Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Начиная с 1450-х годов, революционное новшество в области коммуникационных технологий - искусство печати - также зародилось и быстро распространилось в городах. Быстрое распространение технологии печати в Европе разрушило интеллектуальную монополию католической церкви, поскольку печатники были предпринимателями, заинтересованными в воспроизведении произведений любого, кто мог заплатить.
В настоящий момент медиа-ландшафт не является изолированной частью планеты, а имеет обозримые рамки, тогда как фрагментарность, клиповость и цифровизация медиа размывают границы профессии журналиста. Появляются не десятки, а тысячи ресурсов для получения информации, где большинство из этих ресурсов не имеют нужной маркировки, а стремительный рост галопирующих фейков создаёт значительную проблему для оперативной проверки информации и методов реагирования, ведь даже официальные источники информации в настоящее время в хаотичном порядке вбрасывают дипфейки, влияющие не только на региональную стабильность, но и безопасность в мире в целом. На этом фоне появление искусственного машинного контента кажется, во-первых, не таким уж и страшным, а, во-вторых, если смотреть на ситуацию отвлеченно, то и экономичным средством СМИ, ведь продвинутая нейросеть быстрее и бюджетнее, чем журналист или блогер.
Объект исследования – этика журналиста.
Предмет исследования – этические ошибки в текстах СМИ.
Целью данной работы является рассмотрение этических ошибок в текстах СМИ.
Задачи:
- рассмотреть социальную ответственность журналиста;
- описать деонтологические нормы и принципы, этику журналиста;
- привести примеры правил освещения террористических актов журналистами;
- рассмотреть этические вопросы освещения жизни людей с ограниченными возможностями здоровья;
- изучить этические ошибки: тексты современного спортивного журналиста;
- описать этические проблемы освещения короновируса.
Гипотеза исследования состоит в том, что современный журналист должен понимать свою ответственность за влияние на общественное мнение и настроение, и следовательно, отслеживать этический аспект в своей работе, особенно при написании текстов.
Теоретическая база. Основой для написания курсовой учебники , статьи , законы и нормативные акты .
Материалом исследования послужили тексты отечественных и зарубежных СМИ.
Методы исследования – изучение источников и литературы.
Практическая значимость исследования состоит в всестороннем изучении влияния неэтичных текстов на формирование общественного мнения.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1 Этическая составляющая деятельности СМИ
1.1 Социальная ответственность журналиста
Современные медиапроцессы оказывают серьёзное влияние на деонтологическую компетенцию журналиста. Цифровая среда требует особого внимания к отбору и оценке информации (можно ли сделать необходимый отбор и обработку определенной информации не нарушая нейтральности); контекстуализации информации (при составлении материала очень часто может выйти искаженный материал, передающий неверную информацию или создающий неверное понимание того, о чем говорится); необходимости защиты данных (в России четко отслеживаются нарушения против достоинства личности, свободы совести, личной и семейной тайны, а также неприкосновенности частной жизни); достоверности информации (уверенности в надежности полученной информации никогда не было, что всегда приходилось проводить ряд действий по проверки достоверности и точности данных. Свобода слова, анонимность, желание выделиться интересным контентом породила огромное количество недостоверной, ложной информации).
Общие деонтологические принципы обретают форму и становятся правилами или предписаниями для ситуаций, которые чаще всего встречаются при осуществлении журналистской деятельности:
1) журналист - аудитория
2) журналист - источник информации
3) журналист - персонаж его произведения
4) журналист - автор
5) журналист - редактор
6) журналист - редакционный коллектив
7) журналист - коллеги по профессии .
Деонтологические нормы в отношениях «журналист - аудитория» определяет степень морально-этического сознания журналиста.
В первую очередь, это нравственная ответственность перед аудиторией по передаче качественного, правдивого материала с учетом особенности и специфики круга лиц, к кому обращена эта информация. Журналисту важно задаваться вопросами относительно того, что он собирается сказать и как; нужна ли эта информация читателю/слушателю; не оскорбит ли он кого-то своими высказываниями; честно и правдиво ли он передаст мысль? Человек, осуществляющий журналистскую деятельность, должен остро чувствовать ответственность за процесс передачи информации, за то, как именно воспримется написанное/сказанное им, и как тот посыл, что он заложил в свои слова, в дальнейшем будет использоваться. Важно также помнить, что журналист не может быть надменным или высокомерным, он - лидер, доносящий истину, не известную аудитории ранее.
Стремление быть понятым и услышанным тренирует уровень сознания журналиста: он учится слушать, прислушиваться к своей аудитории, трепетно и терпеливо работает с материалом и думает в первую очередь о тех, кто воспримет его мысль.
Важным критерием взаимоотношений «журналист-аудитория» является добросовестность. Добросовестный журналист всегда в ответе за правдивость и достоверность передаваемого им материала. И если вдруг журналист публикует текст, в котором присутствует информация, в которой он не уверен, будет верно и добросовестно указать о неуверенности в точности и правдивости этой части материала.
