Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Известный на американском ТВ художник-гример, обладатель премии Эмми (Emmy) Брэдли М. Луук (Bradley M. Look) сказал как-то, что сегодня для художника-гримера настали сложные времена. Мягкая вуаль фильма уступила место бескомпромиссной четкости телевизионных изображений высокой четкости (HDTV). Изображение на экране стало настолько четким, что даже самая красивая актриса и самый привлекательный актер не могут позволить себе внимательного наблюдателя с почти неузнаваемыми изъянами.
Цель данного исследования – рассмотреть искусство выполнения макияжа для киносъемок в современных модных тенденциях (с учетом личных особенностей и образа клиента).
Задачи данного исследования.
- Разобраться в истории макияжа для киносъемок,
-Определить особенности макияжа для киносъемок;
-Создать эскиз макияжа для киносъемки;
-Создать эскиз образа;
-Представить эскиз макияжа для киносъемки;
-Представить фотоматериалы макияжа для киносъемки;
-Представить фотоматериалы стилевого макияжа;
-Представить таблицу себестоимости на используемые средства и материалы;
Результаты данного исследования будут использованы в практике визажистов, стилистов и всех тех, кто участвует в создании образов для кинематографа, а также для видеосъемок, и дадут возможность лучше понять и спрогнозировать тенденции и предпочтения в данном виде макияжа.
1. Теоретическая часть
1.1 История макияжа для киносъемок
На заре кинематографа грим (от французского stains - "морщины") имел чисто "техническое" значение. До того, как кинематограф стал звуковым, актеру нужно было показать весь спектр эмоций и переживаний с помощью пластики тела и мимики, а главным образом профессионального макияжа (темная помада, подводка для глаз), чтобы яркие софиты и некачественные пленки не превратили лицо артиста в неразличимые белые блины. Съемочная группа была очень маленькой, а визажиста как кинопрофессии еще не существовало, поэтому кто-то из команды или сам актер занимался "инструктажем по красоте" перед съемками.
Настоящим изобретателем в этой области был бывший театральный актер Лон Чейни, который прославился своими характерными ролями, требовавшими огромных физических изменений. Жизнь с глухими родителями научила его выразительному языку тела, работа в цирке развила акробатические навыки, а многолетняя потогонная работа в труппе, которая исполнила 7 различных представлений, потребовала умения вживаться в самый причудливый образ, "дизайн", который он придумал сам. Придя из-за нехватки денег в кино, которое только начинало формироваться как вид искусства, Чейни вскоре ярко продемонстрировал свои навыки гримера, сыграв Квазимодо на крыльце собора Парижской Богоматери, где он нес на спине самодельный 25-килограммовый резиновый горб.
Роли людей с ампутированными конечностями, "мстительных калек" и различных монстров быстро стали его хобби, а профессионализм постоянно рос: Чейни, чтобы довершить оцепенение, старательно изображал инвалидов без ног ("наказание") и без рук ("неизвестный"), выкручивал им конечности, связывал их повалил его на спину, а потом начал драться. Мне потребовалось много времени, чтобы научиться нормально пользоваться ими. В "Призраке оперы" он растянул ноздри и приподнял нос с помощью проволочной скобы, спрятанной под гримом, что вызывало постоянную боль и кровотечение. Его зрение ухудшилось из-за ношения примитивных контактных линз, необходимых для роли слепого. Чейни был готов на все, чтобы удивлять публику снова и снова.
Умение разрабатывать уникальный грим для каждой новой роли при помощи любых подручных средств (в ход шла и рыбья кожа, и липкая лента, и парики всех видов) в итоге сыграло с талантливым лицедеем злую шутку: Лону стали предлагать исключительно роли, в которых акцент делался на гриме («Несвятая троица» — женский грим, «Дорога в Мэнделэй» — бельмо на глазу, «Мистер Ву» — грим китайца и т.д.). Актер был этим не очень-то доволен. «Я полагаю, что основывать свою игру только на этом качестве не следует, – писал он в 1927 году в статье для журнала “Советский экран”. – И мне бы хотелось играть образы, являющиеся отражением жизни, для которых грим является только дополняющим штрихом…»
Как крупнейшему специалисту в своей области, ему даже поручили написать статью о гриме для одного из изданий Британской энциклопедии, и постоянные эксперименты над собственным телом, из-за которых Рон, впрочем, иногда отвозил актера в больницу, не прошли даром - они, как полагали, значительно это способствовало нанесению вреда его здоровью, и Чейни страдал от искривления позвоночника. Он потерял голос, умер от рака вскоре после появления звукового кино, так и не раскрыл свой драматический потенциал и остался в памяти современников как "человек с тысячей лиц"."
