Фрагмент для ознакомления
2
Первым методом является оценка конкурентных преимуществ предприятия с позиции сравнительных преимуществ. В основу данного метода входит оценка издержек анализируемой фирмы в сравнении с конкурентами на рынке. Производство и реализация будут считаться более эффективными при низках издержках, именно они являются основным критерием в данном методе оценке. Преимуществом данного метода является простота в оценке, однако слабая сторона метода - не учитывается качество продукции при сниженных издержках [5].
Вторым методом, который мы выделили, связан с оценкой уровня конкурентоспособности предприятия c позиции теории равновесия. Суть данного метода заключается в оценке конкурентоспособности предприятия в случае максимальной производительности всех факторов производства. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Таким образом, анализируются факторы производства, которые не в полной мере вовлечены в производственный процесс. Преимуществом метода является возможность оценки внутренних резервов фирмы, недостатком - сложность подсчета [43].
Третий метод оценки - на основе критерия эффективной конкуренции. Его можно разделить на два подхода. Структурный подход заключается в том, что при определении конкурентоспособности предприятия, т.е. ее позиции на рынке, необходимо иметь информацию об уровне монополизации отрасли и влиянии на конкурентоспособность предприятия внешних факторов. В качестве барьеров для входа в отрасль могут служить минимальные издержки крупных монополистов в отрасли, размер капитала, экономичность масштабного производства и т.д. Функционально-стоимостной подход основывается на функционально-стоимостном анализе, который направлен на изучение объекта с целью развития его сильных стороны при оптимуме между значимостью для потребителя и издержками. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия в данном методе выделяют цены, затраты и норму прибыли [12].
Следующий метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия на базе качества выпускаемой продукции. Суть данного метода заключается в формировании списка параметров, отражающие потребительские свойства продукции. В данном методе основным и единственным критерием оценки конкурентоспособности предприятия является качество продукции, которое оценивается по сформированным параметрам (при анализе используются индексы) [10].
Еще одним довольно распространенным методом оценки конкурентоспособности предприятия является метод пяти сил М. Портера, описанный экономистом в его труде «Конкуренция». Портер выделил пять факторов, которые оказывают влияние на конкурентоспособности предприятия на рынке. Первым фактором, влияющим на конкурентоспособности предприятия, является угроза появления новых конкурентов, т. е. необходимо оценить, насколько новые фирмы могут легко войти в отрасль и существуют какие-либо барьеры для входа. Также важным фактором является возможность возникновения товара- заменителя. Рыночная власть покупателей, то есть их положение на рынке влияют на конкурентоспособности предприятия. Для оценки конкурентоспособности предприятия необходимо изучить имеющихся поставщиков и оценить, насколько сильна их власть, существует ли возможность изменить поставщика (исключить монополию поставщиков). Пятым фактором, влияющим на конкурентоспособности предприятия, является интенсивность соперничества между существующими участниками рынка.
Ж.-Ж. Ламбен представил собственное понимание конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия. Он определял конкурентные преимущества как свойства товара, дающие ему превосходство над аналогичными товарами-конкурентами. Оценка данного превосходства является относительным показателем, которое определяется путем сравнения на рынке товаров [12].
Многие экономисты, для оценки конкурентоспособности предприятия используют SWOT-анализ, т.е. производят изучение сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз (с учетом рыночной конкуренции). SWOT-анализ – инструмент для определения наиболее важных направлений стратегического развития компании.
В дословном переводе аббревиатура SWOT расшифровывается так: Strengths – силы: преимущества компании относительно ее конкурентов, то, что позволит ей достичь установленных стратегических целей; Weaknesses – слабости: недостатки компании, то, в чем она проигрывает своим конкурентам, что мешает ей в достижении стратегических целей; Opportunities – возможности: благоприятные внешние факторы для работы компании; Treats – угрозы: негативные внешние факторы, представляющие потенциальную опасность для предприятия.
