Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной эпохе вопросы взаимодействия человека с природой приобретают всемирное значение. В условиях приближающейся экологической катастрофы экологическое воспитание становится важным для людей разных возрастов и профессий. Наше бережное отношение к природе является неотъемлемой частью нашего выживания. Поэтому необходимо формировать экологическую культуру и ответственное поведение. Важно начинать развивать экологическое сознание с детского возраста, так как в этот период основы знаний могут стать прочным фундаментом.
Для современных детских садов формирование экологического сознания является одной из важнейших задач. Педагогам необходимо уделить особое внимание экологическому воспитанию нового поколения, которое будет дорожить природой. В нашей стране существует общая Концепция непрерывного экологического образования, где детский сад является первым шагом.
В настоящее время 70% населения живет в городах, где активно застраиваются зеленые зоны. Из-за этого дети все меньше имеют возможность контактировать с природой в городе. Использование окружающей среды становится важным инструментом обучения детей дошкольного возраста. Поэтому одно из главных условий для успешной системы экологического образования в детских садах - правильная организация экологической среды. Основная цель - создание условий для формирования экологической культуры и грамотного поведения у детей, а также восприятия природы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует начала экологического образования с самого детства. Ученые-педагоги подчеркивают, что экологическое образование неотъемлемая часть всей системы образования. Начинается это образование в детском возрасте, который является основой для экологического развития личности. В этом возрасте необходимо создавать условия для формирования экологической культуры и правильного отношения к природе.
Исследователи утверждают, что экологическое образование для детей - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Они изучают различные аспекты проблемы экологического образования в период дошкольного возраста, включая создание обогащенной среды, создание условий для формирования экологической культуры детей и подготовку специалистов для экологического воспитания дошкольников. Также важна система знаний при формировании у детей правильного отношения к природе.
В итоге, экологическое образование детей является основой для формирования экологической культуры и ответственного поведения. Поэтому важно начинать воспитание с детского возраста, чтобы каждый ребенок понимал важность природы и умел бережно относиться к ней.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М. Я. Басов, П. П. Блонский, А. Б. Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.В. Выготский, Л. С. Леонтьев).
Вопросами создания и организации развивающей предметно-пространственной среды занимались С.Л. Новоселов, Д. Б. Эльконин, Д.В. Менжерицкая, Р.И. Жуковская, Г. Фейн, А.П. Усова и другие. По мнению исследователей, развивающая предметно-пространственная среда должна объективно создавать условия для экологической активности каждого ребенка.
В практике детского сада педагоги часто не понимают значимости создания развивающей предметно-пространственной среды для организации процесса экологического образования. В связи с этим тема исследования особенно актуальна.
Цель - изучение научно-теоретических и практических подходов к созданию развивающей предметно-пространственной среды как средства формирования знаний о природе детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы построения развивающей предметно-пространственной среды в современной дошкольной организации.
2. Рассмотреть основные принципы и способы организации развивающей предметно-пространственной среды у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать методику организации и использования развивающей предметно-пространственной среды как средства формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста.
Основой исследования послужили концепция непрерывного экологического образования детей (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.) и концептуальный подход к определению содержания экологического образования (Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, Л.И. Понамарева, Н.А. Рыжова); также было использовано положение Л.А. Венгера о наглядном моделировании как общей интеллектуальной способности.
В данном исследовании новизна заключается в выявлении потенциальных возможностей метода моделирования в формировании у детей возраста 5-6 лет представлений о растениях их родного края, а также в определении показателей и уровней сформированности этих представлений у указанной возрастной группы.
Теоретическая значимость работы заключается в описании содержательных характеристик уровней сформированности представлений о растениях родного края у детей возраста 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов педагогического исследования в работе с детьми старшего дошкольного возраста для эффективного формирования их экологической грамотности..
1. Понятие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.
Исследование литературы по проблеме образования позволяет утверждать, что современные исследователи придерживаются точки зрения, что результат образования – это личность, прошедшая обучение в определенной образовательной системе при созданных специально условиях. Это понятие также неразрывно связано с понятием «образовательная среда».
Как подчеркивает Л.А. Боденко, за последние десятилетия образовательная среда стала объектом изучения для многих исследователей, как отечественных, так и зарубежных. Под понятием «среда человека» понимается различные факторы – как природные (физические, химические, биологические), так и социальные, которые могут оказывать воздействие на жизнь и деятельность людей как непосредственно, так и косвенно, как моментально, так и долгосрочно. Например, М.Черноушек и Б. Краус выделяют разные виды сред, такие как семейная среда, технико-гигиеническая среда, социально-экономическая и демографическая среда, школьная среда, эмоциональная среда и другие.
