Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. По быстроте социально-политических изменений, схожей со скоростью смены кинокадров, на ко-торых фиксируется внимание массового сознания, прошедший век можно сравнить с кинематографом. Действительно, в условиях глобализации многие важные политические и идеологические проблемы, такие как во-просы географической идентификации, не могут быть решены без нового взгляда на них, без включения новых тем в дискурс, без использования новых источников. Одним из таких источников, который звучит современ-но, является кинематограф.
Борьба с проблемами неизбежна, поскольку информационная рево-люция предполагает консолидацию информационных потоков, при кото-рой часто утрачивается самое существенное, имеющее фундаментальное значение как для общественного развития, так и для развития личности. Способность кино использовать множество средств выражения помогает выделить явления, отражающие дух времени, раскрыть суть происходя-щих в мире изменений, принять или отвергнуть их, что проявляется не только на индивидуальном уровне, но и на уровне общества в целом.
Между мировым кинематографом и мировой политикой существует сложная взаимосвязь. Но какими бы глубокими ни были эти отношения, они не позволяют нам рассматривать фильм как зеркало политики, осо-бенно мировой. Совокупность образов или лиц, появляющихся в кино, позволяет выделить наиболее важные понятия, которые являются критери-ями их состояния в тот или иной период развития международных отно-шений.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить условия функционирования ки-нематографа в системе политических коммуникаций общества.
Объектом исследования являются особенности функционирования кинематографа в системе политических коммуникаций общества.
Предметом исследования является кинематограф в системе полити-ческих коммуникаций общества.
Цель исследования: выявить эффективные условия функционирова-ния кинематографа в системе политических коммуникаций общества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть краткую историю кинематографа.
2. Описать кинематографию как средство политического влияния.
3. Сравнить тенденции отечественного кинематографа на примере 1930-1953 гг. и 2018-2023 гг. с точки зрения идеологической составляю-щей.
4. Проанализировать документальное кино как средство политиче-ской пропаганды: классические и инновационные подходы в цифровую эпоху.
Для решения поставленных задач были определены следующие ме-тоды исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Краткая история кинематографа
Кинематография (от греч. κινημα, род. κινηματος - движение и греч. γραφω - писать, изображать) - отрасль человеческой деятельности, заклю-чающаяся в создании движущихся изображений. Иногда ее также называ-ют кинематографией (от французского cinematographen - устаревший) и кинематографией. Кино было изобретено в 19 веке и стало очень популяр-ным в 20 веке. Концепция кино включает киноискусство, разновидность современного визуального искусства, произведения которого создаются с использованием движущихся изображений, и киноиндустрию, отрасль экономики, которая производит фильмы, киноэффекты и анимацию и представляет эти работы зрителям. Кинематографические произведения создаются с помощью кинотехнологий. Изучение кинематографии связано с наукой киноведения.
Влияние кино на культуру и искусство неоспоримо, и есть даже предположения о важности влияния кино на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является важным сектором экономики. Производство фильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демон-стрируются в кинотеатрах, по телевидению и распространяются «на ви-део» в виде видеокассет и видеокассет [12].
Рождение кино. В прошлом кино возникло в результате решения за-дачи фиксации изображения непрерывного движения объектов на матери-альной среде и проецирования этого движения на экран. Для решения этой проблемы потребовалось разработать сразу несколько технических изоб-ретений: гибкую светочувствительную пленку, хронофотокамеру и проек-тор для быстро меняющихся изображений. Первая гибкая светочувстви-тельная негорючая пленка была создана русским фотографом И.В. Бол-дыревым (1878-1881), а потом американские изобретатели Г. Гудвин в 1887 и Дж. Истмен в 1889 создали горючую, целлулоидную пленку. Пер-вые хронофотографические устройства были разработаны в 80-х годах 19 века. К ним можно отнести: аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892), «фоторужьё» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат англий-ских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891). Самыми первыми в ходе создания аппа-рата по проекции на экран быстро сменяющихся изображений являются: русский и немецкий фотографы В.А. Дебюк и О. Анщюц, которые создали в 1891 и 1892 гг. проекционные аппараты с различной конструкцией и с одним и тем же названием — «Тахископ», русские изобретатели М.Ф. Фрейденберг и И.А. Тимченко (1893), французский изобретатель Э. Рейно, который создал в 1892 г. проектор «Оптический театр».
