Фрагмент для ознакомления
2
Все государства, которые входят в Организацию Объединенных Наций, решают свои международные споры мирными средствами и не подвергают угрозе международный мир, а также национальную безопасность других государств. При этом все участники организации должны воздержаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и независимости всякой страны. Именно такое содержание в Уставе ООН определяет национальную безопасность стран и показывает намерение в сохранении мира между государствами [31].
Необходимо подчеркнуть, что в действовавшем ранее законе России «О безопасности» 1992 г., безопасность устанавливалась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, а также государства от внутренних и внешних угроз. Тем не менее, в более позднем варианте изменений редакции термин интересы заменили на угрожаемый объект, поскольку защита государства нужна объекту безопасности, а интересы необходимо удовлетворять.
Следует отметить, что понятие национальная безопасность в российском государстве применено впервые в ФЗ 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». На сегодняшний день под национальной безопасностью понимается отсутствие угроз объекту безопасности и наличие систем, которые противодействуют этим угрозам, то есть понятие безопасности включает в себя:
- непосредственно объект безопасности;
- различные угрозы безопасности;
- субъект обеспечения безопасности;
- системы обеспечения безопасности;
- нормативную правовую базу функционирования последних.
Важно указать, что в качестве объекта безопасности выступает человек, как социальный объект, общество, государство как политическое и правовое образование, а также в целом мировое сообщество. Кроме прочего, существуют также природные, технические, а также природно-технические объекты, которые тоже подлежат защите, в том числе правовой и международно-правовой [28].
На современном этапе развития Российской Федерации складывается правовая основа обеспечения национальной безопасности. Она определяется как блок нормативно-правовых актов, которые содержат юридические принципы и нормы, которые нацелены на правовое регулирование общественных отношений в области обеспечения национальной безопасности в мире [2].
Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества, а также всего государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются осуществление конституционных прав и свобод граждан страны, достойные качество и уровень их жизни, независимость, государственная и территориальная целостность, суверенитет, а также устойчивое социальное и экономическое развитие всей страны.
Нужно сделать акцент на том, что повышение угроз национальной безопасности российского государства закреплено в разнообразных нормативно-правовых документах. Например, это Военная доктрина [5], Стратегия национальной безопасности и другие [4]. Данные документы не только фиксируют разные вызовы безопасности государства, но также осуществляют правовое обеспечение национальной безопасности России. Согласно указанной Стратегии, национальные интересы России представляют собой объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии.
Национальная безопасность включает в себя все виды безопасности (политическую, экономическую, продовольственную и прочие). Содержание понятия экономической безопасности обусловливается его существенными компонентами, главными из которых являются:
- признание специальных национальных государственных интересов и целей российского государства (данные интересы имеются как в рамках границ России, так и вовне);
- поддержание государственного суверенитета и самостоятельного развития [23];
- международное положение Российской Федерации, ее место в мировом разделении труда, в кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансово-банковской системе, центральных рынках товаров и услуг, ценных бумаг;
- самозащита, а также саморазвитие РФ как единого федеративного многонационального государства.
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день для безопасного существования недостаточно иметь только мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Важны и иные элементы стабильного развития экономики, прежде всего, развитие промышленности и сельского хозяйства, потребительских товаров и услуг, внутренняя социальная и политическая стабильность, а также надежная социальная область. Кроме того, достаточный оборонный потенциал, внутренне сбалансированный и соединенный с общим потенциалом экономики, а также сбалансированные финансовая и налоговая системы.
Природу экономической безопасности следует определить, как такое состояние экономики, а также институтов публичной власти, при котором гарантируется защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом. Помимо прочего, полный оборонный потенциал при самых неблагоприятных условиях развития внутренних, а также внешних процессов. Национальные интересы защищаются способностью институтов власти формировать механизмы осуществления и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, а также поддержания политической и социальной стабильности общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2.
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» / «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
5. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) / «Российская газета», № 298, 30.12.2014.
6. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Правовая политика Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности: тенденции и перспективы // Российская юстиция. 2020. № 4. С. 2 - 5.
7. Анесян А.А., Сергеева И.А. Актуальность развития финансовой безопасности страны // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 25. С. 293-296.
8. Базаров Р.Т., Гафарова О.И., Сергеев Н.А. Конкурентоспособность России и пути ее повышения // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 11. С. 93-95.
