» - на них были записаны священные книги индуизма.
Цель исследования: рассмотреть мифы и историю древних арий.
Объект исследования: древние арии.
Предмет исследования: мифы и история древних арий.
Задачи исследования:
1. Выделить особенности происхождения и развития арийской цивилизации.
2. Рассмотреть касситский период истории Вавилона.
3. Изучить языки и диалекты арийских племен.
4. Выделить основной миф» индоиранцев: инварианты и трансформации.
Метод исследования: теоретический анализ литературы о тем исследования.
Глава 1. Арийской цивилизации как основа формирования мировоззрения таджикско-персидских и индийских народов
1.1. Особенности происхождения и развития арийской цивилизации
Социокультурные, политические, экономические и языковые отношения между Индией и Ираном безграничны с самих далеких времен истории. Среди многих людей и рас, которые вступили в контакт с индийцами и повлияли на жизнь и культуру Индии, самыми старыми и стойкими были иранцы. Они имеют общее происхождение с доарийского и арийского периодов, т.е. самой ранней фазой индоиранских отношений, которые можно проследить до племенной фазы. Считается, что до 3000-2000 гг. до н.э. жители современного Ирака и южного Ирана, а также жители западной и северо-западной Индии происходили из того же региона. Позже, около 1500 года до н.э., арийские племена с севера вторглись, победили этих людей и двинулись дальше в Южную Азию.
На основании лингвистических данных считается, что люди, прибывшие на южные склоны гор Албурза в Северном Иране и в Западном Иране, первоначально были индоиранцами, которые в течение длительного периода разделяли общие традиции, живя в качестве кочевников в степях Центральной Азии. В конце концов, эти две родственные по языку группы разделились и мигрировали на юг. Иранская группа переселилась в высокогорные районы Ирана через плоскую проходимую территорию к юго-востоку от Каспийского моря, а индийские племена мигрировали на Индийский субконтинент [6,7].
Считается, что индийцы и иранцы принадлежали к одной семье до начала индоарийской цивилизации и жили вместе с общим языком в течение многих веков на пастбищах долины Джейхуна (Амударьи) в Центральной Азии. Тем временем, в доисторические времена (около 3000 г. до н.э.) люди культуры кулли (северо-западные границы Индии) преуспели в изготовлении небольших коробочек из мягкого камня с изящной гравировкой линейных узоров. В Сузах (западный Иран) было найдено несколько изделий из расписной керамики, которые, похоже, похожи на изделия народа кулли. В Белуджистан, где люди городских культур Нала и Зхоба построили свои маленькие деревни, хотя этнически в наше время преимущественно иранцы говорят на дравидийском языке (распространенном в Южной Индии). Кажется, мало сомнений в том, что цивилизация долины Инда имела контакты с современными цивилизациями Ирана и Месопотамии. Существует поразительное сходство между некоторыми рисунками и печатями. Существовала 100 торговля между побережьем южного Ирана и Индией через Персидский залив и Аравийское море. Некоторые индийские печати были раскопаны в Кише, Сузах и Уре в Иране. Археологические данные также указывают на индо-иранскую связь в эпоху Хараппской цивилизации [23].
В целом, как отмечает видный индийский лингвист Р.Ч. Нигам, опираясь на классификацию британского лингвистаиндолога Дж. А. Грирсона, который делил ее на три главные группы: группа андхра, дравида и промежуточная группа, писал: «К этому были добавлены еще две небольшие группы: северо-западный язык брагуи, на котором говорят в Белуджистане, и ряд полудравидийских гибридных языковых форм… Открытия цивилизаций Мохенджодаро и Хараппы пролили яркий свет на положение перед приходом ариев. Предполагается, что эти древние городские цивилизации созданы дравидами. Находка нескольких печатей с надписями из этих мест дает огромные возможности дальнейших открытий» [22].
Считается, что жители Хараппы импортировали серебро, медь, бирюзу и лазурит из Персии и Афганистана, а Иран поставлял в древнюю Индию серебро, золото, свинец, цинк и бирюзу. Взаимоотношения продолжались и в ведической фазе. Двигаясь дальше, основателем династии Ахеменидов (750-330 гг. до н.э.) в Персии был Ахемен. В ахеменидский период некоторые части северо-западной Индии попали под власть персидского императора Кира (550–529 гг. до н. э.).
