Фрагмент для ознакомления
2
Учитывая особенности коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи, прежде всего необходимо дать определение общего недоразвития речи (ОНР). Под общим нарушением развития речи понимается целый ряд сложных речевых расстройств, при которых слух и интеллект в норме, но нарушено формирование всех компонентов речевой системы, связанных со звуками и смыслом речи [12].
Впервые теоретическое обоснование недоразвития речи в целом было сформировано в результате многогранных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и ее научным коллективом в Институте дефектологии в 50-60-е годы.
Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархической структуры высших психических функций. С позиций системного подхода была решена проблема различных форм речевой патологии, обусловленных состоянием компонентов языковой системы: дети с ОНР испытывают трудности в формировании коммуникативных навыков на фоне мозаики речевых и неречевых нарушений.
Их неполноценность не гарантирует процесс коммуникации, что не способствует развитию речи, мышления и познавательной деятельности и препятствует приобретению знаний; большинство детей с ОНР испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, что ограничивает их коммуникативную деятельность.
Кроме того, социализация со сверстниками становится одной из главных потребностей в дошкольном возрасте: к четырем-пяти годам ребенок точно понимает, что ему нужно от других детей, и отдает явное предпочтение их обществу. Важность общения с партнерами по игре постепенно возрастает, особенно в первые семь лет жизни, и процесс общения со сверстниками можно назвать одним из главных факторов развития личности и самосознания.
В настоящее время хорошо изучено специфическое содержание мышления, восприятия, памяти, речи и психического развития дошкольников с недостатками речевого развития (Г.В. Чиркина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелёва Т.Б. Филичева, и др.) [28, 26].
В литературе по логопедии отмечается, что дети с недоразвитием речи испытывают стойкие трудности в общении при незрелости отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивости и судорожности познавательных процессов (Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Б.М. Гриншпун, Г.В. Чиркина Л.Б. Халилова и др.)
Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблеме оптимизации логопедической работы с детьми данного типа, в настоящее время нет общего представления о закономерностях формирования их коммуникативных навыков Р.Е. Левина, В.К. Воробьева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, утверждают, что речь у детей с нарушениями речи нарушена на всех уровнях [19]:
- Фонетика - недостатки произношения и восприятия фонем;
- лексикология - бедный словарный запас, неправильное употребление слов из-за непонимания значения;
- синтаксис - нарушение грамматической сочетаемости слов, составление простых и сложных предложений.
На уровне связной речи - недоразвитие абстрактных форм мышления и неточное распознавание причинно-следственных связей, которые способствуют возникновению у дошкольников с ОНР трудностей в составлении связных предложений [18].
Во-первых, тесная взаимосвязь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает специфические особенности в их познавательной деятельности. В целом, несмотря на имеющиеся в их возрасте реальные предпосылки для овладения мыслительными операциями, дети задерживаются в развитии языкового и логического мышления, с трудом учатся анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать без специального обучения Многие дети с ОНР характеризуется ригидностью (О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Фигередо).
Во-вторых, словарный запас дошкольников с ОНР ограничен, а словоупотребление характеризуется семантической неточностью: дети с ОНР используют слова однообразно и неточно, включая обобщения, оттенки значения в названиях природных явлений и абстрактных понятий.
В-третьих, особенности высшего психического функционирования (недостаточная устойчивость и ограниченная способность распределения внимания, плохая вербальная память и продуктивность запоминания, задержка развития зрительного восприятия), недоразвитие двигательных зон, мелкой моторики, эмоционально-эмоциональной и личностной сфер препятствуют формированию прочных речевых навыков и, как следствие, таких качеств речи, как точность [13].
Наряду с приоритетной важностью изучения теоретических аспектов данной проблемы, существует практическая потребность в определении содержания дополнительного образования, направленного на развитие коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. В связи с этим очевидна актуальность исследования коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи.
В последние годы понятие «коммуникация» вошло в научный обиход наряду с понятием «общение». Коммуникация - более широкое понятие. Коммуникация — это связь и взаимодействие между двумя системами, в процессе которого сигналы, несущие информацию, передаются от одной системы к другой, а общение предполагает передачу информации. Содержанием коммуникации являются научные и светские знания. В процессе коммуникации передаются навыки и компетенции [13].
Если взаимопонимание не установлено, коммуникация не состоялась. Для успешной коммуникации необходимо обеспечить обратную связь о том, как другая сторона поняла вас и как вы справились с проблемой; Дзюба О.В. утверждает, что эффективная коммуникация — это достижение взаимопонимания другой стороны, ситуации и объекта коммуникации лучшее понимание ситуации (повышение уверенности в понимании ситуации способствует решению проблемы и обеспечивает достижение целей за счет оптимального расходования ресурсов) [17].