Уроки Лона Чейни помогли современникам понять, что правильно нанесенный грим может стать настоящим спецэффектом. В 30-е годы студия Universal всерьез взялась за жанр ужасов, и художник-гример Джек Пирс создал несколько культовых монстров, включая Франкенштейна, Человека-волка, Дракулу и Мумию. Это уже не театральный "живописный" грим, а "протезирующий" (или "пластический") грим, основанный на трехмерных накладках, встроенных в нужное актеру место. Кроме того, режиссер освоил кропотливую процедуру "превращения" актера в монстра: художника поставили перед камерой и поместили в рамку. Сделай небольшой макияж и сделай еще один макияж.. И так до ста раз. Склеенные вместе и снятые со скоростью 24 кадра в секунду, эти кадры давали волшебное ощущение 4-секундной метаморфозы: актер буквально перед нами, но, чтобы не испортить картинку, ему пришлось сидеть совершенно неподвижно во время этой долгой процедуры.
К тому времени, когда появилось цветное кино, уже было ясно, что "раскрашенный вручную" грим классического театра не подходит для кинематографа. В театре актер не подходит зрителю, потому что огрехи в гриме не заметны, но в кино, где беспощадные крупные планы, требовалось что-то более естественное. Но ранний протезный грим крупным планом тоже выглядел слишком искусственно – достаточно вспомнить выпуклый лоб Франкенштейна, выполненный методом папье-маше из слоя хлопчатобумажной ткани, пропитанной коллодиевым раствором. В Америке не было киношколы, и ее пришлось разрабатывать с нуля, методом проб и ошибок. Инновационный материал для накладок для макияжа – поролон или вспененный латекс - был изобретен в Великобритании в 1929 году, но не нашел своего применения в киноиндустрии.
Переход к поролону, произошедший в конце 30-х годов, ознаменовал новый этап в кинематографе - расцвет эры пластического грима. Благодаря мягкости материала такой макияж не выглядел как неподвижная маска, к тому же его можно было использовать повторно, а не создавать каждое утро с нуля (фильмы "Волшебник страны Оз" и "Планета обезьян" стали вехами в этом отношении). Затем, из-за того, что силиконовые прокладки очень тяжелые и не позволяют коже самих актеров дышать, индустрия долгое время отдавала предпочтение поролону, но его текстура по мягкости и прозрачности очень похожа на настоящую кожу. Тем не менее, в последние годы силикон прорвался на экран: поскольку камера и осветительные приборы постоянно совершенствуются, накладки из него используются все чаще, а в видео высокого разрешения поролон перестал выглядеть так идеально, как раньше - стал необходим эффект натуральной кожи. Но никто не спешит отказываться от вспененного латекса, потому что сшить костюм на все тело из силикона по-прежнему проблематично.
Для того чтобы сделать чей-то грим, сначала нужно набросать карандашом концепцию будущего творения на бумаге (или, в последнее время, использовать компьютерный 3D-дизайн). Затем делается слепок лица актера. Спрячьте волосы под специальную подкладку, быстро высушите и хорошо закрепите детали, раскрасьте лицо альгинатным раствором, визажисты обматывают голову художника гипсовой повязкой, а когда гипс застынет, слепок разрезают и снимают, и получаются 2 пустые половинки. Их возвращают вместе, обматывают гипсовой повязкой и склеивают, после чего в получившуюся пустую форму заливают специальный цемент, который еще называют "негативами". Кроме того, когда цемент застывает, из формы извлекается точная анатомическая копия головы актера, с этим манекеном уже можно работать "позитивно" и приклеивать необходимые элементы, которые впоследствии превращаются в объемные резиновые накладки - так называемый bond transfer (выпечка таких эластичные поролоновые прокладки можно делать в течение нескольких часов при температуре около 100 градусов). Запекается в специальной духовке).
Визажист, который сегодня входит в десятку лучших в Голливуде, почему-то считает себя учеником Смита.Те, у кого не было возможности учиться у него лично, изучали его книги по искусству макияжа или вдохновлялись примерами грима из его фильмов. У многих из этих профессионалов на каминной полке гораздо больше "Оскаров" за грим и спецэффекты, чем у почтенного наставника, скончавшегося в 2014 году. Они разработали оригинальные методики, написали множество книг об искусстве макияжа, открыли собственную компанию по производству грима и спецэффектов.
Основоположником макияжа в его современном понимании был выходец из России Макс Фактор. Он оказал огромное влияние на грим и стал направлением искусства, способным изменить образ. Но его видению потребовалось очень много времени, чтобы воплотиться в кино.
