Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1.Сущность и значение судебного контроля за публичной администрацией 5
1.1.Публичная администрация как объект судебного контроля 5
1.2.Функции и цели судебного контроля 6
2.Система судебного контроля и формы защиты прав 9
2.1.Органы, осуществляющие судебный контроль 9
2.2.Формы судебного контроля 13
3. Проблемы и перспективы развития судебного контроля в России 15
3.1.Проблемы обеспечения эффективности судебного контроля 15
3.2.Перспективы совершенствования системы судебного контроля 19
Заключение 22
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
Понятие публичной администрации играет ведущую роль в большинстве административных законов. Административное право определяет границы деятельности публичной администрации, устанавливает правовой статус работников административных органов и определяет формы контроля над публичной администрацией. Административные органы и организации признаются обязательными субъектами административно-правовых отношений.
Научный термин "государственное управление" сложился в странах континентальной административно-правовой системы, главным образом во Франции, и впоследствии был принят в административной юриспруденции большинства стран мира. В российской научной литературе этот термин переводится как "государственное управление". Однако понятие "государственное управление" не тождественно понятию "государственная администрация", а шире и богаче по содержанию. В связи с этим представляется целесообразным использовать в русском языке термин "государственное управление", который является буквальным эквивалентом западного термина .
Понятие государственного управления - это не только административно-правовое, но и общесоциологическое понятие. Как общесоциологическое понятие, его содержание полисемично и очень широко по объему.
Основным содержанием судебного контроля за законностью административной деятельности является проверка законности нормативных и ненормативных (индивидуальных) правовых актов, издаваемых (принимаемых) административными органами и их должностными лицами, а также актов власти (бездействия), совершаемых административными органами и их должностными лицами в ходе административной деятельности.
Задача публичной администрации - реализовывать общественные интересы в отношении частных лиц. Публичная администрация должна сбалансировать публичные и частные интересы в каждом правоотношении, принимая конкретные меры. Однако функции государственного управления многогранны, и административный орган, вступающий в правоотношения, не всегда должен представлять общественные интересы. Бывают случаи, когда административный орган действует не в публичных интересах, а в своих собственных интересах и в интересах частных лиц (например, в случае приобретения имущества, его использования или отчуждения в связи с потребностями административного органа). В таких случаях возникают не публично-правовые, а частноправовые отношения. В этой связи важно подчеркнуть, что не вся деятельность административных органов подлежит административно-правовому регулированию, а только та, которая имеет отношение к выполнению их основных функций, связанных с реализацией публичных интересов .
Таким образом, государственное управление можно определить как организацию и деятельность органов и организаций, подчиненных политической власти, обеспечивающих исполнение законов, действующих в интересах общества и наделенных привилегиями государственной власти.
1.2.Функции и цели судебного контроля
В рамках административной юстиции осуществляется специальная юрисдикция (судебная и квазисудебная) за деятельностью публичной администрации. Этот контроль характеризуется следующим:
-он осуществляется специальным органом, независимым от участников спора и обладающим юрисдикцией;
-он инициируется только на основании заявления лица, чьи права или интересы были нарушены незаконным административным актом;
-аргументы, используемые для обоснования требований заявителя, должны иметь характер правовых аргументов должны носить характер правовых аргументов;
-данная процедура контроля, как правило, более формализована, чем административный или парламентский контроль.
При рассмотрении данного вопроса необходимо понимать, что контроль за деятельностью публичной администрации может осуществляться в различных формах:
-предварительный, текущий и последующий,
-внутренний и внешний,
-контроль за актами и контроль за лицами,
-контроль за законностью и контроль за целесообразностью и др.
В рамках административной юстиции этот контроль является внешним и характеризуется как контроль за законностью административных актов.
Судебный контроль как функция административной юстиции имеет две основные формы:
-контроль за правоприменением (применение нормативных актов через принятие индивидуальных актов и исполнение юридически значимых актов);
-нормативный контроль (соблюдение нормативных правовых актов по отношению к другим актам, имеющим большую юридическую силу).
Для того чтобы понять природу нормативного контроля, необходимо детально изучить два основных вида контроля: конкретный или косвенный и абстрактный или прямой. Для этого необходимо выявить особенности каждого из них. Конкретный нормоконтроль осуществляется в ходе разрешения конкретного судебного дела (гражданского или административного) и заключается в принятии решения о применимости нормативного правового акта в конкретном случае или о его неприменимости, если он противоречит Конституции или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Неприменение незаконного нормативного правового акта имеет значение только между сторонами и только в этом конкретном случае утрачивает юридическую силу .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144
2. Александров И.С. Судебный контроль как самостоятельная функция судебной власти и его место в досудебном производстве по уголовным делам // Актуальные проблемы российского права. 2023. N 12. С. 151 - 161.