Общение и совместная деятельность - важные элементы для детей дошкольного возраста. Благодаря им дети познают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми и развиваются личностно. Навыки общения оказывают положительное влияние не только на взаимодействие с другими людьми, но и на самооценку ребенка и его внутренние характеристики, то есть на правильность его представлений о себе и своих способностях, на его уверенность в себе и эмоциональное благополучие.
Согласно определению М.И. Лисиной, коммуникация — это взаимодействие, направленное на координацию и объединение усилий двух (или более) людей с целью установления отношений и достижения общего результата [23].
А.Г. Арушанова утверждает, что общение детей с ОНР со сверстниками носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. Когда дети играют вместе, их поведение часто не скоординировано; ролевые игры для дошкольников с ЗПР можно определить скорее как игры "по соседству", чем как совместную деятельность. Общение по поводу игр наблюдается в единичных случаях; дети с ЗПР предпочитают работать в классе в одиночку. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, и дети редко общаются друг с другом; случаи личного контакта между детьми с ОНР крайне редки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) ФГОС. ФОП Мозайка – синтез, 2020г.
2. Артемьева Т.В., Шакирзянова Е.С. Особенности развития вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Auditorium. 2020. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-verbalnoy-kommunikatsii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 04.04.2024).
3. Артемова С. А. Специфика универсальных коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Профессиональная ориентация. 2019. №2.
4. Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Сапон Наталия Николаевна Коммуникативные умения старшего дошкольника: актуальность проблемы, педагогические условия // Современные инновации. 2019. №3 (31).
5. Батенова Юлия Валерьевна, Рощина Ольга Анатольевна Личность дошкольника: коммуникативная компетентность и социальный статус ребенка // ани: педагогика и психология. 2020. №1
6. Безруких Марьяна Михайловна, Верба Алла Степановна, Филиппова Татьяна Андреевна, Иванов Владимир Вячеславович Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал. 2021. №4.
7. Лев Выготский Мышление и речь Издательство: АСТ
Год издания: 2023, 180 с.
8. Гайбарян М.В. К вопросу об изучении коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией // Теория и практика современной науки. 2020. №6
9. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (6–7 лет). М.: Мозаика Синтез, 2020
10. Егасова О.С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика современной науки. 2018. №1 (31).
11. Жемчужникова В.А. психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Теория и практика современной науки. 2022. №9 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 14.04.2024).
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды.: издательство МПСИ, МОДЭК, год издания 2016, 178 с.
13. Зотова Ирина Васильевна, Могилка Диана Вадимовна Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста // Проблемы Науки. 2017. №17
14. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Ушвератэцкае, 2011. – 237 с.
15. Леонова Ирина Владиславовна Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников // Современное педагогическое образование. 2020. №2.
16. Леонтьев А.А. Лекции по общей психологии
Издательство: Смысл, год издания: 2019
17. Лепечева Анастасия Сергеевна современные технологии в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников с целью эффективной социализации и повышении качества дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7
18. Лях Юлия Анатольевна Развитие коммуникативных навыков у школьников // Ярославский педагогический вестник. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-navykov-u-shkolnikov-1 (дата обращения: 19.04.2024).
19. Мухина С. Н. Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников, изд-во Перспектива ,2016
20. Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном возрасте/ в.С. Мухина // психологический журнал. – 2011. - № 5. – С. 46-54.
21. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4–е изд. /Р.С. Немов – М.: Просвещение, 2003. – 303с.
22. Привалова Светлана Евгеньевна Результаты исследования сформированности коммуникативных умений у дошкольников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №8-1
23. Румянцева Юлия Николаевна характеристика детей с онр и их психологические особенности // Глобус. 2019. №12 (45).
24. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Е.О. Смирнова – М.:Просвещение, 2000. – 202с.
25. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. М.: ТЦ Сфера, 2019.
26. Хузеева, Гузелия Рифкатовна Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. Методическое пособие / Хузеева Гузелия Рифкатовна. - М.: Владос, 2014. - 178 c.
27. Чиркина, Г.В. Коммуникативно – речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: Монография./Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева – Архангельск,2009. – 100с.
28. Шабалина Надежда Вячеславовна Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №1.
29. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка дошкольника. / Д.Б. Эльконин – М.: Просвещение, 2011. – Глава VI . – 384 с