Более всего приблизившиеся к кинематографу по своим техническим характеристикам изобретениями выступают: аппарат И.А. Тимченко (1893), «кинетоскоп» Эдисона, «хронофотограф» Ж. Демени (1893), про-ектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895), проек-тор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), «плеограф» польско-го изобретателя К. Прушинского (1894) и др. При этом уже в 1895-1896 гг. изобретаются аппараты, которые сочетают в себе все главные элементы кинематографа: во Франции - «хронофотограф» Ж. Демени (1895) и «си-нематограф» братьев О. и Л. Люмьер (1895); в России – «хронофотограф» А. Самарского (1896); в Англии – «аниматограф» Р.У. Пола (1896); в Гер-мании – «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); «стробограф» И. Акимова (1896), в США – «витаскоп» Т. Армата (1896).
Начало распространения кинематографа ознаменовалось съемками и публичными демонстрациями первых короткометражных фильмов. 1 но-ября 1895 г. М. Лагерановский продемонстрировал в Берлине свой «био-скоп», а 28 декабря 1895 г. братья Люмьер продемонстрировали в Пари-же свою «синематограмму». В 1896-1897 годах во всех столицах мира были организованы публичные демонстрации короткометражных филь-мов. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В это же время были сняты первые отечественные любитель-ские фильмы (В. Саша, А. Федецкий, С. Макаров и др.).
Эпоха немого кино. Первые короткометражные фильмы (15-20 мет-ров, около 1,5 минут просмотра) были в основном документальными, но уже в комедийной постановке братьев Люмьер нашла отражение тенден-ция создания художественных фильмов. Короткая продолжительность первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством кино-оборудования, но примерно в 1900 году продолжительность фильмов увеличилась до 200-300 метров (15-20 минут просмотра).
Совершенствование техники съемки и проекции способствовало дальнейшему увеличению продолжительности фильмов, качественному и количественному совершенствованию художественных приемов съемки, актерского мастерства и режиссуры. А широкое распространение кино и популярность кино обеспечили его экономическую рентабельность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности фильмов. В этот период по мере усложнения и удлинения сюжета фильмов начинают формироваться жанры киноискусства, формируется их художественное своеобразие и создается набор визуальных приемов, специфичных для каждого жанра. «Немое кино» достигает своего апогея в 20-м году, когда своими художественными средствами оно уже полностью утвердилось как самостоятельный вид искусства [15]..
Приход звука В двадцатом веке Томас Эдисон попытался синхрони-зировать кинескоп с фонографом, но потерпел неудачу. Позже Уильям Диксон, соавтор Эдисона, объяснил, что ему удалось создать кинетофоно-граф - устройство, воспроизводящее звук и изображение одновременно, - еще в 1889 году. Однако нет никаких доказательств, подтверждающих его слова.
На заре кинематографа звуковая пленка использовалась во многих странах, но были две основные проблемы: сложность синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая про-блема была решена путем записи звука и изображения на одном носителе, но для решения второй проблемы потребовалось изобретение низкоча-стотного усилителя, чего не произошло до 1912 года, когда киноязык раз-вился настолько, что отсутствие звука больше не воспринималось как се-рьезный недостаток.
В результате в 1919 году был получен патент на систему звуковой кинематографии, которая впоследствии произвела звуковую революцию, но кинокомпании не обращали внимания на возможности кино, чтобы из-бежать затрат на производство и прокат фильмов и потери владения ино-странным языком. К 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся на грани банкротства, инвестировала в рискованный аудиопроект.
Еще в 1926 году Warner Brothers выпустили несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришел только с фильмом «Певец джаза», в котором наряду с музыкальными номерами Эла Джолсона при-сутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года - день премьеры фильма «Певец джаза» - принято считать днем рождения звукового кино.
Дальнейшие технические достижения в кино. Хотя первый прими-тивный цветной фильм (с красно-зеленой гаммой, без синего) был выпу-щен еще в 1922 году, зрителей он не впечатлил. Первый «полноцветный» короткометражный фильм системы Technicolor под названием «Кукарача» был выпущен в 1934 году. Первый полнометражный цветной фильм «Бек-ки Шарп» американского режиссера армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел на экраны в 1935 году, этот год считается годом появле-ния цветного кино. В СССР первый полнометражный цветной фильм «Груня Корнакова» был снят еще в 1936 году [13].
