Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важность изучения правового положения прокуратуры в системе государственных учреждений Российской Федерации обусловлена тем, что прокуратура является важным институтом обеспечения законности в Российской Федерации. Вместе с тем при определении места прокуратуры в системе государственных органов существует ряд вопросов, требующих научного осмысления и решения. Так, одним из специфических аспектов деятельности прокуратуры, вызывающих споры в научном сообществе, является ее влияние на законотворческий процесс путем внесения протестов и представлений в законодательные органы по рассматриваемому законодательству Российской Федерации.
Некоторые проблемы в деятельности прокуратуры возникают при реализации ею процессуальных полномочий, полномочий по защите граждан, прав и законных интересов Российской Федерации. Прокуратура не относится к органам исполнительной власти, но, несмотря на это, прокуратура осуществляет и участвует в управлении национальной безопасностью государства. Прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов при расследовании отдельных преступлений, угрожающих национальной безопасности и национальным интересам. Данное направление требует детального изучения правового статуса прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации, определения актуальности данной работы и анализа проблем и противоречий в деятельности прокуратуры.
Целью настоящего исследования является изучение вопросов, связанных с реализацией государственной политики прокуратуры Российской Федерации по обеспечению государственной безопасности в соответствии с нормами действующего российского законодательства.
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
- проанализировать правовой статус прокуратуры Российской Федерации;
- определить место прокуратуры в системе органов, обеспечивающих государственную безопасность;
- изучить правовые основы ее деятельности;
- охарактеризовать особенности осуществления деятельности прокуратуры Российской Федерации по обеспечению государственной безопасности.
Предметом исследования является деятельность прокуратуры по связям с общественностью в рамках ее деятельности по обеспечению государственной безопасности.
Объектом исследования являются нормативные акты, регламентирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению государственной безопасности.
Методологической основой исследования при написании диплома послужили следующие методы сравнительные методы, используемые при анализе мнений различных ученых по актуальным вопросам исследования; индуктивные методы, используемые при обобщении мнений различных ученых; научная литература, нормативно-правовые документы и другие источники информации по теме исследования. Аналитические методы, способствующие анализу данных. Помимо этих методов использовались также логический, системный, сравнительно-правовой и нормативный методы.
Нормативная база: Конституция Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» № 400 от 2 июля 2021 года; Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
Значительное влияние на состояние научной разработки проблемы организации и осуществления прокурорской деятельности в целом оказали в разное время Е.В. Анисимов, В.К. Бобров, А.Е. Буксман, А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, Н.А. Воскресенский, О.А. Галустян, А.В. Ендольцева, Н.П. Кириллова, А.А. Лихолетов, Е.В. Медведев, Н.Н. Надежин, А.А. Павлов, Н.В. Панов, М.Н. Попов, Д.В. Прохоренко, А.Ф. Пьянков, И.М. Середа, А.А. Середа, А.А. Содереда, А.А. Содереда, А.А. Соловьев, С.В. Суханов, Т.Д. Устинов, Е.В. Кромов, С.А. Черняков, Ю.В. Чукичев, М.Д. Шапсугов, С.А. Щеглов и другие отечественные правоведы.
Исследование построено следующим образом: введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и библиографический список.
Глава 1. Прокуратура России как субъект обеспечения национальной безопасности
1.1. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: этапы развития, сущность, субъекты
Россия на протяжении десятилетий занимается миротворчеством и управлением парламентами на международном уровне. Большинство международных конфликтов было урегулировано и примирено при участии России. Крупные, легитимные и мощные государства с обширными территориями нуждаются в усилении защиты своих границ и граждан, поэтому особое внимание уделяется вопросам национальной безопасности. Внутренняя стабильность, доверие к государственным институтам и политикам, гражданская ответственность и многие другие факторы в совокупности составляют отличительные черты национальной безопасности.
Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, гарантирующее реализацию конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), надлежащее качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, государственную и территориальную целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны, все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, в частности государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную и энергетическую безопасность, а также безопасность личности.
Это первоначальное определение национальной безопасности было закреплено документально и официально Указом Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» № 683 от 31 декабря 2015 года. Обеспечение национальной безопасности требует всесторонней и полной организации органов государственной власти, созданных и функционирующих для реализации конституционных прав и свобод граждан, пресечения любых нарушений этих прав и свобод, сознательного и полного выполнения населением своих обязанностей.
Система обеспечения государственной безопасности является органом государственной власти и местного самоуправления и инструментом реализации государственной политики в области обеспечения государственной безопасности. Поскольку Россия является членом парламента, активно участвующего во внешней политике и вовлеченного в разрешение военно-политических конфликтов по всему миру, необходимо создать целостную, полноценно функционирующую общую систему обеспечения национальной безопасности. Руссо также внес свой вклад в развитие системы национальной безопасности, поскольку Спиноза говорил, что «безопасность - это основная добродетель государства» [13], Руссо добавил «заботу о самосохранении» в качестве важнейшей заботы государства [12].