9. Банникова Е.В., Климушкина Н.Е. Финансовая диагностика в обеспечении экономической безопасности сельскохозяйственной организации // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 6. С. 49-53.
10. Банникова Е.В., Климушкина Н.Е. Оценка экономической безопасности сельскохозяйственной организации // Экономика сельского хозяйства России. 2023. № 3. С. 34-38.
11. Будагов А.С., Губарева Е.Г., Комарова Е.В. Финансовые инвестиции в условиях рыночной экономики // Финансовая экономика. 2023. № 6. С. 98-100.
12. Викулова О.И. Обеспечение экономической безопасности сельскохозяйственного предприятия как составная часть процесса управления // О.И. Викулова / Россия и новые вызовы: экономика и общество: сб. трудов. Курск, 2022. С. 24-28.
13. Волосникова А.Ю., Сумарокова М.А. Интегральная оценка уровня экономической безопасности сельскохозяйственных организаций // А.Ю. Волосникова / В мире научных открытий: сб. трудов. Ульяновск, 2020. С. 151-154.
14. Дворникова Ю.В. Тенденции и перспективы развития инновационного потенциала России и его роль в повышении конкурентоспособности экономики страны // Друкеровский вестник. 2023. № 1 (51). С. 13-25.
15. Исхаков А.Т. Обеспечение экономической безопасности сельскохозяйственных организаций в условиях цифровизации экономики России // А.Т. Исхаков / Международный форум Kazan Digital Week-2022: сб. трудов. Казань, 2022. С. 766-774.
16. Исхаков А.Т., Муратова Л.Н. Классификация угроз экономической безопасности сельскохозяйственных организаций // А.Т. Исхаков / Инновационные технологии в АПК: теория и практика: сб. статей. 2020. С. 255-257.
17. Коваленко В.В., Перова К.В., Исачкова Л.Н. Факторы, оказывающие влияние на финансовую безопасность страны // В.В. Коваленко / Современные проблемы обеспечения экономической безопасности: сб. статей. Краснодар, 2022. С. 59-63.
18. Лавров С.А. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России // С.А. Лавров / Человек: преступление и наказание: сб. трудов. Рязань, 2021. С. 19-25.
19. Лисина О.В. Вопросы финансовой безопасности страны // О.В. Лисина / Актуальные проблемы экономики и управления: сб. статей. 2020. С. 57-59.
20. Мельникова С.Д. Оценка масштабов коррупции по регионам России и возможностей противодействия // С.Д. Мельникова / Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях: сб. трудов. Москва, 2023. С. 319-321.
21. Миронова И.И. Роль инвестиций в экономике РФ // Студенческий вестник. 2023. № 18-10 (257). С. 12-14.
22. Назаренко В.В. Роль и значение инвестиций в развитии суверенной экономики страны // В.В. Назаренко / Актуальные вопросы формирования эффективных систем управления субъектами территориальных воспроизводственных комплексов в условиях необходимости обеспечения экономического суверенитета страны: сб. трудов. Краснодар, 2024. С. 478-485.
23. Новоселов К.В. Стратегия развития экономической безопасности России в сфере регулирования бюджетно-налоговых отношений. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Йошкар-Ола, 2021. С. 365.
24. Окутина Н.Н. Понятие и сущность коррупции в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 2. С. 52-56.
25. Попов В.П. Особенности формирования экономической безопасности сельскохозяйственной организации в современной экономике // В.П. Попов / Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сб. трудов. Курск, 2023. С. 145-147.
26. Попова А.П. Роль финансового мониторинга в экономике страны // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 32-36.
27. Сидорова А.Д. Конкурентоспособность как система экономического развития российской экономики // А.Д. Сидорова / Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. статей. Москва, 2023. С. 356-358.
28. Субботин В.Я., Заичко М.В., Медведева И.А. Правовые основы обеспечения национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2019. № 10 (137). С. 352-353.
29. Шманёв С.В. Теневая экономика в России: причины зарождения и проблемы существования // Самоуправление. 2023. № 1 (134). С. 1023-1026.
30. Борьба с коррупцией [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/theme/239 (Дата обращения: 08.05.2024 г.)
31. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/ (Дата обращения 08.05.2024 г.)
32. Сельское хозяйство Иркутской области [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3AZCoR (Дата обращения 08.05.2024 г.)
33. 30 крупнейших инвестиционных проектов России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3ACLeK (Дата обращения 08.05.2024 г.)