В 1950-х годах технический прогресс пошел еще дальше. Разработка и внедрение магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и развитие новых видов кинематографии (панорамной, стереоскопической, многоэкранной и т.д.) привели к значительному улучшению качества ки-нопоказов, заговорили об «эффекте присутствия» зрителя. Впечатление усиливалось за счет воспроизведения стереозвука, что позволяло создать «пространственную
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виленский Д Художественный журнал - к вопросу о компози-ции современного политического искусства// URL: [http://xz.gif.ni/nurnbers/64/vilensky/] (дата обращения: 10.05.2024)
2. Вилков А. А., Некрасов С. Ф., Россошанский А. В. Политиче-ская функциональность современных российских СМИ / под ред. А. А. Вилкова. Саратов : Саратовский источник, 2011.
3. Где и как смотрят кино столичные жители [Электронный ре-сурс] / ФОМ. – Режим доступа: http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11855.
4. Грицанов А.Л., Филиппович А.В. Библиотека Философии //URL: jMp://wvvw.psylib.uki\veb.n^ (дата обращения 10.05.2024)
5. Документальное кино // Сними фильм : [портал о киноинду-стрии]. URL: http://snimifi lm.com/almanakh/ dokumentalnoe-kino (дата об-ращения: 10.05.2024).
6. История Отечественного кино / Ред Будяк. – М.: ВГИК, 2005. – С. 205-350.
7. Кино: что и как смотрят россияне [Электронный ресурс] / ФОМ. – Режим доступа: http://fom.ru/posts/11192.
8. Кирилл Разлогов: «То, что хорошо для искусства, далеко не всегда хорошо для общества» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 3. – Ре-жим доступа: http://www.iskusstvo-info.ru/archive/article/id/213.
9. Коробов А. А., Болдырева Е. П. Политическая пропаганда в современной телекоммуникационной среде : механизмы повышения эффек-тивности // Вестн. Поволж. ин-та управления. 2018. Т. 18, № 3. С. 100.
10. Лавров С. Зрители не идут на современные фильмы о ВОВ [Электронный ресурс] // Кинопресса. – 10.05.2024 – Режим доступа: http://kinopressa.ru/2056.
11. Лебедев Н.А. «Очерки истории кино СССР 1918-1934 годы» // URL: httpУ/wvvvv.biЫiotekaг.гu/kirю/8.htгn (дата обращения : 10.05.2024).
12. Лотман Ю.М. «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» - СПб., 1998.
13. Мальковой Л.ь»Современность как история: реализация мифа в документальном кино» // URL: [http://socreal fom.ru/^link=ARrTCLE^d^83&prmt=yes] (дата обращения: 10.05.2024)
14. Родина – это звучит гордо! [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. – 10.05.2024 – Пресс-выпуск № 3201. – Режим доступа: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115866.
15. Сергеева Ю. Социальные сети в 2018 году : глобальное иссле-дование // WebCanape : Разработка и продвижение эффективных сайтов. URL: https://www. web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-goduglobalnoe-issledovanie/ (дата обращения: 10.05.2024).
16. Степанян А. В. Особенности авторского и телевизионного до-кументального кино // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2018. № 2 (80), ч. 1. С. 44.
17. Ухов Е. Пять причин смотреть документальное кино // Film.ru – все о кино : [нац. кинопортал]. URL: https://www.film.ru/articles/protiv-techeniyadokumentalnoe-kino (дата обращения: 10.05.2024).
18. Фильмы о войне: классика против современности [Электрон-ный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск. – 10.05.2024. – № 2857. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115288.
19. Шергова К. А. Становление жанров документального телекино (1960-е – начало 2000-х гг.). М. : Академия медиаиндустрии, 2016. С. 20.
20. Шестаков В.П. Вступительная статья к книге «Новые очерки по психологии искусства»// URL: [http://proibis.by.ru/018-094.htm] (дата об-ращения: 10.05.2024).
21. Эко У. О членениях кинематографического кода // Строение фильма: Некоторые проблемы анализа произведений экрана Сборник ста-тей. – М.: Радуга, 1984.