Фрагмент для ознакомления
2
На разных этапах психологического консультирования консультант использует различные технические процедуры.
Под процедурами психологического консультирования автор понимает группу приемов психологического консультирования, интегрированных с целями, для достижения которых решается одна из конкретных задач консультирования [1, с. 38].
На первом этапе психологического консультирования, как правило, не назначаются и не применяются специальные процедуры.
На втором этапе применяются такие процедуры, как интервью с клиентом, общая, эмоциональная и позитивная атмосфера клиента во время консультирования, снятие психологических барьеров в общении психотерапевта и клиента.
Процедура встречи с клиентом включает в себя конкретные действия, которые консультант выполняет во время встречи с клиентом. Эта процедура также включает выбор позиции консультанта по отношению к клиенту при начале разговора с ним, приемы установления психологического контакта между консультантом и клиентом и первые слова, произносимые консультантом при начале разговора с клиентом.
На третьем этапе консультирования активно работают процедура эмпатического слушания, процедура активизации мыслей и воспоминаний клиента, процедура подкрепления, процедура прояснения мыслей клиента и процедура психологической диагностики (более подробно они рассмотрены в главе 5).
Процедура эмпатического слушания в данном случае включает в себя два взаимодополняющих, взаимосвязанных момента - эмпатию и слушание. Выслушивание предполагает, что психолог-консультант на некоторое время отвлекается от собственных мыслей и переживаний и уделяет все свое внимание клиенту и тому, что он хочет сказать. Задача эмпатического слушания - эмоционально и глубоко понять клиента, дать возможность психологу-консультанту лично воспринимать и полностью понимать все, что говорит клиент, и обрести способность думать и переживать происходящее так, как это переживает клиент (см. момент эмпатического слушания).
Процедуры активизации мыслей и воспоминаний клиентов. Система техник, направленных на активизацию когнитивных процессов клиента, в первую очередь памяти и мышления, с целью сделать их более продуктивными. В результате использования этой техники клиент более точно и полно вспоминает события и факты, связанные с его проблемами, открывая себе и внимательно слушающему его психологу то, что раньше было скрыто от его сознания [1, с. 44].
Процедуры подкрепления. Это предполагает, что психотерапевт слушает клиента и иногда (когда клиент просит поддержки у консультанта) присоединяется к тому, что говорит клиент, с помощью слов, жестов, мимики, имитации, пантомимы и других доступных невербальных и вербальных средств, выражая одобрение и поддержку.
Прояснение мыслей клиента. Это процесс выслушивания исповеди клиента, в ходе которого консультант вступает в диалог с клиентом (когда мысли клиента не ясны или его собственные высказывания не точны), чтобы прояснить мысли клиента вслух или помочь клиенту выразить свои мысли более точно, это может включать помощь клиенту выразить свои мысли более точно.
На четвертом этапе психологического консультирования могут быть использованы следующие процедуры: убеждение, объяснение, поиск взаимоприемлемых решений, прояснение деталей и конкретизация. Все эти процедуры направлены на то, чтобы донести до сознания клиента рекомендации и практические предложения, которые психотерапевт будет рассматривать вместе с клиентом. Цель соответствующих процедур - обеспечить наиболее глубокое и полное понимание клиентом выводов и решений, к которым пришел психолог-консультант, а также мотивировать клиента на реализацию этих решений.
На пятой, заключительной фазе консультирования применяются те же процедуры, что и на фазе 4. Однако на этот раз речь идет об оценке ожидаемого эффекта от фактического выполнения советов консультанта. Особой процедурой здесь является та, которая укрепляет уверенность клиента в том, что его проблемы будут решены, и его готовность приступить к практическому решению своих проблем сразу после окончания консультирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. - М.: Академия, 2001 – 240 с.
2. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология. Тесты: учебное пособие для вузов / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Юрайт, 2021. - 201 с.
3. Артемьева, О. А. Качественные и количественные методы исследования в психологии: учебное пособие для вузов / О. А. Артемьева. – М.: КноРус, 2021. - 152 с.
4. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии. М.: МГППУ, ПИ РАО, 2018. - С.159-203.
5. Губкина Т.К. Подросток и взрослый: Пути взаимопонимания // Вестник практической психологии и образования, 2018. - № 1. - C.80-95.
6. Ермакова, Н.И. Психодиагностика: учебное пособие для бакалавров / Н.И. Ермакова, Н. О. Перепелкина, Е. П. Мутавчи. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 224 c.
7. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2019. 280 с
8. Карандашев, В.Н. Методология и методы психологического исследования. Выполнение квалификационных работ: учебное пособие для вузов / В.Н. Карандашев. – М.: Юрайт, 2021. - 132 с.
9. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: АСТ, 2018. - 218с.
10. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. - М.: Феникс, 2018. - 283 с.
11. Колосова С.Л. Как преодолеть дезадаптацию у детей? // Вестник практической психологии и образования, 2018. - № 1. - C.38-41.
12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: «Академический проект», 2019. – 154 с.
13. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос, 2018. - 640 с.
14. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.
15. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик. – М.: Академия, 2021. - 274 с.
16. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. - 280 с.
17. Скоробогатова Н.А. Теоретические аспекты исследования образа процесса психологического консультирования у психолога-консультанта. // Вестник Екатерининского института, 2019. - № 1. - С.31-33.
18. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия «Серебряная сова». - М.: Ижица, 2018. - 224 с.