Термин «национальная безопасность» был впервые использован президентом США Т. Рузвельтом в послании к Конгрессу США в 1904 году. В этом послании речь шла о присоединении зоны Панамского канала к Соединенным Штатам - действии, оправданном интересами национальной безопасности США. Вопрос национальной безопасности имеет особое значение для России с момента распада Советского Союза, а с 2014 года ситуация значительно ухудшилась в связи с присоединением Крыма и города Севастополя к Российской Федерации.
Россия является независимой великой державой и конкурентоспособна по большинству параметров международного рынка. После распада Советского Союза внутренние факторы, а именно внутренние события и нестабильная политическая ситуация, поставили под угрозу национальную безопасность, а с 2014 года внешние факторы способствовали возникновению угроз национальной безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, в частности государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность и безопасность личности.
Нельзя не упомянуть еще один фактор, угрожающий национальной безопасности не только России, но и всего мира, - пандемию COVID-19. Эпидемиологическая ситуация сложилась таким образом, что ограничила некоторые права и свободы населения (например, свободу передвижения пенсионеров в периоды повышенной готовности, свободу передвижения и пребывания в общественных местах, лиц без QR-кодов), а также нанесла большой ущерб экономике. Помимо экономики, серьезно пострадала социальная жизнь населения, а нестабильная социальная обстановка представляет собой прямую угрозу национальной безопасности. Социальные волнения, вызванные обязательной вакцинацией и ограничениями на доступ к общественности, - отличный источник для подрыва авторитета правительства. Не все граждане знают законы, и значительная часть из них необразованна.
Тем не менее, мы считаем, что текущая эпидемиологическая ситуация, а точнее, связанные с ней ограничения, имеет много положительных элементов, которые могут быть полезны для национальной безопасности. Например, то, что пандемия является глобальной проблемой, повлияло на международную политику, снизилось количество санкций против России, меньше стран активно вовлечены в политический конфликт вокруг Крыма и России, своевременно выявляются граждане, совершившие или готовящиеся совершить преступления против общества и государства внутри страны, в России, в том числе, их можно легко обнаружить.
В стране активизируется процесс добровольного правового просвещения, граждане лично участвуют в обсуждении нововведений, предполагающих обязательные действия (например, вакцинацию) и отсылающих к тем или иным правовым нормам. Одной из внутренних угроз
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ» (в ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ.1995. – № 47. – Ст. 4472.
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" Электронный ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/
5. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 31.12.2019) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (вместе с "Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью") Электронный ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112962/
6. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 29.10.2022) "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне". Электронный ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97474/
7. Акимова, Я. А. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти / Я. А. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79381/
8. Бобров, В. К. Прокурорский надзор / В.К. Бобров. - М.: Юрайт, 2020. - 208 c.
9. Буцковский Николай, Андреевич. О деятельности прокурорского надзора / Николай Андреевич Буцковский. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 228 c.
10. Григорьев, В. Прокурорский надзор / В. Григорьев, А. Победкин, В. Яшин, и др.. - М.: Эксмо, 2019. - 96 c.
11. Зайцев, О. А. Прокурорский надзор в Российской Федерации / О.А. Зайцев, П.А. Смирнов. - М.: Экзамен, 2022. - 256 c.
12. Закирзянова, Л. Р. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти / Л. Р. Закирзянова // Вестник науки. — 2022. — Т. 3, № 12(57). — С. 269–275.
13. Завалунов, А. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации [Текст] // Законность. — 2018. — № 12. — С. 7–9
14. Каух П. В. Проблемы совершенствования прокурорской деятельности в России // Инновации, наука, образование. 2021. № 32. С. 293–305.
15. Колотова, Ю. И. Понятие и сущность современного прокурорского надзора / Ю. И. Колотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69839/
16. Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор / Н.П. Кириллова. - М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. - 280 c.
17. Кириллова, Н.П. Прокурорский надзор / Н.П. Кириллова. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2021. - 343 c.
18. Ласкина, Н. В. Прокурорский надзор / Н.В. Ласкина. - М.: Юстицинформ, 2022. - 276 c.
19. Муравьев, Н.В. Инструкция чинам прокурорского надзора округа С.-Петербургской судебной палаты / Н.В. Муравьев. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 227 c.
20. Макеева В. Н. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Вопросы российской юстиции. 2021. № 11. С. 542–546.
21. Надин Алексей Николаевич Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-prokuratury-v-sisteme-organov-gosudarstvennoy-vlasti-rossiyskoy-federatsii
22. Попов А.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. - М. – 2020. – 216 с
23. Смирнов А.Ф. К вопросу о методике и тактике прокурорской проверки / А.Ф. Смирнов // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. – 2019.– №8. – С. 26–30.
24. Скугаревский Д. Досудебное следствие до возбуждения уголовного дела [Электронный ресурс] // Адвокатская газета. 03 июня 2018 г. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/dosudebnoe- sledstvie-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/.
25. Тюрина, Е. Н. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти / Е. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102232/ (дата обращения: 15.04.2024).
26. Шилов Е. С. Полномочия прокурора при надзоре за процессуальной деятельностью на стадии возбуждения уголовного дела // Трибуна ученого. 2021. № 3. С. 140–147.