Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В РФ произошли изменения в понимании проблемы национальной безопасности и в формировании конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности в современной России.
Российская Федерация имеет довольно обширную и хорошо развитую транспортную сеть, благодаря своей огромной территории. При этом, в силу географических особенностей страны, расстояния между населенными пунктами зачастую составляют несколько сотен километров и более. Связь между Союзом и другими населенными пунктами осуществляется с помощью железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Этот факт, безусловно, влечет за собой определенные риски, в частности, риск террористических актов и других преступных посягательств как на пассажиров, так и на персонал транспорта. Поэтому важнейшей задачей органов государственной власти, осуществляющих надзор за национальной транспортной системой, является обеспечение правопорядка на транспортных объектах. Это связано с тем, что масштабы угрозы и последствий общественных беспорядков разрушительны и часто приводят к катастрофам, наносящим ущерб как имуществу, так и здоровью граждан. Вышесказанное не оставляет сомнений в приоритетности правоохранительного контроля. Обеспечение безопасности на объектах транспорта - это регламентированная правовыми нормами система организационных и профилактических мер, направленных на предупреждение и пресечение противоправных действий на объектах транспорта и создание условий для обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества населения. Ведущая роль в системе обеспечения безопасности на объектах транспорта принадлежит Министерству внутренних дел РФ в лице Главного управления на транспорте МВД России и его структурных подразделений.
Основной задачей государства в области водного транспорта является повышение конкурентоспособности и качества жизни национальной экономики и превращение географических особенностей страны в конкурентное преимущество путем создания условий для экономического роста и обеспечения доступа к безопасным и современным услугам водного транспорта. Стратегической целью развития системы водного транспорта является удовлетворение потребностей инновационного развития экономики и общества в конкурентоспособных услугах водного транспорта. Данная стратегическая цель может быть достигнута путем эффективного создания конкурентной среды, достижения высокого уровня инженерно-технологического развития и усиления внимания к социальным и экологическим факторам. Для этого, прежде всего, необходимо определить приоритеты в развитии систем водного транспорта, которые позволят государству рационально использовать финансовые ресурсы и получить дополнительные экономические и социальные выгоды.
Водный транспорт - это вид транспорта, использующий как естественные (океаны, реки и озера), так и искусственные (каналы и водохранилища) водные пути для перевозки грузов и пассажиров. Основным видом транспорта являются суда. Водный транспорт характеризуется определенными признаками, которые раскрываются основными классификациями водного транспорта и наделяются определенным правовым статусом. Водный транспорт состоит из двух самостоятельных элементов: морского транспорта и речного транспорта.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании требований в области обеспечения безопасности мореплавания в Российской Федерации.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы требований в области обеспечения безопасности мореплавания в Российской Федерации.
Целью исследования является анализ обеспечения безопасности мореплавания в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть приоритеты обеспечения безопасности мореплавания в России;
2.определить особенности охраны общественного порядка и обеспечение безопасности на объектах водного транспорта;
3.исследовать состояние обеспечения безопасности мореплавания в области безопасной эксплуатации на внутреннем водном транспорте;
4.выявить актуальные проблемы обеспечения безопасности мореплавания в области безопасной эксплуатации и развитие инфраструктуры на внутреннем водном транспорте.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Важное значение для исследования проблемы транспортной безопасности и государственного управления транспортными системами имеют научные труды Кулапат Д., Бойков А.В. Нафиков, Р., Небыкова, О.Н., А. С. Игнатенко, В. В. Лесничего, А. М. Ложачевской, Г. И. Мищенко, В. Ф. Опрышка, М. В. Онищука, И. М. Пахомова, Ю. Е. Пащенко, В. И. Развадовского, В. М. Рыжих, А. Г. Савченко, А. И. Семенченко, В. А. Скуратовского, Д. А. Тимохи, А. М. Ткаченко, В. В. Юрчишина и многих других. В то же время отдельные вопросы в этой сфере требуют дальнейшего обсуждения и совершенствования.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Кулапат Д., Бойков А.В., Нафиков Р., Небыкова О.Н. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем требований в области обеспечения безопасности мореплавания в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на исследование проблем в области обеспечения безопасности мореплавания в Российской Федерации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Приоритеты обеспечения безопасности мореплавания на современном этапе правового развития России
В последние годы российская система водного транспорта вступила в период нестабильности из-за санкций США и ЕС . Состояние производственно-технической инфраструктуры и технический уровень организации перевозок по многим параметрам не соответствуют растущим потребностям общества и стандартам качества предоставления водных услуг. В то же время снижение объемов перевозок связано с критическим состоянием инфраструктуры и водного транспорта, что не позволяет доставлять грузы быстро, своевременно и без потерь. Поэтому возникает задача перенести значительную часть грузовых перевозок на реку. Речной транспорт имеет ряд преимуществ перед другими видами грузоперевозок, первое из которых - экономическая эффективность. Стоит отметить тот факт, что при использовании 5 литров условного топлива и 1 тонны условного груза можно перевезти груз на 500 км по реке, 333 км по железной дороге и только 100 км на автотранспорте. Другими словами, при одинаковых условиях стоимости топлива грузовые перевозки по реке в 1,5 раза более возможны, чем по железной дороге. Это делает развитие внутреннего водного транспорта перспективным и способным значительно увеличить его представленность на рынке грузовых и пассажирских перевозок.
С точки зрения социальных выгод, развитие речного транспорта в России и его интеграция в мультимодальную транспортную систему позволит не только снизить энергозатраты и выбросы в атмосферу, но и даст возможность речному судоходству перевозить грузы между крупными промышленными центрами страны и портами Черного моря без дополнительной перегрузки. Помимо "оживления" железных дорог путем снижения нагрузки на автодороги и ликвидации некоторых нерентабельных перевозок, таким образом можно продвигать реформы, происходящие в железнодорожном и автомобильном транспорте. Все вышесказанное возможно при соблюдении ряда условий, главным из которых является обеспечение транспортной безопасности на водном транспорте России.
Транспортная безопасность является одним из компонентов национальной безопасности и заключается в предотвращении транспортных аварий и инцидентов. Вопросам обеспечения национальной безопасности в постсоветской России уделяется значительное внимание в документах стратегического планирования, а также в законодательных и подзаконных актах. Большой интерес они вызывают и у экспертов, и ученых .
Обеспечение общественной безопасности в настоящее время является вопросом, имеющим большое значение и вызывающим много споров, как в области права, так и в соответствующих научных областях. Вопрос правового регулирования правопорядка на объектах водного транспорта и деятельности органов внутренних дел на транспорте является предметом детальной разработки как теоретиков, так и законодателей. Анализ задачи обеспечения правопорядка на объектах водного транспорта показывает, что ее существенные черты во многом совпадают с аналогичными задачами, поставленными перед другими видами транспорта, но есть и некоторые отличия.
Рассмотрим теперь основные функции обеспечения правопорядка на объектах водного транспорта.
-наладить взаимодействие с другими государственными учреждениями и органами в рамках обеспечения правопорядка;
-содействовать проведению соревнований и других торжественных мероприятий на объектах водного транспорта и сопутствующей инфраструктуры;