Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Граждане современного общества практически лишены диалога между собой, потому что общение заменено СМИ. СМИ, особенно телевидение, стали лицом коммуникации, повышая свою доверительность и лояльность. Однако из-за неспособности обеспечить себя финансово и стремления господствующего класса оказывать влияние, СМИ оказываются под контролем государства или олигархов. Владельцы СМИ ставят своей целью изменить ценности, восприятие реальности и интерпретацию событий, что в конечном итоге влияет на поведение общества. Для достижения этой цели используются разнообразные манипулятивные технологии, которые применяются во всех средствах массовой информации. Сегодня, вопреки своей миссии отражать общественное мнение, СМИ формируют его. Проблема заключается в том, что большинство населения не осознает сущности и методов манипулирования общественным мнением, что делает его уязвимым к воздействиям.
Знания, полученные в ходе данного исследования, могут быть применены на практике для анализа использования манипулятивных приемов в различных программах и материалах СМИ, а также для защиты себя от манипулирования.
Цель - изучение и анализ современных манипулятивных технологий, их природы и использования в СМИ. Для достижения поставленной цели предусмотрено решение ряда задач:
- Проанализировать сущность манипулирования как явления в общем и воздействия на общественное мнение в частности;
- Определить виды манипулятивных технологий, применяемых в СМИ, и изучить их механизмы действия;
- Исследовать использование манипулятивных технологий на каждом канале СМИ, особенно с уклоном на телевидение, исходя из их специфики;
- Разработать методы защиты от манипулирования общественным мнением.
1. Теоретические основы изучения манипуляции и манипулятивных технологий в массовой коммуникации
1.1 Подходы к определению понятия манипуляция в массовой коммуникации
Современные исследователи поднимают вопрос о влиянии «манипуляции» на индивидуальное и общественное сознание. В зависимости от сферы деятельности и предмета исследования ученые по-разному трактуют понятие манипуляции.
Первыми анализировать манипуляцию как социальное явление начали политологи, социологи и философы. В их трудах манипуляция рассматривается как средство социального порабощения. В центре внимания ученых оказалось понятие политического манипулирования - «особый вид воздействия, цель которого - под видом достоверной информации внедрить в сознание негласное, но желательное для определенной политической группы содержание, чтобы реципиенты сформировали на его основе мнение, максимально приближенное к требуемому» [13, с. 223].
Политическое манипулирование имеет важные особенности. «Его основная цель - достижение определенной политической цели, которая, в свою очередь, приводит к определенному политическому результату для всего общества или его части. В качестве основного средства воздействия политические манипуляторы выбирают язык. Потенциал языка как инструмента социальной власти реализуется в сфере массовой коммуникации» [14, с. 14].
Многие ученые определяют характеристики манипуляции как вида психологического воздействия на эмоциональное состояние, мировоззрение и поведение человека. Феномен манипуляции определяется как скрытое воздействие на субъект, целью которого является достижение какой-либо выгоды. Манипулятивное воздействие достигается путем стимулирования подсознания. В психологии манипуляция трактуется как «вид психологического воздействия, при котором приемы манипулятора используются для внедрения в психику субъекта в скрытой форме целей, желаний, намерений, установок и склонностей, не соответствующих тому, что субъект имеет в данный момент» [5, c. 27]. Согласно этому определению, «манипуляция» - это навязывание реципиенту дополнительных установок и моделирование целей и желаний реципиента со стороны реципиента. Анализируя определение данного феномена, Е.Л. Доценко также комментирует определение манипуляции. Доценко также трактует манипуляцию как «вид психологического воздействия, который при умелом его применении активизирует скрытые намерения других людей, не соответствующие реально существующим желаниям» [18, с. 184].
В последнее десятилетие манипуляция стала предметом исследований в новых разделах психологии: психолингвистике, нейро-лингвистическом программировании и эриксоновском гипнозе. К ним относятся психолингвистика, нейро-лингвистическое программирование и эриксоновский гипноз. Постепенно к практическим разработкам в этих областях стали присматриваться не только психотерапевты, как раньше, но и специалисты в области рекламы, маркетинга, политического консультирования и масс-медиа.
Манипуляция признается как техника нейро-лингвистического программирования в рекламных и политических текстах. Манипулятивный эффект в коммерческой рекламе представляет интерес для исследователей, поскольку его воздействие не полностью скрыто от аудитории. Цель рекламы известна получателю. Реклама, как правило, основана на применении одной манипулятивной тактики. Исключение может составлять политическая реклама. Автор рекламного текста использует одну или несколько манипулятивных техник, минимальное количество инструментов для достижения максимального и мгновенного эффекта. Манипулятивные техники, представленные в политической рекламе, имеют сложную структуру и набор инструментов применения. В таких текстах акцентируется внимание на различных тактиках и техниках манипулирования.