3. Атаманов, А. А. Судебная система в РФ и её Развитие / А. А. Атаманов // Аллея науки. – 2023. – Т. 1, № 2(77). – С. 420-424.
4. Балина, С. А. Проблемы судебной системы в современной России / С. А. Балина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 2(36). – С. 354-356.
5. Быданцев Н.А. Актуальные вопросы производства по судебному контролю в порядке статьи 125 УПК РФ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 3. С. 8 - 12.
6. Гусев, Е. С. Судебная система России в эпоху цифровизации / Е. С. Гусев // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 2, № 3(15). – С. 9-16.
7. Долгих Т.Н. Понятие и виды судебного контроля в уголовном процессе // СПС КонсультантПлюс. 2024.
8. Кириченко, А. А. Судебная система РФ / А. А. Кириченко // Научный Лидер. – 2022. – № 52(97). – С. 112-114.
9. Кудинов, М. Б. Право на судебную защиту в гражданском судопроизводстве как процессуальная форма защиты прав / М. Б. Кудинов, В. С. Синенко // Уральский научный вестник. – 2022. – Т. 7, № 12. – С. 118-121.
10. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
11. Мецгер, А. А. Совершенствование российской судебной практики о гарантиях прав граждан в правоприменительной деятельности / А. А. Мецгер // Государственная служба и кадры. – 2022. – № 4. – С. 77-83.
12. Миргородская Э.Р. К вопросу об определении предмета судебного контроля при рассмотрении жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ // Российский судья. 2021. № 3. С. 50 - 53
13. Мурашкин И.Ю. Судебный контроль: зарождение и становление в российском уголовном процессе // Российский судья. 2022. N 2. С. 56 - 60.
14. Очередько, В. П. Правовое государство и судебная власть: рассуждения в контексте обновленной Конституции РФ / В. П. Очередько // Российская юстиция. – 2022. – № 9. – С. 22-30.
15. Петербургский, А. П. Судебный контроль как конституционно-правовой институт / А. П. Петербургский // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2023. – № 4(155). – С. 105-110.
16. Полухин, М. Ю. Судебная власть и судебная система РФ / М. Ю. Полухин, С. В. Студеникина // Научное образование. – 2021. – № 3(12). – С. 184-188.
17. Раковский, Д. Э. судебная система РФ / Д. Э. Раковский, А. Е. Зайцев // Интернаука. – 2023. – № 18-7(288). – С. 61-64.
18. Саменкулов, А. М. Государственный судебный исполнитель: история развития и роль в соблюдении прав человека / А. М. Саменкулов // Вестник Торайгыров университета. Юридическая серия. – 2022. – № 1. – С. 43-53.
19. Соломонова, Т. М. Судебная система РФ: проблемы и перспективы / Т. М. Соломонова // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 9(60). – С. 605-607.
20. Стельмах В.Ю. Подсудность при осуществлении судебного контроля в уголовном процессе // Уголовное право. 2023. N 8. С. 66 - 79.
21. Требух, В. А. Предварительное слушание как инструмент исключения недопустимых доказательств из материалов уголовного дела / В. А. Требух // Вопросы российского и международного права. – 2022. – Т. 12, № 8-1. – С. 361-365.
22. Умярова, Р. Р. Судебная власть, правосудие, судебный контроль: взаимосвязь в уголовном судопроизводстве / Р. Р. Умярова // Юристъ-Правоведъ. – 2022. – № 1(100). – С. 215-221.
23. Шерстобоев, О. Н. Дискреционные административные акты: проблемы определения и судебного контроля / О. Н. Шерстобоев // Журнал российского права. – 2022. – Т. 26, № 6. – С. 78-90
24. Шокумов, Ю. Ж. Понятие и система судов общей юрисдикции и арбитражных судов в РФ / Ю. Ж. Шокумов // Право и управление. – 2021. – № 4. – С. 49-58.
25. Янковенко, А. А. Проблемы единства статуса судей в РФ / А. А. Янковенко // Крымский Академический вестник. – 2020. – № 13. – С. 212-216.