Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
В современной школьной программе большой объем знаний передается в готовом виде и не требует от учащихся больших усилий в поиске и усвоении информации. Следовательно, необходимо, чтобы учащиеся участвовали в исследовательской деятельности, что способствовало бы формированию навыков и способностей, что, в свою очередь, способствовало бы лучшему пониманию школьной программы.
Основная цель обучения заключается в том, что необходимо, чтобы нынешние учащиеся развивали основы логического мышления, формировали мотивацию к обучению.
Сегодня проблема заключается в предъявлении высоких требований к совершенствованию образовательного процесса в школе. Эти требования обусловливают необходимость повышения эффективности преподавания, оснащения учащихся методами и приемами обучения, развития навыков и необходимость получения знаний самостоятельно.
Основная цель образования – научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает в ученике способность контролировать свою деятельность, контролировать себя как своего субъекта. Целью компетентностного подхода в образовании является развитие способности учащихся решать проблемы в различных областях и видах деятельности, используя социальный опыт, который также является частью собственного опыта учащихся.
Биология как наука охватывает большое количество фактической информации об окружающем мире, соответственно, содержит множество методов, которые позволяют осуществлять процесс накопления знаний и их последующего изменения. В процессе обучения предмету биология, обязательно проводятся наблюдения. Они проводятся в кабинете биологии, уголке дикой природы, природной и социально-политической среде, школьном саду, цветнике или на образовательном полигоне.
Высокие требования к ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов на уроках биологии и во внеурочное время. Существует противоречие: с одной стороны, увеличился объем рабочей нагрузки, с другой – неспособность учеников работать. Им сложно самим поставить задачу, организовать ее решение и справедливо оценить уровень выполнения работы.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы организации наблюдения за школьниками, стали работы Малановой А.В., Полат Е.С., Новиковой Т.А., Бордовского Г.А., Новожиловой Н.В., Махмутовой М.И.
Выполнение работ, связанных с проведением экспериментов и наблюдений за растениями, способствует выработке у обучающихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые в дальнейшем могут стать основой для более серьезных исследований. Работая с растениями, учащиеся изучают наиболее важные методы и навыки работы по уходу за ними, пересадке и размножению. Эти приемы могут пригодиться в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии. Если ученик начинает заниматься выращиванием комнатных растений, то у него определенно возникает желание узнать о них как можно больше. Важно поддержать любознательность ученика, подсказать, в какой литературе он может найти ответы на вопросы. Это будет способствовать формированию у учащегося потребности в приобретении новых знаний, формированию наблюдения.
Цель исследования – изучение развития деятельности наблюдения на уроках биологии в 6 классе.
Объект исследования – учебная деятельность при обучении биологии в школе.
Предмет исследования – развитие деятельности наблюдения на уроках биологии в 6 классе.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть методику организации наблюдения как основу исследовательской деятельности обучающихся.
3. Разработать систему наблюдений по экологии цветения и опыления растений на уроках биологии в 6 классе.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития деятельности наблюдения на уроках биологии в 6 классе
1.1 Особенности современного урока биологии
Урок – это основная форма ведения учебной деятельности в школе, способ реализации педагогических взаимодействий. "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, показатель его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции", - писал известный педагог В. А. Сухомлинский.
Современный урок – это урок совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, который напрямую связан с интересами живого человека, это урок актуальный, то есть актуальный.
Современный урок биологии – это урок, характеризующийся следующими характеристиками, описанными в документах ФГОС:
Основная цель урока – развитие каждого человека в процессе обучения и воспитания.
На уроке реализован личностно-ориентированный подход к обучению
На уроке реализуется активный подход к обучению.
Организация урока динамична и изменчива.
На уроке используются современные педагогические технологии.
По словам Карабановой О. А. постоянно рассматривая признаки современного урока и соблюдение которых требует активного подхода, пришла к выводу, что подход реализуется с:
1. Иметь познавательный мотив и конкретную цель обучения. На каждом уроке такой мотив реализуется в образовательной цели – осознании вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Это, как говорят психологи, означает постановку проблемы в обучении или, что более привычно для учителя, создание проблемной ситуации. Один из методов создания проблемных ситуаций – введение в учебники персонажей, которые ведут диалог друг с другом, выражая разные точки зрения. Вопрос " Кто прав?" это становится отправной точкой для дальнейшего поиска.
2. Выполнять действия по приобретению недостающих знаний.
Это условие тесно связано с первым, оно, по-видимому, продолжает его: возникла потребность в новой информации - предпринимаются шаги для ее получения.
3.Определить и освоить способ действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных навыков).
Деятельность Образовательного учреждения по преподаванию биологии должна быть направлена в первую очередь на достижение следующих личностных результатов учащихся:
- знание основных принципов и правил отношения к дикой природе, основ здорового образа жизни и технологий сохранения здоровья;
- формирование взглядов на здоровый образ жизни;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальные способности (демонстрировать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. Д.); эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы биологии являются:
- владение компонентами исследовательской и проектной деятельности, включая способность видеть проблему, задавать вопросы, формулировать гипотезы, определять концепции, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и отстаивать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать цели и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью других;
- умение грамотно использовать речевые средства для обсуждения и аргументации своей позиции, сравнения разных точек зрения, аргументации своей точки зрения, отстаивания своей позиции.
Результаты владения выпускниками основной школы по программе биологии следующие:
В когнитивной (интеллектуальной) сфере: выявление существенных признаков биологических объектов и процессов; предоставление доказательств взаимосвязи человека с млекопитающими животными; взаимосвязь между человеком и окружающей средой; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; соблюдение мер по профилактике заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибками и вирусами, травмами, стрессом, ВИЧ-инфекцией, вредными привычками, нарушениями осанки, зрения, слуха, инфекционными заболеваниями и простудой; классификация: определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; место и роль человека в природе; родство, общее происхождение и эволюция растений и животных (например, сравнение отдельных групп); роль различные организмы в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмы наследования и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразование и приспособленность; различие в таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; в живых предметах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений различных отделов, животные отдельных видов и классов; наиболее распространенные растения и домашние животные; съедобные и ядовитые грибы; растения, опасные для человека и животных;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волохова, Е. С. Основные этапы научного исследования / Е. С. Волохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 755-757.
2. Воронова, В. В. История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом образовании / В. В. Воронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 156-158.
3. Кабакова, Д. В. Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии / Д. В. Кабакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 16-19.
4. Марина, А. В. Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса / А. В. Марина, С. С. Харитонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 19-23.
5. Марина, А. В. Формирование универсальных учебных действий курса биологии 6 класса: проблемы и пути их решения / А. В. Марина, М. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 24-29.
6. Мишарева, Я. В. Эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии / Я. В. Мишарева, С. Г. Сапронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 485-486.
7. Пляшкевич, О. Н. От первых наблюдений к большим открытиям: организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся разных возрастных групп на Станции юных натуралистов / О. Н. Пляшкевич. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 33-37.
8. Поздеева, А. А. Наблюдение за прорастанием семян, вегетацией и плодоношением фасоли обыкновенной сорта «Кинди» / А. А. Поздеева, И. К. Куцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 1 (31). — С. 59-61.
9. Сивак, О. Г. Эмпирические законы / О. Г. Сивак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1265-1268.
10. Темирсултанова, Ф. М. Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях новой школы / Ф. М. Темирсултанова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 103-107.
11. Чикаткова, А. А. Организация наблюдений в природе / А. А. Чикаткова, Т. А. Колегова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 19-21.