Отношения «журналист - источник информации» регламентируются многими этическими нормами, которые определяют формы получения и использования сведений и материалов, которыми располагает частное или официальное лицо. При сборе информации журналист может выступать как с «открытым лицом», где не будет скрывать свою личность и профессию, но и с «закрытым», когда будет действовать втайне, используя скрытую фотосьемку, микрофон или наблюдение под прикрытием. При работе с «открытым лицом» журналист обязан представиться и сообщить, от какой организации работает. Также он должен получить согласие на проведение любого сбора информации, и при отказе недопустимо переходить в агрессию, проявлять требовательность, угрозы или пренебрежение. Залог качественной работы в этом случае состоит в уважении, терпении, умении находить общий язык с любым типом личности и способность узнавать необходимое посредством косвенных вопросов. После сбора информации, при его обработке, журналист обязан быть беспристрастным и, насколько это возможно, объективным.
После получения сведений журналист должен тщательно просмотреть их для определения, что именно пойдет в будущей материал.
Категоричным нарушением деонтологических норм является прием «вырывание из контекста», когда безобидное сведение оборачивают в худшем свете и из обрывков создают видимость правдивости этой информации .
Создавая образ реального человека и распространяя о нем какую-то информацию, журналисту важно оценивать, что и как он сообщит это, чтобы не навредить герою, о котором будет рассказывать. То есть при работе над текстом журналисту стоит внимательнее подходить к деталям описания портрета, характера, фактов из биографии, аспектам личной жизни, его позиции в каких-то вопросах и взаимоотношений с окружающими. Необходимо точно и достоверно передать образ описываемой личности. Когда приходится освещать трудные с этической точки зрения аспекты, тогда журналисту следует менять дату, имена и прочее, что прямо бы указывало на этот факт/событие.
Журналист может выступать как редактор или критик для оценки материалов, предоставленных его коллегами. В этом случае он будет выступать в структуре «журналист-автор». Каждый текст, материал, письмо, которое поступило к редактору, требует чуткого ответа и должного внимания. Журналисту-автору важно уметь грамотно и профессионально ответить на полученный материал, указав на недостатки и части, нуждающиеся в доработке, прояснить возможные дальнейшие перспективы. Все это является показателем высокого нравственного уровня во взаимоотношениях авторов. Когда журналисту попадает в руки текст, нуждающийся в редактировании, он берет на себя ответственность в помощи автору. Важно не полностью переделать текст, а с уважением сохранить первоначальные идеи и мысли, которые автор заложил в материал. Обязательно должно присутствовать уважение к выбранному автором стилю и композиции. Зачастую редактор сталкивается с принципиальными и неуступчивыми авторами, которые во что бы то ни стало хотят сохранить первоначальный вид материала. Именно поэтому деонтология учит терпению при взаимодействии с подобными авторами.
1.2 Деонтологические нормы и принципы, этика журналиста
Деонтологические вопросы возникают при вступлении во взаимоотношения «журналист - редакционный коллектив». Когда журналист приходит в редакционный коллектив с уже существующим направлением деятельности и с характерной реализацией редакционного материала, он осознает, что принимает это правила, установки и соответствующую ответственность за работу в данном коллективе. В то же время это не означает, что он должен становиться автоматизированным роботом, четко исполняющим лишь указания. Разумеется, журналист - творческая и многогранная личность.
Он него будут ждать и свежего взгляда, и идей, и инициативы. Главное - не противоречить устоявшейся структуре редакционного коллектива.
Работая в коллективе, журналисту непременно приходится соответствовать правилам формы «журналист - коллеги». Несмотря на иерархичность взаимоотношений, четкую структуру закрепленных за каждым лицом полномочий и обязанностей, в коллективе, как правило, царит дружеская атмосфера. Нередки случаи, когда журналисты, объединяя свои усилия работают над одним общим масштабным делом (например, расследование громкого дела) .
Этически важным является осознание себя частью коллектива.
Журналистская этика - это этические принципы профессии журналиста, также называемые «кодексом чести» работников средств массовой информации. Они по-разному сформулированы в различных профсоюзах и медиа-организациях. Профессиональная этика, а точнее её принципы не оформлены юридически, но они известны всем работникам данной области, а также чётко прописаны, одобрены обществом и приняты СМИ.
Так, в результате ряда конференций ЮНЕСКО, Конфедерации журналистов АСЕАН, Союза Африканских журналистов и других региональных организаций в 1983 году в Париже и в Праге были разработаны принципы профессиональной этики журналиста.
Общемировые принципы журналистской этики включают в себя право граждан на получение достоверной информации, долг журналиста об объективном освещении событий, социальную ответственность журналиста перед обществом и его моральными изменениями и так далее.
При работе в соответствии с этими деонтологическими правилами журналист всегда сможет рассчитывать на поддержку товарища-коллеги, помощь и отзывчивость. Не исключены случаи, когда мнения в коллективе будут расходиться, но важно помнить об этике. Решая проблему и спор спокойным уравновешенным диалогом со взвешиванием всех положительных и отрицательных аргументов/доводов, прийти к соглашению окажется гораздо проще, нежели агрессией и переходом на личности. Важно понимать, что в редакционном коллективе собираются яркие и сильные личности с совершенно отличным от тебя набором черт, характера, привычек и манер. И чем разнообразнее и необычнее будут эти отличия, тем лучше.
Деонтологические нормы и принципы носят не такой регламентированный характер, как, например, юридические нормы и положения. Однако очень важно знать их и пытаться им соответствовать. Журналистская деятельность сейчас настолько обширна, что для рассмотрения чуть ли не каждого случая требуется индивидуальный подход. Важно помнить, что свою деятельность журналист осуществляет, руководствуясь не только юридически закрепленными нормами в