Фрагмент для ознакомления
2
Математика исторически считалась сложной наукой, а для младших школьников, непривычных к большому количеству математической информации, познание чисел, закономерностей всегда являлось трудным.
Изучение математики благоприятно влияет на психическое развитие ребёнка, позволяет развивать память, мышление, речь, внимательность.
Изучая числа, младшие школьники должны овладеть математическими знаниями и навыками, необходимыми для продолжения изучения более сложных математических действий. Однако из-за ограниченного времени на изучение концентров и отсутствия навыков мышления у младших школьников не всегда возможно направить учебный процесс учителя на формирование грамотных вычислительных умений.
Проблемой формирования познавательных универсальных обучающих действий при изучении чисел в концепте «Десяток» занимались многие ученые-методисты: М.Н. Перовой, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой и другие.
В первом классе младшие школьники должны освоить следующие вычислительные навыки: навык сложения и вычитания в пределах 20, навыки выполнения арифметических операций с использованием сложения и вычитания при решении математических задач, навыки вычисления числового выражения и др. [15].
Изучение нумерации в пределах 10 является одной из основополагающих целей начального образования, поскольку способность детей считать в пределах 10 способствует формированию у детей полноценных знаний, определенных программой. Также полученные в ходе изучения данного концентра навыка будут положены в основу дальнейшего изучения курса математики.
Обязательным элементов учебного процесса является контроль. С его помощью учитель может понять, насколько понятен для младших школьников был учебный материал, насколько хорошо они овладели теме или иными навыками.
Для обеспечения усвоения этих вычислительных навыков нужно давать учащимся установку на запоминание и проводить тренировочные задания на каждом уроке. Предлагаемые упражнения должны быть разнообразными и дифференцированными, а также способствовать поддержанию мотивации у детей.
На уроках математики очень важно проводить контроль на каждом уроке. Поэтому необходимо рассмотреть методы и приёмы организации текущего контроля на уроках математики для формирования вычислительных навыков сложения и вычитания обучающихся начальной школы при изучении концентра «Десяток».
Таким образом, актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – необходимостью развития личности ребенка в процессе математического образования, развития у него мыслительных процессов, формирование понимания математических понятий;
- педагогической – необходимостью достижения цели обучения концентра «Десяток» в процессе обучения младших школьников, построение образовательного процесса с учетом требований программы, возможностей обучающихся, принципов и методов педагогической науки;
- методической – необходимостью поиска эффективным способов устных вычислений при формировании вычислительных навыков сложения и вычитания обучающихся начальной школы при изучении концентра «Десяток».
Цель исследования – определить особенности использования устных вычислений при формировании вычислительных навыков сложения и вычитания обучающихся начальной школы в пределах десяти.
Объект исследования – процесс формирования вычислительных навыков сложения и вычитания обучающихся начальной школы в пределах десяти.
Предмет исследования – особенности использования устных вычислений при формировании вычислительных навыков сложения и вычитания обучающихся начальной школы в пределах десяти.
Задачи исследования:
1.Описать особенности методики формирования вычислительных навыков сложения и вычитания обучающихся начальной школы при изучении концентра «Десяток»;
2. Выделить особенности использования устный вычислений на уроках математики,
3. Определить уровень сформированности вычислительных навыков сложения и вычитания обучающихся в пределах десяти;
4. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование вычислительных навыков сложения и вычитания обучающихся начальной школы в пределах десяти.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические – тестирование, педагогическое проектирование (разработка комплекса упражнений).
База исследования.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что рассмотрены особенности формирования у детей младшего школьного возраста вычислительных навыков сложения и в пределах десяти.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке комплекса упражнений, который может быть использован учителями начальной школы.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
ГЛАВА 1. Состояние проблемы формирования вычислительных навыков сложения вычитания у обучающихся в пределах десяти на уроках математики
1.1 Методика формирования вычислительных навыков сложения и вычитания у обучающихся в концентре десяток
Проблемой формирования вычислительных навыков и умений у учащихся начальных классов занимались в разное время многочисленные методисты и практики, такие как Е.С. Дубинчук, А.А. Столяр, С.С. Минаева, Н.Л. Стефанова, Ю.Ф. Чекмарева, М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина, Л. Б. Методические аспекты формирования навыков устного сложения и вычитания у младших школьников / Л. Б. Абдуллина // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 10 апреля 2018 года. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 2018. – С. 4-6
2. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков Начальная школа. — 1995. — №11. — С. 38-43.
3. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М. : Владос, 2005 (Великолук. гор. тип.). - 455 с.
4. Володченкова А.А. Устный счет как средство формирования у младших школьников навыка внетабличного сложения и вычитания чисел / А.А. Володченкова // Студенческий. – 2020. - №12 -1 (98). – С. 80-81.
5. Ефимова Ю.А. Формирование у учащихся начальной школы навыков сложения и вычитания с использованием игровых методов обучения / Ю.А. Ефимова // Социальные отношения. 2019. - №4 (31). – С. 18-28.
6. Зайцева О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа. – 2020 .- №1. - С. 30.
7. Ильина О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». — 2021. – С. 45-48.
8. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М: Просвещение. – 1985. – 12 с.
9. Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах: учебное пособие. - М.: Академия. – 1998. – 56с.
10. Комарова О. Н. Работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности на уроках математики. // Начальное образование. – 2005. - №5. – 39 с.
11. Литунова А.Ю. Приемы активизации деятельности младших школьников в процессе формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10 / А.Ю. Литунова // Наука и молодежь- 2020: взгляд в будущее. 2020. – С. 577-581.
12. Мартынов И. И. Устный счет для школьника, что гаммы для музыканта // Начальная школа. - 2007 - №12 – С. 36.
13. Математика : 1 класс : учебник : в 2 частях : Ч. 1. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанов. – 15-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – 131 с. (Школа России).
14. Математика : 1 класс : учебник : в 2 частях : Ч. 2. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанов. – 15-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – 113 с. (Школа России).
15. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Иванов И. А. [и др.] под научной редакцией Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой Москва: Дрофа, 2008.- 2-е изд., испр. и доп. — 416с.;
16. Моро М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М. И. Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика. - 1977 - 248 с.;
17. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика в начальной школе. Оценка знаний. – М.: Вентана-Граф. – 2020. – С. 8-10.
18. Столяр А. А. Методика начального обучения математике / Под общ. редакцией Столяра А.А. и Дрозда В.Л. — Минск Высшая школа, 1988. — 254с.
19. Туйбаева Л. И., Полиева Н. Н. Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников // Научно-методический журнал «Проблемы педагогики». — 2015. — № 2 (3). — С.23.
20. Царева С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 51-59.
21. Чернова Л. И. Проблема формирования вычислительных умений и навыков у школьников // Начальная школа. Плюс до и после. – 2019 - №12. – С.35-38.