Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью сохранения окружающей среды и решения экологических проблем современности. В указе Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. перечислены многочисленные экологические проблемы, которые затрагивают все регионы России [2].
Экологическая культура, экологическое сознание общества и личности – ведущий непременный компонент, перехода России на модель устойчивого развития [7].
Формирование экологической культуры населения подчеркивается в Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2010 года. В документе, одобренном Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (пункт 9), ключевыми задачами государственной политики в данной сфере определены формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.
Глава XIII Закона «Об охране окружающей среды» [1] полностью посвящена развитию экологической культуры. Основными средствами ее формирования являются всеобщее и комплексное экологическое образование, и просвещение. Согласно статье 71 данного Закона, система экологического образования должна включать все формы образования.
Статья 73 определяет, что экологическое просвещение проводится путем распространения широкого спектра экологических знаний в обществе. Информирование населения осуществляется государством, муниципальными органами, общественными организациями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, спортивными и туристическими организациями.
Статья 72 закона «Об охране окружающей среды» была отменена в 2013 году, и экология перестала быть обязательным предметом для изучения в системе среднего, высшего и дополнительного образования. В педагогических ВУЗах прекратили подготовку учителей экологии [19]. В связи с этим возрастает роль социальных служб в формировании экологической культуры как взрослого населения, так и детей.
Цель данной работы: Изучение технологий формирования экологической культуры взрослых и детей, которые могут быть использованы социальными службами.
К задачам данной работы относятся:
1. Изучить понятия экологическая культура, формирование экологической культуры.
2. Провести анализ количественных и качественных исследований экологической культуры россиян и выявить общие тенденции и недостатки формирования экологической культуры россиян.
3. Предложить возможные технологии формирования экологической культуры населения в социальной работе.
4. Охарактеризовать технологии формирования экологической культуры взрослых и детей.
Экологическая культура – это умение людей применять свои экологические знания и навыки в повседневной жизни. Без соответствующего уровня культуры, люди могут иметь нужные знания, но не уметь их использовать. Экологическая культура человека состоит из его экологического сознания и поведения. «Экологическая культура подразумевает такой способ обеспечения жизни, при котором общество, опираясь на духовные ценности, этические принципы, экономические механизмы, правовые нормы и социальные институты, формирует потребности и способы их удовлетворения, не ставя под угрозу жизнь на Земле» [21].
Экологическая культура личности характеризуется интересом к природе и проблемам ее охраны, знаниями о природе и способах ее защиты, нравственными и эстетическими чувствами по отношению к природе, экологически грамотной деятельностью в природной среде и мотивами, определяющими поведение в природном окружении [17].
Важной составляющей экологической культуры является формирование ценностных ориентаций, которые проявляются в конкретных действиях и поступках, основанных на системе личных ценностей и экологической целесообразности.
Экологическая культура отражает направленность человеческой деятельности на сохранение природных условий, необходимых для жизни, и степень этой культуры тем выше, чем успешнее люди реализуют такую направленность [8].
Процесс формирование экологической культуры личности включает в себя:
1. Накопление и использование положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с окружающей средой.
2. Формирование ответственного отношения к природе, материальным, социальным и духовным ценностям.
3. Признание приоритета всех форм жизни, как необходимое условие для существования человека.
4. Обеспечение всестороннего развития человека, его способностей и здоровья в контексте оптимизации взаимодействия «природа – человек» [11].
По мнению Витольда Альбертовича Ясвина, инструментами непрерывного экологического образования являются: эколого-просветительская работа, экологическая пропаганда и эколого-художественная деятельность.
К основным институтам формирования экологической культуры относятся: детские дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации, национальные парки, заповедники, музеи, зоопарки, ботанические сады, дома природы, государственные природоохранные службы, общественные организации и творческие союзы.
Экологическое образование носит системный характер и предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса. Эколого-просветительская работа нацелена на информирование населения в экологических вопросах и вовлечение их в природоохранную деятельность. Экологическая пропаганда и эколого-художественная деятельность также играют важную роль в формировании экологической культуры, привлекая внимание к экологическим проблемам и стимулируя эстетические чувства [21].
Таким образом процесс формирования экологической культуры включает в себя основную цель (экологическая культура), содержание (эколого-ориентированные знания, отношение к природе, деятельность), технологии формирования экологической культуры (методы, приемы, формы), результат.
1.1 Экологическая культура россиян
В декабре 2010 года состоялся всероссийский опрос ВЦИОМ, в котором приняли участие 1600 человек из 138 населенных пунктов в 46 регионах России [6]. Статистическая погрешность опроса составила не более 3,4%. В том же году были проведены региональные опросы в Москве, Московской, Самарской, Свердловской, Тюменской, Кемеровской, Иркутской и Брянской областях. В каждом из этих регионов было опрошено по 600 респондентов в возрасте 18 лет и старше. В дополнение к количественным исследованиям, было проведено качественное исследование в виде 14 фокус-групп, по 2 в каждом из изучаемых регионов.
