Фрагмент для ознакомления
2
Характер - это психическое свойство личности, определяющее манеру поведения человека и выражающееся в его отношениях: с окружающим миром, с самим собой. В переводе с греческого "персонаж" - это "погоня", "предзнаменование", "печать". На самом деле характер - это особая черта, которую человек приобретает, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность человека проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, находчивость и т.д.) и в темпераменте, она проявляется и в чертах характера, которые развиваются и проявляются в деятельности и общении и определяют типичные для индивида формы поведения. Важной индивидуальной характеристикой человека как личности является его характер. В структуре личности характер занимает центральное место, и это место настолько значимо, что часто между личностью и характером человека ставится знак равенства. Персонаж - это совокупность относительно устойчивых и постоянно проявляющихся личностных черт и качеств, которые определяют особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Знать характер человека - значит знать его основные черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в действиях человека. На практике общения людей друг с другом их характер может проявляться в поведении, в том, как человек реагирует на действия других. Манера общения может быть деликатной, тактичной или грубой, невнимательной. Это также связано с различиями в характерах людей. Человека с ярко выраженным, сильным или слабым характером всегда можно отличить от других людей [19]. Поступки человека с сильным характером характеризуются настойчивостью, целеустремленностью, настойчивостью, а поступки человека со слабым характером характеризуются беспечностью, случайностью, непредсказуемостью и т.д. Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родственникам и друзьям, коллегам по работе, друзьям, знакомым и незнакомым и т. Д. Стабильная и нестабильная привязанность, беспринципность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость раскрывают отношение человека к другим людям. Во-вторых, отношение человека к самому себе указывает на характер: чувство собственного достоинства и самоуважения или снисходительность, неуверенность в себе. Для некоторых людей любовь к себе и эгоцентризм (который ставит себя в центр всего происходящего) являются главными приоритетами, для других - целеустремленность в борьбе за общее дело. В-третьих, характер раскрывается в отношении человека к делу. К наиболее ценным чертам характера относятся добросовестность и трудолюбие, серьезность, энтузиазм, ответственность за дело и забота о его результатах. В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только в отношении собственности в целом, но и в бережном обращении со своими вещами, одеждой, обувью, книгами и учебниками и т. д. В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только в отношении собственности вообще, но и в бережном отношении к своим вещам, одежде, обуви, книгам и учебникам и т. Д.. Характер человека нельзя рассматривать как нечто врожденное, постоянное и неизменное [1]. Он формируется в течение жизни, в процессе воспитания (в широком смысле этого слова), отражает условия и образ жизни человека и изменяется под влиянием изменений, происходящих в этих условиях. Человеческий характер - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с индивидуальными особенностями, приобретенными в течение жизни. Люди с любым типом темперамента могут быть правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми. Однако при определенном темпераменте некоторые черты характера легче приобрести, а другие - сложнее. Например, у флегматиков легче развить организованность и дисциплинированность, чем у холериков; Доброта, отзывчивость легче развиваются у меланхоликов. Сангвинику и холерику легче, чем хорошему организатору, общительному человеку. Однако недопустимо оправдывать недостатки своего характера врожденными качествами, темпераментом. Они могут быть отзывчивыми, дружелюбными, тактичными и замкнутыми с любым темпераментом. Характер формируется деятельностью индивида под влиянием социальных условий. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо учитывать его индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути. Темперамент влияет на форму проявления отдельных черт характера. В то же время человек с сильным характером может подавлять проявление определенных сторон своего темперамента, он может изменять некоторые свои черты длительными упражнениями. Характер наиболее тесно связан с направлением личности [10]. Характер выражается в направлении личности, а направление выражается в характере. Характер человека складывается из сочетания многих черт или черт характера, которые, как правило, образуют противоположные пары (положительный – отрицательный) и делятся на четыре группы: черты характера, выражающие отношение человека к деятельности, труду: трудолюбие - лень, инициативность - консерватизм, честность - безответственность. , и так далее. Характеристики, выражающие отношение человека к другим людям, коллективу, обществу: общительность – замкнутость, коллективизм – индивидуализм, бестактность – бестактность, правдивость – лживость, вежливость – грубость, обидчивость – жестокость, искренность – лицемерие, доброжелательность – зависть и т.д. Черты характера, выражающие отношение человека к самому себе: самокритичность - некритичность, нетребовательность – нетребовательность, скромность – хвастовство , высокомерие и т.д. Характеристики, выражающие отношение человека к вещам: аккуратность – неряшливость, бережливость – беспечность, экономность – расточительность, щедрость – скупость и т. Эти личностные черты не являются строго отдельными, и одни и те же черты могут выражать разные взаимосвязи [24]. Например, такие черты, как самоуверенность – неуверенность в себе, самоуспокоенность – склонность во всем винить себя, выражают не только отношение человека к самому себе, но и его отношение к другим людям. Кроме того, различные группы отношений взаимообусловлены: отношение к деятельности, к работе, к вещам во многом зависит от отношения человека к самому себе, от его самооценки. Характеры разных людей отличаются не только индивидуальными особенностями, но, прежде всего, их определенностью, целостностью и развитием волевых качеств. По определению, характеры людей ярко выражены с одной или несколькими чертами характера (например, гордый человек или вежливый человек и т. Д., Считается, что эта черта доминирует над всеми остальными) и лишены такой определенности, когда ни одна черта не выделяется (в данном случае говорится: "неопределенный характер"). По целостности характеров людей они делятся на целые, в которых отсутствуют противоречивые черты, и непоследовательные, в которых есть несовместимые друг с другом черты. Людей с твердым характером отличает единство мыслей и чувств, целей и способов работы, убеждений, взглядов и действий. Напротив, люди с противоречивыми характерами характеризуются разобщенностью между мыслями и чувствами, между убеждениями и действиями, между мотивами и целями и т. Д. По степени развития волевых качеств различают сильные и слабые характеры. Если черты сильного характера - это целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, настойчивость, смелость, то черты слабого человека - нерешительность, трусость, неуверенность в себе, которые часто сочетаются с упрямством, и т.д. Поэтому слабый персонаж, даже с социальной ориентацией, не может считаться положительным. Хотя персонаж состоит из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты характера взаимосвязаны и образуют целостную структуру, которую можно рассматривать как в общепсихологическом, типологическом аспекте, так и в аспекте индивидуальных особенностей [3]. Структура характера включает в себя такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей. Определяется структура и содержание характера каждого человека:
а) Динамика воли (в зависимости от того, в какой степени человек способен достигать своих целей, т.е. является ли его воля слабой или сильной).;
б) специфика проявления эмоций человека и эмоциональный фон (например, конфликт), сопровождающий те или иные его действия;
в) интеллектуальные свойства человека;
г) взаимосвязь всех этих компонентов (для структуры характера важно, насколько они слиты, гармоничны друг с другом или, наоборот, конфликтуют, противоречат друг другу).