Чтобы провести SWOT-анализ компании, предстоит выявить, классифицировать и ранжировать факторы, представляющие силы и слабости компании, а также возможности и угрозы внешней среды. Затем последовательно изучить сочетания этих факторов:
«Возможности/Силы». Отражает потенциал компании и позволяет ответить на вопрос, имеются ли у нее конкурентные преимущества и внешние благоприятные факторы, на которых могла бы основываться стратегия;
«Угрозы/Слабости». Раскрывает сочетание потенциальных внешних негативных факторов и наиболее слабых внутренних факторов компании, которыми необходимо заниматься в первую очередь;
«Возможности/Слабости». Позволяет выявить внутренние факторы компании, которые следует усилить для того, чтобы в будущем можно было воспользоваться благоприятными возможностями внешней среды.
Таким образом, нами были рассмотрены наиболее распространенные методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия, представленные в экономической литературе. Отметим, что ряд авторов предполагают возможность получения оценки уровня конкурентоспособности предприятия в виде конкретного, единого показателя, позволяющего на основании расчета одного коэффициента дать комплексную оценку. При этом такая оценка должна производиться на основе совокупности нескольких факторов, как внутренних, так и внешних, оказывающих влияние на конкурентоспособности предприятия в целом. Другие авторы, наоборот, считают, что оценка уровня конкурентоспособности предприятия не должна сводиться к одному показателю и допускают возможность получения и интерпретацию нескольких оценок различных параметров конкурентоспособности предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет / В.П. Астахов – М.: ПРИОР, 2020. – 672 с.
2. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Научн.ред. И.И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статисти¬ка, 2021. – 624с.
3. Бирман, Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ, Л.П. Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. – 455 с.
4. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
5. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 474 с.
6. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 363 с.
7. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
8. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации : учебник / Е. С. Григорян. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 294 с.
9. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2021. – 506 c.
10. Егоров, А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий / А.С. Егоров // Российский экономический барометр. – 2023. – № 3 (83). – С. 3-16.
11. Камилов, М.К. Маркетинг на предприятиях АПК и проблемы его развития / М.К. Камилов, П.Д. Камилова, З.М. Камилова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2022. - № 6. - С. 27-35.
12. Карташов, Ф.Н. Развитие маркетинговой деятельности на предприятиях общественного питания / Ф.Н. Карташов, О.И. Егорцев. [Электронный ресурс]. – URL: http://sisupr.mrsu.ru/2010-4-APK/PDF/Egortseva.pdf (дата обращения 20.04.2024).
13. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по техн. и экон. специальностям / Р. А. Фатхутдинов. – М. : Инфра-М, 2022. – 311 с.
14. Круглое, М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 2021. – 420 с.
15. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2021. - 362 с.
16. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / сост. Е.А. Якимова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. – 211 с.
17. Мескон, М. Х., Альберт М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2020 – 704 с.
18. Морозов, Ю.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Ю.В. Морозов, В.Т. Гришина. – Москва: Дашков и К°, 2022. – 448 с.
19. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2020. – 194 с.
20. Планирование предприятия : Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. Ш. Кремера. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2021. – 344 с.
21. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я. Кипермана - М.: Республика, 2020. - 524 с.
22. Соломонов, А.П. Мировая и российская нефтеперерабатывающая промышленность: параметры, тенденции и перспективы развития. – Москва: Горячая линия – Телеком, 2022. – 248 с.
23. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2020. – 440 с.
24. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика, 4-е изд. – М.: Гном-Пресс, 2021. – 316 с.
25. Фатхудинов, Р.А. Стратегический менеджмент. 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2023. – 405 с.
26. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2021. - 528 с.
27. Шамис, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / В.А. Шамис. – Омск: Издатель ИП Погорелова Е.В., 2022. - 209 с.
28. Шуклина З. Н. Современное значение маркетингового управления бизнес-организациями / З. Н. Шуклина, А. В. Самусенко, Н. В. Мелешенко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 13 (147). – С. 410-416.
29. Эрендженова Д.Б., Эрдниева Э.В., Васлиев Б.В., Хундайи А.Н.Х., Черкасов О.В. Методы и этапы проведения маркетинговых исследований// Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 8 (97). – С. 1061-1064.
30. Юхновская Д.Ю., Ермолинская М.М. Сущность и принципы маркетинговой деятельности на предприятии//Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Уфа, – 2023. – С. 103-106