Наиболее полное и всестороннее представление о понятии «среда» дает В.А. Ясвин, который анализирует исторические примеры «образовательных сред», изученных такими педагогами, как Я.А. Коменский, Я. Корчак, Д. Локк, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо. Он определяет образовательную среду как систему воздействий и условий, способствующих формированию личности в соответствии с определенным образцом, а также предоставляющих возможности для ее развития и находящихся в социальной и пространственно-предметной обстановке. В своем подходе В.А. Ясвин акцентирует внимание на широком использовании терминов, таких как «окружающая среда», «среда человека», «школьная среда» в педагогической и психологической науке. В его исследованиях большое внимание уделяется пониманию «развивающей образовательной среды», которая предоставляет комплекс возможностей для саморазвития всех участников образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации играет ключевую роль в развитии ребенка. Это специально организованное пространство, в котором все предметы, игрушки, материалы способствуют развитию моторики, когнитивных способностей, воображения и творческого мышления.
Важно, чтобы предметно-пространственная среда была разнообразной, стимулирующей детей к активному и исследовательскому поведению. Здесь должны быть игрушки разного вида, материалы для конструирования, рисования, моделирования. Это поможет развить у ребенка логическое мышление, воображение, творческие способности.
Важным аспектом является также организация пространства, чтобы дети могли свободно перемещаться, играть, экспериментировать. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть удобной, функциональной, безопасной и способствовать самостоятельности и инициативе детей.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации играет важную роль в развитии детей, помогая им раскрыть свой потенциал, развить разносторонние навыки и способности.
Дети в дошкольном возрасте очень любят играть и исследовать мир вокруг себя. Предметно-пространственная среда помогает им в этом, создавая возможность для разнообразных игр и активностей. Важно, чтобы дети имели доступ к различным игрушкам и материалам, чтобы они могли самостоятельно выбирать, с чем им хочется играть и что им интересно.
Кроме того, развивающая предметно-пространственная среда способствует развитию социальных навыков у детей. В процессе игры они учатся общаться, сотрудничать, делиться игрушками и идеями. Это помогает им развивать эмоциональный интеллект и учиться понимать чувства других людей.
Важно также, чтобы в предметно-пространственной среде было место для творчества и самовыражения. Детям нужно возможность рисовать, лепить, конструировать, чтобы развивать свою фантазию, творческие способности и уверенность в себе. Это помогает им выражать свои мысли и чувства, развивать свое воображение и креативность.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации требует внимательного планирования и заботы. Важно учитывать интересы и потребности детей, обеспечивать разнообразие материалов и игрушек, поддерживать безопасность и функциональность пространства. Только в такой среде дети смогут максимально раскрыть свой потенциал и развиться гармонично.
Кроме игрушек и материалов, важно также обеспечить детей доступом к природным элементам в предметно-пространственной среде. Природные материалы, такие как песок, камни, ветки, могут стать отличным источником для творчества и исследований. Дети могут узнавать о природе, экспериментировать с разными текстурами и формами, расширяя свои знания и навыки.
Развивающая предметно-пространственная среда также способствует физическому развитию детей. Разнообразные игры и упражнения на открытом воздухе помогают им укреплять мышцы, координацию движений и равновесие. Дети могут учиться совершать различные движения, развивая свое тело и здоровье.
Важно также уделять внимание эргономике и организации пространства для детей. Мебель и предметы должны быть подходящими для их возраста и роста, чтобы обеспечить комфорт и безопасность. Правильное распределение зон игры, творчества и отдыха также способствует удобству и эффективности использования пространства.
Создание развивающей предметно-пространственной среды требует постоянного внимания и обновления. Важно регулярно обновлять игрушки и материалы, вносить изменения в пространство, основываясь на обратной связи от детей и педагогов. Только в таком пространстве дети смогут непрерывно развиваться, учиться и радоваться новым открытиям.
По утверждению М. Монтессори, «внешняя среда представляется ребенку хаосом, внутренние силы ребёнка также не приведены в порядок, поэтому впечатления жизни сложны для ребёнка». Взгляды М. Монтессори представляют большой интерес для проводимого исследования, так как исключительно важно помочь ребёнку справиться с возникающими затруднениями именно в дошкольном возрасте, чтобы складывающаяся у дошкольника картина реального мира и взаимоотношений людей была реалистичной и понятной. Следовательно, только взрослый, обладающий достаточными знаниями и опытом (педагог и родители) может оказать квалифицированную помощь и поддержку ребёнку дошкольного возраста посредством грамотной организации предметной среды как дома, так и в детском саду. Таким образом, основываясь на определении понятия «образовательной среды» и выделенных исследователями её структурных компонентов можно утверждать, что в качестве оного из них может рассматриваться «предметная среда», значение которой для развития человека исключительно значимо. На основе проведённого анализа психолого-педагогической литературы можно предположить, что развивающая предметная среда является компонентом всех перечисленных выше сред и должна быть специальным образом организована.
В образовательном процессе дошкольного образования важную роль играет предметно-пространственная среда, которая определена как одно из ключевых условий успеха. Проектирование и обогащение этой среды являются важными задачами дошкольных организаций.