Телевизионные камеры - это инструмент, который настраивается очень "критически", и черты лица, которые в повседневной жизни не замечаются на телеэкранах, могут быть неожиданно преувеличены или отвлекать внимание. Большинство из нас могут извлечь выгоду из улучшений своей внешности, которые могут сделать квалифицированные мастера-строители. Это могут быть как небольшие, так и очень значительные изменения в чертах лица, в зависимости от вида работы и роли исполнителя.
Современные зрители становятся более внимательными: они могут оценить не только актерскую игру, но и работу сценаристов и режиссеров, монтажеров и фотографов, декораторов и художников.Но, к сожалению, мало кто обращает внимание на грим, который рассказывает историю и создает атмосферу. Визажист способен изменить внешность исполнителя в соответствии с замыслом режиссера, чтобы его работа не совпадала с работой других участников съемочного процесса.
Основоположником мейкапа в его современном понимании был уроженец России Макс Фактор. Он оказал огромное влияние на макияж и стал направлением искусства, способным изменить внешний вид. Но его видению потребовалось очень много времени, чтобы дойти до кинематографа.
В 20-х годах прошлого века актрису мазали вазелином, поэтому отраженный от глянцевого лица свет делал кожу визуально ровной и приглаженной. Черно-белые снимки не позволяли использовать все возможности косметики, уже доступной на тот момент. Концепция правильного освещения и ракурса, а позже и цветокоррекция помогли технически несовершенному фильму. С их помощью создатели картины смогли скрыть несовершенства исполнителей и подчеркнуть их достоинства.
С появлением цвета в фильме стало необходимым использование грима. Но поначалу визажисты использовали его не очень правильно – часто макияж выглядел выразительно и неестественно. Эта ошибка пришла из театра, потому что на сцене актеру нужен "смелый" грим, чтобы его было видно всем зрителям в зале, а в кино есть возможность использовать крупные планы, поэтому такой необходимости нет. 1. Одним из примеров неправильного использования театрального грима в кинематографе является советская картина Ивана Пырьева "Идиот".
Со временем искусство макияжа изменилось. Сегодня макияж с первого кадра раскрывает зрителю, какого персонажа он видит. Например, резкие черты лица, яркие выразительные глаза и подчеркнутые мимические морщины позволяют понять, кто является главным антагонистом фильма.
В сериале эволюция макияжа происходит по-другому. Раньше это вообще не было телевизионным - существовало только понятие "уход". Это означало "корректировать лицо перед камерой" – маскировать неровности лица или скрывать круги под глазами. В сериале они постарались показать, что главный герой - такой же обычный человек, как и зрители.
В таких популярных проектах как «Друзья», «Как я встретил вашу маму» и «Клиника» мы не заметим выразительного макияжа. Серии снимались быстро, и у съемочной группы не было времени на длительную и кропотливую работу гримеров.
К примеру, сериал «Половое воспитание» активно использует макияж для подчеркивания личности героя. Одна из главных героинь сериала Мэйв (Эмма Маккей) в первом сезоне наносит тушь и румяна, яркую помаду, цветные тени и красит волосы в розовый. Этот макияж подчеркивает, что она хочет быть похожей на своих модных сверстниц, ей важно мнение одноклассников. Во втором сезоне, когда личные проблемы Мэйв преобладают над школьными, она перекрашивает волосы в однотонный цвет и перестает применять яркую косметику. Теперь ей безразлично отношение сверстников.
1.2. Составляющие стиля кино
Благодаря культовому образу того или иного главного героя костюм становится необходимым элементом при создании персонажа на экране, он необходим для характеристики роли, рассказа истории его обладателя и демонстрации его принадлежности к определенному классу, финансовому положению, возрасту, темпераменту.В двух словах, он визуально передает все, что написано в сценарии. Костюм на экране перестал быть просто платьем, а приобрел важнейшую роль средства коммуникации.. Сначала актеры и актрисы сами создавали гардеробы для своих ролей и заказывали костюмы у портных, одетых в реальной жизни.
Так, например, знаменитый образ клоуна родился у Чарли Чаплина совершенно случайно: на складе киностудии нашлись брюки, которые оказались очень широкими, к ним добавились узкие пиджаки и огромные ботинки. Чаплин посмотрел на себя в зеркало и неожиданно обнаружил своего собственного персонажа.
Однако, начиная с 35-х годов, продюсеры осознали необходимость профессионального подхода к костюмам, и на каждой киностудии есть отдел костюмов с художниками, закройщиками, портными и модистками. Итак, они начали создавать образ популярной женщины из наивной девочки и роковой раскрепощенной женщины того времени: их прически, макияж и платья стали американскими, женщины Голливуда превратились в законодательниц моды, а во многих американских универмагах стали продаваться так называемые киножурналы, где можно купить копию платье героини популярного фильма по доступной цене. Начали открывать отделение.
1.2.1. Прическа как часть телеобраза