Фрагмент для ознакомления
2
Игровая и игровая деятельность привлекала и привлекает внимание исследователей. Игра является неотъемлемой частью человеческой культуры. Вопросами игровой деятельности дошкольников занимались ученые С.Л. Новоселова, Н.И. Михайленко, Н.А. Короткова, С.А. Шмаков и другие.
По мнению многих авторов, игра имеет большое значение в личностном развитии ребенка. Она дает застенчивым, неуверенным в себе детям возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. В книге "Технология игры в обучении и развитии" авторов Пидкасистого и Дж. Гайдарова говорит: "Сегодня мало кого удивит, что взрослые, школьники и школьники учатся умно играть в продвинутых образовательных центрах, как маленькие дети, весело и увлекательно. И они не играют в контрабанду, в законы и формулы, в войну и мир, в большие и малые предприятия, одним словом, в жизнь" .
В процессе игровой деятельности у детей развиваются:
- коммуникативные навыки; воображение как основа творческого
деятельность;
- образная память, внимание, речь;
- формируется нестандартное мышление;
- развивается координация движений и мелкая моторика.
Игра рассматривается как ведущее занятие дошкольников. Лидирующая позиция в игре не определена количество времени, которое ребенок уделяет ей, и тот факт, что она удовлетворяет его основные потребности. Являясь ведущей деятельностью дошкольника, игра в наибольшей степени способствует развитию его психических процессов, особенно воображения.
Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского
воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание педагогов на ценность визуализирующих образов: “ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, он испытывает сильные, настоящие чувства” .
В игре воображение проявляется и развивается при определении развивать идеи, разворачивать действие, играть роль, обмениваться предметами. Воображение помогает ребенку принять условности игры, действовать воображаемая ситуация. С одной стороны, игра - это самостоятельное занятие ребенка, с другой стороны, игра нуждается во влиянии взрослого, чтобы она стала его первой "школой", средством воспитания и обучения.
Многочисленные исследования показывают, что при тактичном, педагогически значимом руководстве игра способствует расширению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), укрепление его интересов, развитие речи. Значение игры велико в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим их значение для нравственного развития ребенка не исчерпывается развитие ребенка. Свобода игровой деятельности означает, что она содержится в том, что ребенок чаще, чем в реальной жизни, оказывается в условиях, когда он должен сделать самостоятельный выбор (что делать?).
Научное обоснование игры как формы организации жизни и занятия детей в детском саду включены в произведения А.П. Усовой. По мнению А.П. Усовой, “воспитатель должен находиться в центре детского сада, понимать, что происходит, знакомиться с интересами играющих детей и умело ими руководить. Исходя из особенностей характера игры, задач, которые предстоит решать с ее помощью, определяется уровень сформированности у детей деятельности, педагог определяет степень их участия в ней, методики и рекомендации в каждом конкретном случае” .
С помощью игры дети усваивают опыт взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы и способы работы. Игра также является социальной с точки зрения того, как она реализована. Игровая деятельность, как доказали А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.И. Давыдов. Михайленко придумана не ребенком, а дана ему взрослым, который учит ребенка играть, выдвигает социально устоявшиеся способы игровых действий (как пользоваться игрушкой, заменять предметы, заменять другие средства воплощения образа; выполнение условных действий, построение сюжета, соблюдение правил и т.д.).
Затем ребенок обобщает игровые приемы и переносит их в другие ситуации. Таким образом, игра приобретает самодвижущийся характер и становится формой собственное творчество ребенка, и это определяет его развитие.
Игра - “это вид умственной деятельности в обычной среде, которая развивает умственные и психофизиологические способности человека; форма жизнедеятельности на начальном этапе социализации индивида” . Детская игра связана с потребностями саморазвития, усвоения социального опыта. Игра развивает приблизительные исследовательские и сенсомоторно-поведенческие механизмы и социально сформированные у детей методы межличностного взаимодействия (сюжетно-ролевые игры).
Игра - это доступная ребенку область развития для его произвольных действий, подчинения поведения установленным правилам, анализа ситуации и программирование (моделирование) поведения. Условный характер игровой деятельности, ее освобождение от ряда рабочих требований придает игре расслабляющий характер. “Исходя из этого, в психокоррекционная деятельность, игра рассматривается как один из психотерапевтические методы. Повышая самооценку индивида и снижая
уровень его тревожности, игра удовлетворяет потребности человека в социальном общении без негативных последствий, подавляет негативные эмоции, расширяет спектр доступных действий” .
Игра всегда появляется в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она доставляет человеку сиюминутное удовольствие, служит удовлетворению насущных потребностей. С другой стороны, игра ориентирована на будущее, поскольку либо прогнозирует, либо моделирует жизненные ситуации, либо фиксирует качества, качества, умения, способности, необходимые человеку для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
Итак, через игру в духовный мир ребенка вливается бодрящий поток идей и представлений об окружающем мире.
1.2. Функции игры в процессе развития
Игра имеет многогранную структуру, ее основными элементами являются: “тема, сюжет, роли, игровой материал, правила игры, игровые действия, игровое пространство и время, участники игры” .
Сюжет игры отражает действия, которые дети выполняют во время игры.
Роли делятся на главные и второстепенные. Понятие роли обозначает позицию ребенка в этом занятии, которую он может проявить в соответствии с сюжетом игры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-68.
2. Газман, О. С. Каникулы: игра, воспитание / О. С. Газман. – Москва, 1988. – 160 с.
3. Гроос, К. Душевная жизнь ребенка / К. Гроос. – Киев, 1916. – 172 с.
4. Грузберг, А. А. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений / А. А. Грузберг. – Екатеринбург : ЛИТУР, 1999. – 162 с.
5. Гуревич, П. С. Игра. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. / П. С. Гуревич. – СПб. : OOO «Алетейя», 1998. – 447 с.
6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд., исправ. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
8. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 474 с.
9. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения, т. 1. – М. : Педагогика, 1983. – С. 303-323.
10. Новиков, А. М. Методология образования /А. М. Новиков. – Изд-е второе. – Москва: «Эгвес», 2006. – 488с.
11. Педагогический энциклопедический словарь / ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
12. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – Ленинград : Издательство Академии педагогических наук, 1948. – 629 с.
13. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. – М. : Просвещение. – 1991. – 250 с.
14. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – М. : Новая школа. – 1994. – 80 с.
15. Эведон, Э. М. Игра, игры и технический прогресс / Э. М. Эведон // Импакт. – 1984. – № 2. – С. 19.
16. Эксакусто, Т. В. Справочник психолога начальной школы / Т. В. Эксакусто. – М. : Феникс. – 2006. – 443 с.
17. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : ВЛАДОС. – 1978. – 292 с.
18. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и
развитии. М.: Росс. пед. агентство, 1996. - 178 с.
19. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А., Куликовой
Т.А. – М.: Академия, 2009. - 298 с.
20. Усова А.П. Обучение в детском саду. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9466.php(дата обращение 08.05.2024).