В педагогике и психологии, как в отечественной, так и зарубежной, "среда" рассматривается как один из главных факторов, влияющих на процесс и результаты развития человека. Среда включает в себя все условия общественного, материального и духовного существования человека.
Среда человека включает несколько сфер (природную, социальную, образовательную, воспитательную), которые вместе составляют единую среду человека и определяют ее влияние на его функционирование, развитие и воспитание. Природная среда является самой широкой средой для человека и включает в себя природные условия местности, экологическое состояние.
В дошкольной педагогике под "развивающей средой" понимается комплекс условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. При ее формировании важно учитывать множество факторов, включая возрастные особенности каждой группы ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации представляет собой организованную и эстетически оформленную обстановку с разнообразными предметами и игровыми материалами. Она создает комфортные и безопасные условия для детей и способствует их личностному развитию. Создание такой среды включает учет психологических основ конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайна и эргономики современных дошкольных учреждений, а также психологических особенностей возрастной группы. Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды также играет важную роль.
В результате анализа нормативных документов и методической литературы можно выделить две группы характеристик предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации.
Первая группа характеризует уже сформированную среду дошкольной образовательной организации и включает насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Вторая группа характеризует каждый компонент предметно-пространственной развивающей среды через различные виды детской деятельности и соответствующие им зоны (центры) деятельности детей.
В итоге, правильно организованная и насыщенная предметно-пространственная развивающая среда является основой для интересной и содержательной жизни детей в дошкольной организации и способствует их всестороннему развитию. Профессиональная компетенция педагогического состава дошкольного учреждения играет важную роль в создании эффективной среды.
В современном мире исследователи все больше обращают внимание на значение образовательной среды в формировании личности. Различные аспекты, такие как семейная, школьная, социальная среды, играют ключевую роль в развитии человека. Понимание образовательной среды как системы влияний и условий, способствующих формированию личности, становится все более актуальным в педагогической и психологической науке.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации имеет огромное значение для развития ребенка. Это специально организованное пространство, где все игрушки, материалы и предметы направлены на стимулирование когнитивных способностей, воображения и творческого мышления. Разнообразие игрушек, материалов для конструирования и экспериментов играет ключевую роль в развитии логического мышления и творческих способностей у детей.
Организация пространства в развивающей предметно-пространственной среде также имеет важное значение. Дети должны иметь возможность свободного движения, игры и экспериментирования, что способствует их активности и саморазвитию. Поддержание удобства, функциональности и безопасности окружающего пространства является одним из ключевых аспектов успешного развития детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. – Новосибирск, 2016. – 145 с.
2. Ашиков, В.И. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. // Дошкольное воспитание – 2015. N 7. – С. 2-5; N 11. – С. 100.
3. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей [Текст] / Л. Балаценко. – М.: ГИТИС, 2021. – 151 с.
4. Болоцких, В. Н. Наука и образование в становлении и развитии человечества: (к постановке проблемы) [Текст] / В. Н. Болоцких // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы перспективы: сб. ст.: в 2 ч. / гл. ред. Н. В. Наливайко. – Новосибирск, 2015. – Ч. 1. – С. 21-38.
5. Бобылева, Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева. – Начальная школа – 2021. № 5. – С. 64-75.
6. Бобылева, Л.Д. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? [Текст] / Л.Д. Бобылева – Дошкольное воспитание – 2022. – N 7. – С. 38-46
7. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе [Текст] / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание – Москва, 2015. – N 7. – С. 12-20.
8. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А.П. Букин. – М.: Просвещение, 2022. – 178 с.
9. Ворошилова, В.М. Педагогические инновации в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / Ворошилова В.М. // Региональный подход в экологическом образовании периода детства – Тезисы докладов региональной научно-практической конференции: Екатеринбург, 1998. – С. 27-29. 52
10. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / Васильева А.И. – М.: 2021. – С. 56.
11. Вербицкий, А. А. Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / под ред. Ладенко И.С. – Новосибирск, 2016. – 145 с.
12. Ворошилова, В.М. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / В.М. Ворошилова, О.Н. Лазарева, Н.А. Волкова // Учебное пособие: Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2022. — 279 с.
13. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В.О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2022. – N 7. – С. 45-49.
14. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст] / В.А. Зебзеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2798/ (дата обращения: 10.05.2024).
15. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание – 2021. – N 7. – С. 31-34.
16. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2015. – N 7. – С. 3-9
17. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А.И. Иванова // Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 56 с.
18. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст]: Иванова Г. // Дошкольное воспитание. – 2016. – N 3. – с. 10-12.
19. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н.В. Коломина // Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 144 с. 53
20. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология. [Текст] / В.Н. Кузнецов – М.: Просвещение, 2016 – 176 с.
21. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Киев, 2015. – 254 с.
22. Целищева, И. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений [Текст] / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2015. – N 11. – С. 53-64.
23. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] / А.Х. Хушбахтов. – Молодой ученый, 2015. — №23. — 1022 с.