В результате опроса было выявлено, что около 20% россиян считают, что экологические мероприятия, проводимые Министерством природных ресурсов и экологии России, являются эффективными. Наиболее положительные оценки дают жители Поволжья, Сибири, средних и малых городов, а также молодежь в возрасте 18-24 лет. В частности, жители Свердловской области высоко оценили работу министерства, 41% опрошенных считают ее эффективной.
Приблизительно 30% россиян знают о деятельности экологических организаций. Самый высокий уровень осведомленности наблюдается среди жителей Свердловской, Самарской областей и Московского региона, где знают о таких организациях 46%, 42% и 42% опрошенных соответственно.
Россияне в целом положительно относятся к деятельности экологических организаций, особенно жители Кемеровской и Иркутской областей, в которых 60% опрошенных поддерживают работу таких организаций. В других регионах России не менее 51% респондентов одобряют работу экологических организаций, за исключением Тюменской области, где этот показатель составляет 34%.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: текст вступ. в силу с 10.01.2002: [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Москва, 2002. – 62 с.
2. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»
3. 76% россиян оценивают свой уровень экологической грамотности как «средний» – 2023 – URL: https://nia.eco/2023/05/18/63640/ (дата обращения: 08.05.2024) – Режим доступа: свободный.
4. Беляков, О.И., Мещерякова, И.В. Компьютерные игры в обучении биологии. – 2020 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-v-obuchenii-biologii (дата обращения: 08.05.2024) – Режим доступа: свободный.
5. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания/ Л.Д. Бобылева // Биология в школе. – 1996. – №3. – С.57-59.
6. ВЦИОМ: Больше половины россиян обзавелись экологическими привычками. – 2023 – URL: 2023/06/06/vciom-bolshe-poloviny-rossiian-obzavelis-ekologicheskimi-privychkami.html (дата обращения: 08.05.2024) – Режим доступа: свободный.
7. Глазачев, С.Н. Аксиомы экологического образования/ С.Н. Глазачев// Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. – Волгоград: Перемена. – 1996. – 282с.
8. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя/ С.Н. Глазачев – М., 1998. – 432с.
9. Грановская, Р.М. Развитие ребенка и компьютерные игры/ Р.М. Грановская // Компьютерные инструменты в образовании. – 1998. – №3/4 – С.3-11.
10. Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере/ Н.В. Добрецова – М.: «Агропромиздат», 1988. – 236с.
11. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы/ И.Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии. – Волгоград: Перемена, 1996. – С. 72–84.
12. Лучшие социальные проекты экологического акселератора «Москва без отходов» в 2023 году. – 2023 – URL: luchshie-socialnye-proekty-ekologicheskogo-akseleratora-moskva-bez-othodov-v-2023-godu (дата обращения: 08.05.2024) – Режим доступа: свободный.
13. Миркин, Б.М. Ролевые игры по экологии: пособие для учителей/ Б.М. Миркин. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272с.
14. Мухлаева, Т.В. Экологическое образование взрослых как звено непрерывного образования в современном мире/ Т.В. Мухлаева // Вестник ПСТГУIV: Педагогика. Психология – 2009. Вып. 1 (12). – С. 41–51.
15. Пути отходов: Дальний Восток и Забайкалье. – 2023 – URL: https://sreda-press.ru/projects/puti-othodov-dalnij-vostok (дата обращения: 08.05.2024) – Режим доступа: свободный.
16. Ровнейко М.В. Современные формы и методы экологического просвещения молодежи/ М.В. Ровнейко// Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью. – 2021 – С.182-190.
17. Симонова, Л.П. Ключи от природы/ Л.П. Симонова//Учебно-методическое пособие. – М.: Агар, 1997. – 9с.
18. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Экологические аспекты социальной работы – 2023 – URL: https://studme.org/141701204134/ekologiya/ekologicheskie_aspekty_sotsialnoy (дата обращения: 08.05.2024) – Режим доступа: свободный.
19. Ткаченко Ю.Л., Комиссарова М.В. Экологическая культура общества и пути ее формирования. – 2020 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-obschestva-i-puti-ee-formirovaniya (дата обращения: 08.05.2024) – Режим доступа: свободный.
20. Экологическая культура россиян – 2023 – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ekologicheskaya-kultura (дата обращения: 08.05.2024) – Режим доступа: свободный.
21. Ясвин В.А. Разработка региональной стратегии формирования экологической культуры населения. Часть 2. – 2023 – URL: https://eco-oos.ru/biblio/sborniki-nauchnyh-trudov/ekologicheski-ustoichivoe (дата обращения: 08.05.2024) – Режим доступа: свободный.