Искусство и архитектура Ахеменидов оказали значительное влияние на Индию после падения Ахеменидов и ближе к концу I в. до н.э. эры. Здесь необходимо отметить, что первая миграция ариев в Индию и Иран произошла около 2000 г. до н.э. В Иране, как и в Индии, влияние ариев оказалось неизгладимым и стало основой долговечной традиции. Эти люди принесли с собой патрилинейную систему, поклонение богам неба, лошадей и колесницы. Во втором тысячелетии до нашей эры существовало тесное согласие между языком и мифологией, религиозными традициями и социальными институтами индийцев и иранцев, с одной стороны, и греков, римлян, кельтов, германцев и славян - с другой [19].
Считается, что в течение значительного периода после отделения от своих западных сородичей, индийцы и иранцы жили вместе. Писания Вед (индийских ариев) и Авесты (иранцев) сходятся во мнении о причине, которая привела к миграции ариев с их первоначальной родины (называемой в Авесте «Аирйана Ваеджа»). В ведическом рассказе говорится о потопе воды, а в авестийском - о потопе снега и мороза. Слово «пралея», означающее снег или мороз, происходит от слова «пралайя» или потоп на санскрите.
То, что в доисторические времена в некоторых частях известного тогда мира был огромный потоп, доказывают семитские источники, которые, повидимому, заимствовали свои рассказы из арийских источников. Имя человека, который спасся от этого бедствия, согласно им, - Ной (более правильно Нух, как в арабском языке, который является сокращенной формой Мануха, именительного падежа Ману). Как в индийской, так и в иранской версии он является сыном одного и того же человека - Вивасвата или Вивангата. Согласно традиции «Вендидада», предки иранцев поочередно жили в 15 других странах.
Одной из них была Хаптахинду, то есть Саптасиндху, колыбель индоарийской цивилизации. Индийские или индоиранские группы, поклонявшиеся ведическим божествам, были обнаружены в Сирии и к северу от нее в середине второго тысячелетия до н.э. Так, в XIV в. до н.э. в Северо-Восточной Сирии появился народ под названием Миттани, цари которого носили индоиранские имена, а боги были очень похожи на арийских богов - Индара (Индра), Урувна (Варуна), Митра и Насатья. Некоторые другие вожди в Сирии и Палестине также носили индоиранские имена. Французский ученый, напоминая о знаменитом договоре, который был заключен между хеттским (индоевропейский народ Малой Азии бронзового века) правителем и царем Миттании около 1370 г. до н.э. пишет, что в этом договоре 101 «…упомянуты арийские боги Митра, Варуна, Индра и божества-близнецы Насатья. Таким образом, в царстве Митанни боги арийцев почитались так же, как и месопотамские божества, что должно указывать на наличие арийского элемента, по-видимому, только в среде правителей. Сомнений в идентификации имен богов, выступающих в этом договоре, нет, но значение и интерпретация имен остаются предметом дискуссий» [3, 43].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры : в 2 т. Тбилиси : Изд-во Тбилисского ун-та, 1984. Т. 2. 2
2. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. М. : Центрполиграф, 2007.
3. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М. : Мысль, 1983.
4. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М. : ПрогрессУниверс, 1995.
5. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь // под ред. В.И. Кальянова ; с приложением «Грамматического очерка санскрита» А. А. Зализняка. 2-е изд., испр. и доп. М. : Русский язык, 1987.
6. Геродот. История в девяти книгах / под общ. ред. С.Л. Утченко; пер. и прим. Г.А. Стратановского. М. : Наука, 1972.
7. Вигасин А.А. Арии [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия 2004–2017. URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/1828144 (дата доступа: 07.04.2024).
8. Страбон. География в 17 книгах / под общ. ред. С. Л. Утченко ; пер. и прим. Г. А. Стратановского. М. : Наука, 1964.
9. «Бехистунская» надпись Дария I / пер. М.А. Дандамаева // Мифы древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм) / И.В. Рак. СПб. М. : Журнал «Нева» : Летний сад, 1998. С. 418–427.
10. Перзашкевич О.В. Ригведийское жречество. Минск : БГУ, 2014.Авеста. Избранные гимны. Душанбе: Адиб, 1990. 173 с.
11. Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М.: Одиссей: Олма-Пресс, 2001. 764 с.
12. Махпиров В. Ю. Имена далеких предков. Алматы, 1997. . 74 с.
13. Токарев С. А. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. М., 2003. 719 с.
14. Седова А. В. История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. М.: Восточная литература, 2004. . 124 с.
15. Каракеев К. К. История Киргизской ССР. Фрунзе: Кыргызстан, 1967-1968. 2 т. .264 с.
16. Кудайбергенов С., Сыдыков С. Орхоно-енисейские тексты. Фрунзе: Илим, 1982. 240 с.
17. Пьянков И. В. Средняя Азия и Евразийская степь в древности. СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2013. 736 с.
18. Урстанбеков Б. У., Чороев Т. История Киргизии. Краткий энциклопедический словарь. Фрунзе, 1990. . 764 с.
19. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Наука, 1965. 543 с.
20. Гуревич А. Я. Категория средневековой культуры. М. : Искусство, 1972. 318 с.
21. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 344 с.
22. Аникеева Е.Н. Источники индийского теизма в предфилософии: Веды и Упанишады // Религиоведение. – 2013. – № 3. – С. 113-122.
23. Нигам Р.Ч. Языки Индии и роль переписей населения в изучении языковой ситуации в стране // Страны и народы Востока. Индия – страна и народ / Под общ. ред. чл.- корр. АН СССР Д.А. Ольдерогге. Кн. 2. – М.: «Наука», 1972. С. 90-108.
24. Фрай Р. Наследие Ирана. – М.: Гл. ред. восточ. лит.-ры, 1972. 464 c.
25. Чередниченко А.Г., Шенцов М.Е. Проблема генезиса «иранского митраизма» // Научные ведомости. № 15(70), 2009. С. 11-15.
26. Аюпов Н. Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. Монография. - Алматы: КИЕ, КазНПУ им. Абая. - 2012. - 264 с.
27. Брагинский И. С. Арйана Вэджа // Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т. I. - 671с. ст
28. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - М.: Наука, 1987. - 303 с.
29. Гиренко Н. М. Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики. М.: Наука, 1991. 300 с.
30. Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб.: Наука, 1996. 312 с.
31. Леви-Строс К. Мифологики I. Сырое и приготовленное. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 399 с.
32. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: Восточная литература, 2001. 142 с.
33. Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М.: Наука, 1979. 229 с.
34. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 234 с.
35. Нарты. Осетинский героический эпос / Сост. Т. А. Хамицаева, А. Х. Бязыров. Т. 2. М.: Наука, 1989. 492 с.
36. Нарты. Осетинский героический эпос / Сост. Т. А. Хамицаева, А. Х. Бязыров. Т. 3. М.: Наука, 1991. 175 с.
37. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. К.: София, М.: Гелиос, 2002. 352 с.
38. Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза. Киев: София, 1998. 480 с. Бонгард-Левин, Г. М. Древние арии: мифы и история : от Скифии до Индии / Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2019. – 224 с.
39. Зданович Г.Б. Аркаим: Арии на Урале, или Несостоявшаяся цивилизация // Аркаим. - Челябинск, 1995. - С. 21-42.
40. Зданович Г.Б. Аркаим и «Страна городов»: диалог культур // Аркаим. - Челябинск, 2004. - С. 49-66.
41. Зданович Д.Г. Могильник Большекараганский (Аркаим) и мир древних индоевропейцев // Аркаим. - Челябинск, 1995. - С. 43-53.
42. Зданович Д.Г., Куприянова Е.В. Лошади и близнецы: к археологии ритуала Центральной Евразии эпохи бронзы // Аркаим - Синташта: древнее наследие Южного Урала. - Челябинск, 2010. - С. 130-161.
43. Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе. - М.: Восточная литература / РАН, 1999.
44. Кузьмина Е.Е. Арии - путь на юг. - М.: Летний сад, 2008.
45. Стеблин-Каменский И.М. Арийско-Уральские связи мифа об авестийском царе Йиме и индоиранской варе // Россия и Восток: проблемы взаимодействия / Матер. конф.: кн. 1. - Челябинск, 1995. - С. 166-167.