В теории коммуникации манипуляция - это «поведение коммуникатора, направленное на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения человека и всей аудитории, независимо от их психологических установок» [19, с. 8]. Социолог Татьяна Флорова определяет манипуляцию следующим образом: «В большинстве случаев под манипуляцией следует понимать психическое воздействие, осуществляемое скрытно и, следовательно, во вред тому, на кого оно направлено» [11, c. 68].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Арнольд, П. Луцкер Авторское право в цифровых технологиях и СМИ / Арнольд П. Луцкер. - М.: КУДИЦ-Образ, 2005. - 416 c.
2. Бубличенко, М. М. Манипуляции в общении и их нейтрализация. Умей сказать «нет!» / М.М. Бубличенко. - М.: Феникс, 2007. - 224 c.
3. Глушко, Мария Алогизм как средство манипуляции в политических текстах печатных СМИ / Мария Глушко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 112 c.
4. Ежова, Елена Николаевна К Вопросу О Языке Вражды В Российских Сми / Ежова Елена Николаевна. - Москва: Наука, 2003. - 349 c.
5. Ежова, Елена Николаевна Картины Мира В Сми: Типология, Функциональность, Каналы Трансляции / Ежова Елена Николаевна. - Москва: ИЛ, 2010. - 509 c.
6. Интернет-СМИ. Теория и практика / Под редакцией М.М. Лукиной. - М.: Аспект пресс, 2010. - 350 c.
7. Информация и общественное мнение. От репортажа в СМИ к реальным переменам. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 294 c.
8. Кара-Мурза, С. Г. Власть манипуляции / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Академический проект, 2009. - 382 c.
9. Кара-Мурза, С.Г. Власть манипуляции / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Москва, 2007. - 384 c.
10. Кейд, Б. Краткосрочная психотерапия. Интервенции, манипуляции, техники на основе эриксоновского гипноза и НЛП / Б. Кейд, В.Х. О`Хэнлон. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 240 c.
11. Киршнер, Джозеф Искусство быть свободным. Восемь законов манипуляции / Джозеф Киршнер. - М.: «Издательство «Питер», 2012. - 208 c.
12. Коханая, Ольга Евгеньевна «Допионерский» Этап Развития Детских Сми И Театра: Тезисы / Коханая Ольга Евгеньевна. - Москва: СИНТЕГ, 2008. - 572 c.
13. Михайлов, С. А. История зарубежных СМИ / С.А. Михайлов. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2006. - 256 c.
14. Мусихина, О. Н. Англо-русский, русско-английский словарь для СМИ / О.Н. Мусихина. - М.: Феникс, 2011. - 350 c.
15. Надежда, Караваева Влияние и манипуляции. Как атаковать. Как защититься (+ DVD-ROM) / Караваева Надежда. - М.: Эксмо, 2011. - 272 c.
16. Ненашев, М. Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985 – 2009) / М.Ф. Ненашев. - М.: Логос, 2010. - 185 c.
17. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2004. — 528 с.
18. Философия и методология науки (учеб.-метод. пособие для студентов всех напр. магистратуры оч. и заоч. форм обучения) / сост. е.Ю.Положенкова, В. В. Котлярова; О. Н. Сысоева, Якунин А. А.; Ин-т сферы обслуж. и предпринимательства (филиал) федер. гос. бюдж. образоват. учреждения высш. проф. образования «Донской гос. техн. ун-т» в г. Шахты Рост. обл. (ИСОиП (филиал) ДГТУ). — Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2014. — 112 с.
19. Маркс К. Теория прибавочное стоимости (IV том «Капитала») \ В сборнике К. Маркс, Ф. Энгельс об искусстве. М., 1957, Искусство, т I. Котлярова В. В. Экзистенциальные ценности как эксплицирующий принцип социального бытия человека // Аналитика культурологии. — 2009. — № 14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnye-tsennosti-kak-eksplitsiruyuschiy-printsip-sotsialnogo-bytiya-cheloveka
20. Котлярова, В. В. Манипуляция сознанием в массовой культуре / В. В. Котлярова, К. С. Михалёва, Е. А. Куйдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 956-958. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25357/ (дата обращения: 15.05.2024).