Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется разнообразием и неоднозначностью явления поп-музыки. Среди множества книг, статей и эссе критиков, музыкантов и журналистов есть работы, посвященные различным группам, музыкальным течениям и личностям того времени, но трудно найти достаточно объективные иссле-дования всего периода, отражающие все его положительные и отрицатель-ные стороны.
Неоднозначность музыкальных явлений, имевших место в то время, отражается в сочетании, казалось бы, несовместимых вещей, таких как: му-зыкальная культура тоталитарного государства, пропагандирующая со-циалистическую идеологию, оригинальное андеграундное и протестант-ское, почти диссидентское творчество бардов.
По отдельности все эти направления советской музыки описаны в многочисленных литературах, но лишь в последнее время появились по-пытки рассматривать их как неразрывное целое в развитии российской по-пулярной музыки. После периода полного отрицания всего, что происхо-дило в легкой музыке советской эпохи, у многих людей появился к ней большой интерес и желание переосмыслить свою роль.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить условия развития современной российской музыкальной поп-индустрии.
Объектом исследования являются особенности развития современ-ной российской музыкальной поп-индустрии.
Предметом исследования является современная российская музы-кальная поп-индустрия.
Цель исследования: выявить эффективные условия развития совре-менной российской музыкальной поп-индустрии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие популярной культуры.
2. Описать жанр популярной песни как составляющая эстрадной му-зыки.
3. Проанализировать музыкальную индустрию: ее текущее состояние и перспективы развития.
4. Дать оценку тенденции развития музыкального российского меди-арынка.
Для решения поставленных задач были определены следующие ме-тоды исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Понятие популярной культуры
Популярная культура - это область культуры, понятная представи-телям всех социальных слоев и групп и широко распространенная в обще-стве, в том числе среди молодежи. Популярная культура характеризуется поддержкой общепринятого социального и эстетического смысла, она апеллирует к обыденному сознанию и не требует специальных знаний и навыков для его усвоения.
Существенной особенностью популярной культуры является ее ори-ентация на досуг, ее основная функция - развлечение. Кажется, что первые образцы популярной культуры появляются в эпоху, когда территория, лишенная глубокого содержания и предназначенная исключительно для отдыха, отличается от культуры, которая является синкретической и свя-щенной в своей целостности. Развитие популярной культуры связано с го-родской культурой, когда такие формы развлечений, как выступления гимнасток, фокусников, уличных певцов и танцоров, были обычным явле-нием в крупных городах древности, таких как Вавилон. Эпоха Нового времени становится расцветом популярной культуры, когда она находит своего покровителя в лице мелкой, просвещенной мелкобуржуазной бур-жуазии [12].
Здесь в содержание популярной культуры впервые сознательно вво-дится установка на оторванность от реальности, в которой представление о реальности преломляется в духе легкой сентиментальной игры. Образцы популярной культуры, сформировавшиеся в 18-19 веках, попадают в кон-текст современной информационной среды и претерпевают значительные изменения. В результате появляются жанры, которые произошли от ранее существовавших и стали своего рода классикой в этом направлении и су-ществуют параллельно с ними.
Таким образом, оперетта влияет на формирование мюзикла и музы-кальной сцены, а сентиментальный романс, фарс, ресторан, уличные куп-леты, шансон становятся основой поп-музыки. Характерно, что культур-ный субъект, набирающий популярность, то есть широко распространен-ный в массах, может одновременно оставаться элитарным, причем в его структуре присутствуют оба уровня, которые, как правило, понятны и воспринимаются только экспертами.
В западной социологической и философской литературе популярная культура отождествляется с популярной культурой, где термины «массо-вый», «популярный», «низкий» выступают в качестве синонимов.
Эта терминологическая небрежность не позволяет нам идентифици-ровать и описывать эти культурные явления в их собственных существен-ных характеристиках. Не случайно 1950-е и 1960-е годы, время расцвета популярной культуры, на Западе называют «поп-десятилетием», а одним из самых ярких проявлений популярной культуры, связанных с модой, рекламой, телевидением, институтом звезд, является «поп-арт» («популяр-ное искусство).
В 1950-х годах приставка «поп» существовала исключительно среди джазовых музыкантов, но вскоре ее стали называть легкой танцевальной музыкой в стиле «ритм-н-блюз». Его коммерческая версия, рок-н-ролл, стала очень популярной, и именно в это время она снова стала актуальной, приобретя модный ретро-оттенок. В 1960-х годах значение термина «поп-музыка» изменилось в связи с появлением принципиально нового музы-кального направления «Британский бит», которое позже получило назва-ние «рок-музыка».