В структуре характера выделяются две группы черт. Под чертой характера понимаются определенные личностные качества человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных действиях в тех или иных условиях. К первой группе черт характера относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений с окружающей действительностью и способы реализации этих отношений................... Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные характеристики. Характер - это образование на протяжении всей жизни. Это означает, что он образуется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Главную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. Ребенок в первую очередь подражает своим близким. Возраст от двух до девяти-десяти лет можно рассматривать как чувствительный период для формирования характера, когда дети много и активно общаются как с другими взрослыми, так и со своими сверстниками [20]. Стиль общения взрослых между собой, а также то, как взрослые общаются с самим ребенком, очень важны для формирования характера ребенка. То, как мать и отец ведут себя по отношению к ребенку много лет спустя, становится для него способом общения со своими детьми, когда ребенок становится взрослым. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, и противоположные качества – эгоизм, черствость, равнодушие к людям. Начало формирования этих черт характера определяется тем, как родители общаются с ребенком. Наиболее ярко проявляющиеся в работе черты характера - настойчивость, трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность – формируются и закрепляются в играх детей и домашних заданиях, которые им доступны. Поддержка взрослых оказывает сильное влияние на их развитие. Когда то, что ребенок воспринимает как личность дома, поддерживается в школе, соответствующие черты характера закрепляются в нем и чаще всего сохраняются на протяжении всей жизни. Если вновь приобретенный опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает нормы поведения ребенка дома, начинается постепенный перелом характера и поиск компромисса между тем, чему ребенка учили дома, и тем, что от него требует школа. Волевые особенности характера активно развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а в подростковом возрасте формируются основные нравственные и мировоззренческие устои личности, черты характера меняются под влиянием обстоятельств жизненного пути и его поступков. Следовательно, после окончания учебы характер человека продолжает формироваться или меняться. На этом этапе человек сам является создателем своего характера. Этот процесс рассматривается в современной психологии как процесс самовоспитания. Характер во многом определяет жизнь и судьбу человека. Недаром народная мудрость гласит: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Характер - это основа личности, ее ядро [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, В.А. Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2022. - 89с.
2. Акцентуации характера и использование опросника Г. Шмишека//Методические рекомендации для практических психологов. Составила В.Г. Сахарова. - Владивосток, 2020.-32с.
3. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика//Психология индивидуальных различий.- М., 2022.-145с.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2023. С. 257-280с.
5. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. Серия: Практикум по психологии Издательство: Питер, 2020г.- 560 с.
6. Ковалёв, А.Г. Мясищев В.Н. Темперамент и характер//Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 2022.- с 23-30.
7. Ковалев, А.Г. Психология личности-Изд. 3. -М., «Просвещение».- 2020.-289с.
8. Краткий психологический словарь. Составитель Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2020. - 431с.
9. Кречмер, Э. Строение тела и характера//Психология индивидуальных различий. - М., 2022.- с.290.
10. Левитов, Н.Д. Психология характера . - М.: изд. ВЛАДОС, 2020.-424с.
11. Леонград, К. Акцентуирование личности . - Киев, 2021. - 236с
12. Личко, А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии .//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1993, N 1. -- СПб., 2023. стр.5-17.
13. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков . Ленинград, «Медицина, 2023.- 76с.
14. Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности [Электронный ресурс]/- Режим доступа: http://coma.su/content/view/108/30/1/1/
15. Макарова, И.В. Психология: Краткий курс лекций . - М.: Юрайт-Издат, 2024.- с. 174.
16. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2023.- Кн.1: Общие основы психологии. - 688с
17. Слотина Т. В. Психология отношений. — С-Пб.: Питер. 2023. 368 с.
18. Собольников В. В. Психология профессиональной деятельности в экстремальных условиях. — М.: Юрайт. 2024. 191 с.
19. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. — М.: Юрайт. 2024. 362 с.
20. Социальная психология развития / под ред. Н. Н. Толстых. — М.: Юрайт. 2024. 544 с.
21. Социальная психология: современная теория и практика. — М.: Юрайт. 2024. 226 с.
22. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. — М.: Юрайт. 2024. 599 с.
23. Специальная психология в 2 томах. Том 2 / под ред. В. И. Лубовский. — М.: Юрайт. 2024. 277 с.
24. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Исмаилова С. Ф. Этика и психология профессиональной деятельности. Учебник. — М.: Феникс. 2023. 318 с.
25. Узнадзе Д. Н. Психология и педагогика. Теория развития ребёнка. — М.: Амрита-Русь. 2023. 268 с.
26. Шаповал И. А. Отклоняющееся развитие. Психологическая диагностика и обследование. Учебное пособие. — М.: Инфра-Инженерия. 2024. 324 с.
27. Яковлева И. М., Караневская О. В., Браткова М. В.. Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебник. — М.: Инфра-М. 2023. 382 с.
28. Якуничева О. Н. Психология общения. Учебник. — М.: Лань. 2024. 224 с.