Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Грамотность - старейшая ветвь преподавания языков коренных народов. Базовая грамотность (чтение, письмо) является ключом к массовому образованию. Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне речевого развития, что предполагает определенную степень сформированности языковых средств (произношение и различение звуков, словарного запаса, грамматического строя), а также навыков и умений.
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотностью, то есть хорошо понимать звуки и буквы, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда оно написано так, как мы его слышим.
К сожалению, не всем детям это удается, и многие из них сталкиваются с определенными трудностями уже с первых дней обучения в школе, что свидетельствует о том, что ребенок страдает дисграфией (нарушениями письма) и дислексией (нарушениями письма и чтения).
Дети с РАС испытывают трудности в той или иной степени на всех этапах обучения чтению и письму. Освоение оптической единицы буквы и акустической единицы звука, соотнесение звука с буквой, анализ и синтез слов происходит медленно.
Коррекция речевых нарушений проводится с учетом основной деятельности. У дошкольников она осуществляется в рамках игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словарного запаса, овладения речевыми образцами и формирования личности ребенка.
Важным моментом подготовки такого ребенка к школе является выбор методов обучения.
Объект исследования- дети с ОНР
Предмет исследования- особенности обучения грамоте детей с ОНР
Цель исследования- изучить особенности обучения грамоте детей с ОНР
Задачи исследования:
- провести психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи
- провести теоретический анализ проблемы готовности к обучению грамоте детей с ОНР
- определить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР
- изучить методы и приемы обучения грамоте детей с ОНР
- раскрыть основы формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звукового строя, фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя, смысловых сторон речи) у детей с нормальным слухом и преимущественно сохранным интеллектом.
При ОНР мы наблюдаем позднее начало речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и образования фонем. Недоразвитие речи у детей может выражаться в разной степени: от полного отсутствия речи или состояния лепетания до развернутой речи, но с элементами фонетического и лингвистического недоразвития - грамматического.
Условно можно выделить три уровня ОНР, причем первые два характеризуют более глубокие степени нарушений, а на третьем, более высоком уровне у детей наблюдаются лишь изолированные недостатки в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
По мнению Р.Е. Левина, три степени недоразвития речи определяются как 1 - отсутствие общей речи, 2 - зачатки общей речи и 3 - развернутая речь с элементами недоразвития всей голосовой системы. Указанные уровни не коррелируют напрямую с возрастом и интеллектуальными показателями ребенка: у детей старшего возраста речь может быть хуже.
Между тем последовательность трех уровней ОНР показывает условный путь речевого развития каждого ребенка. 1-й уровень речевого развития (так называемый «дети без речи») характеризуется полным или почти полным отсутствием речи в возрасте, когда речь преимущественно формируется у нормально развивающихся детей.
Дети 5-6 лет, а иногда и старше, имеют бедный активный словарный запас, используют лепет, звукоподражания и звуковые комплексы. Эти звуковые комплексы, сформированные самими детьми и непонятные другим, подкрепляются мимикой и жестами.
Вместо «машина уехала» ребенок говорит «биби», вместо «пол» и «потолок» — «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо «дедушка» — «из» и т. д. По своему звучанию лепет состоит как из элементов, сходных со словами («уту» — петух, «тита» — киска), так и из совершенно отличных от правильного слова звуковых сочетаний («ки» — воробей). Кроме разговорных слов и жестов дети могут употреблять и отдельные общие слова, но, как правило, эти слова недостаточно сформированы по своей структуре и звуковому составу, а также употребляются с неточными значениями.
Дифференцированного обозначения предметов и действий почти нет. Полисемия часто возникает, когда ребенок употребляет одно и то же разговорное слово или сочетание звуков для обозначения разных понятий («биби» — самолет, самосвал, пароход; «бобо» — больно, смазывать, делать укол). Названия действий часто заменяются названиями предметов: открыть – «древ» (дверь), сыграть в мяч – просто «шарик»; названия предметов заменяются названиями действий: кровать – «падать», самолет – «летать».
Дети вряд ли знают это выражение. Для того чтобы рассказать о событии, дети способны произнести лишь несколько слов или одно-два искаженных предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2022. - 602 c.
2. Алмазова, Анна Алексеевна Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2020. - 765 c.
3. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. - М.: КомКнига, 2018. - 242 c.
4. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2019. - 256 c.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
6. Воробьева, В.К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, 2019. - 635 c.
7. Воробьёва, Валентина Константиновна Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2019. - 231 c.
8. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2022. - 184 c.
9. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2021. - 232 c.
10. Глухов, Вадим Петрович Методика формирования навыков связанных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / Глухов Вадим Петрович. - М.: Секачев В., 2022. - 280 c.