«Поп» и «рок» становятся синонимами и обозначают не жанровое разнообразие, а степень распространения и популярности этого явления. Однако рок-музыка стремительно развивается и начинает расходиться. Некоторые из их разновидностей усваивают традиции и принципы музы-кального мышления академической и джазовой музыки. Так возникают джаз-рок, барокко, рок-авангард и арт-рок. Рок сливается с традиционны-ми жанрами высокопрофессиональной культуры, образуя полигенриче-ские структуры, такие как рок-опера и роксимфония. Наиболее оппозици-онными к поп-музыке являются такие виды рока, как блэк-метал, дэт-метал, грайндкор, дум, готик-метал.
С другой стороны, усиление танцевального принципа в рок-музыке приводит к формированию нового стилевого направления - диско, которое по своей жанровой природе и внутреннему смыслу ближе к развлекатель-ной музыке, такой как коммерческий поп-рок. Этот процесс смешения тер-минов «рок» и «поп» продолжает влиять на сегодняшнюю практику, когда дискотеку, бит, шлягер и рок называют поп-музыкой. Однако рок-музыка в своих лучших проявлениях тяготеет к профессиональным традициям и в большей степени выражает свое индивидуальное и личное мировоззрение, в то время как поп-музыка ближе к сфере коллективного творчества [15].
В русской литературе популярная культура, популярная и народная культура рассматриваются как функционально и содержательно автоном-ные. Популярная культура отличается от массовой культуры отсутствием ее первоначальной ориентации на включение в коммерческую индустрию и естественной, а не специально синтезированной популярностью.
Популярная культура ближе к образам, языку и идеалам массовой культуры, чем массовая, и более реалистично отражает мифы и ориентиры массового сознания.
От народной культуры ее отличает монофункциональность: если народная культура служит средством передачи социально значимого опы-та, является механизмом социализации и регуляции, а также рекреацион-ным механизмом и выполняет ритуальные функции, то популярная куль-тура выступает прежде всего как культура досуга. Термином «попса» (или «попс») пренебрежительно называют разнообразные формы и жанры, максимально упрощенную, дешевую, дрянную постановку, имеющую ярко выраженный коммерческий характер, но чаще всего термин «попса» ис-пользуется применительно к музыкальной культуре.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бетехтин А.В. Современная концертная организация: Формы деятельности и пути развития / Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2003.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. Москва : Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.
3. Галеева, Л. И. Формирование культуры межнационального общения студенческой молодежи средствами социально-культурного творчества: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. И. Галеева. - Казань: Ка-зан. гос. ун-т культуры и искусства, 2014. - 24 с.
4. Геташвили Н. В. Англия. Новые идеи. Поп-арт. Современная Европа. 2007. № 2. С. 138-146.
5. Гойхман, О. Я. Фестиваль / О. Я. Гойхман // Органиазция и проведение мероприятий: учеб. пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 119 с.
6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: учеб. пособие / Дмитриева, Н.А. - М.: «Искусство», 2000.
7. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализа-ции. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
8. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУК, 1998.
9. Каррьеро К. Потребление и поп-арт. Москва: Искусство XXI век, 2010. 320 с.
10. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. - 2-е изд. - Москва: Акад. проект, 2006. - 448 с.
11. Клаус Х. Поп-арт. Москва : Арт-Родник, 2005. 172 с..
12. Козлов А. Рок - музыка: истоки и развитие - М.: книга, Изда-тельство Мега - Сервис 1997
13. Культурология: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. и авт. проекта С.Я. Левит. Т.1. - М., 2007. 959 с.
14. Левченко Я. С. Заметки о тиражной графике в поп-музыке. Рус-ская рок-поэзия: текст и контекст. 2001. № 5. С. 12-25.
15. Мархасев Л.С. XX век в легком жанре. Хронограф музыкаль-ной эстрады - СПб.: книга, Издательство Композитор - Санкт Петербург, 2006
16. Морозова М. А. Влияние художественного поп-арта на дизайн-проектирование второй половины XX века. Известия Российского госу-дарственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 67. С. 177-184.
17. Николаева, П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. …канд. культурол. наук / П.В. Николаева. - Красно-дар, 2012. - URL: http://www.dissercat.com/content/semiotika-festivalyakak-formy-prazdnichnoi-kultury.
18. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. - Москва: Инфра-М, 2010.
19. Поляков А. Методика преподавания эстрадного пения - М.: книга, Издательство Согласие 2015
20. Снежинская, М. Г. Музыкальная индустрия как социокультур-ный феномен: дис. … докт. социол. наук/ М. С. Снежинская. — Москва, 2019. — 201 с.
21. Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... - М.: книга, Изда-тельство Искусство, 1991
22. Юн Н. Е., Баклыская Л. Е. Популярное искусство, как направ-ление в современном мире. Новые идеи нового века. 2014. №13. С. 212-213.