Фрагмент для ознакомления
2
Область жизнедеятельности, связанная с социальными взаимодействиями, человеческими отношениями и удовлетворением социальных потребностей людей, называется социальной сферой общества. Она охватывает различные аспекты, направленные на обеспечение благополучия и качества жизни населения [12].
Компоненты социальной сферы общества включают в себя следующие аспекты:
1.Здравоохранение: обеспечение медицинской помощи, предотвращение и лечение заболеваний, а также охрана здоровья населения.
2. Образование: предоставление образовательных услуг, включая дошкольное, общее, профессиональное и высшее образование, а также дополнительное обучение.
3. Социальная защита: поддержка и защита наиболее уязвимых групп населения, включая пенсии, пособия и медико-социальное обслуживание.
4. Культура и досуг: обеспечение доступа к культурным мероприятиям, развитие культурных искусств и музеев.
5. Спорт и физическая активность: популяризация здорового образа жизни, развитие спорта и обеспечение доступа к спортивным мероприятиям.
6. Социальная интеграция и развитие личности: поддержка межличностных отношений и социальной гармонии.
7. Жилищно-коммунальное хозяйство: обеспечение доступа к жилью и создание комфортных условий проживания [2].
Социальная сфера общества выполняет ряд важных функций и задач, направленных на обеспечение благополучия и качества жизни его членов. Эффективное функционирование социальной сферы способствует устойчивому развитию общества и повышению его благосостояния.
1.2. Существующие подходы к регулированию социальной сферы города
В области социальной сферы нашей страны сформировалась историческая ситуация, когда отраслевые органы управления занимали доминирующее положение. Это связано в первую очередь с стремлением подчинить директивному управлению все аспекты общественной жизни, включая социальную сферу, в рамках единого комплекса народного хозяйства. Централизованное отраслевое управление, осуществляемое в сферах культуры и образования, позволяло осуществлять строгий идеологический контроль над деятельностью организаций и сосредотачивать усилия на решении наиболее острых социальных проблем [16].
С увеличением сложности общественных процессов отраслевой подход стал предметом острой критики, и в ходе экономических реформ некоторые министерства были ликвидированы (например, министерство торговли, министерство бытового обслуживания), а другие объединены с другими министерствами и ведомствами, уменьшив свои управленческие функции (например, министерство образования, государственный комитет по туризму государственный комитет по профессионально-техническому образованию) [5].
В настоящее время федеральные, региональные и местные органы управления в сфере социальной деятельности входят в состав правительства Российской Федерации, правительств и администраций субъектов федерации, муниципальных структур и прочих. Отличительной особенностью современных отраслевых органов управления является отсутствие жесткой административной вертикали.
Следует отметить, что социальная сфера всегда привлекала большее внимание и активное участие со стороны территориальных органов управления по сравнению с производственной сферой. Ключевую роль в управлении социальной сферой играют территориальные органы управления, чье значение значительно возросло в ходе экономических реформ.
Необходимость индивидуального подхода к управлению социальной сферой отдельных регионов, а также решение специфических социальных проблем на уровне регионов привели к усилению роли территориального управления, что нашло отражение в законодательстве. Согласно Конституции РФ все 89 субъектов федерации получили права и полномочия на осуществление собственной социально-экономической политики [10].
В условиях реформирования экономики федеральные органы стремятся передать ответственность за решение социальных проблем на местные органы управления. В этом направлении федеральные и региональные органы передали большинство объектов социальной сферы в муниципальную собственность. По мере вовлечения земельных ресурсов в рыночные отношения, территориальные органы получили дополнительные управленческие возможности [13].
Одним из ключевых факторов территориального управления стало то, что значительная часть налоговых сборов, ранее поступавшая в союзный бюджет, теперь остается в распоряжении региональных и местных бюджетов. Период рыночных преобразований также характеризуется массовым переходом в собственность регионов имущества организаций социальной сферы, ранее принадлежавшего непрофильным министерствам и ведомствам.
Таким образом, на территориальные органы управления возложена полная ответственность за социально-экономическое развитие регионов, включая социальную сферу, им переданы основные ресурсы для выполнения этой задачи. Территориальные органы управления социальной сферой построены по отраслевому принципу, что получило название территориально-отраслевого управления.
Особенностью функциональных подразделений территориальных органов управления является создание структур не только «под отрасль», но и «под проблему» (например, комитеты по делам молодежи, ветеранов, материнства и детства). Кроме того, существуют территориальные органы управления социальной сферой, подчиняющиеся федеральным структурам (например, территориальные отделения Федеральной миграционной службы, Пенсионного фонда России) [15].
Основные функции, выполняемые территориальными органами управления социальной сферой, включают:
1. Разработку долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития социальной сферы региона.
2. Создание концепций региональной социальной политики и целевых программ для решения острых социальных проблем.
3. Разработку финансовой стратегии развития региона, включающей бюджетную, инвестиционную и налоговую политику для создания благоприятных условий для субъектов социальной сферы.
4. Прямое бюджетное финансирование и административное регулирование деятельности муниципальных организаций социальной сферы.
5. Экономическое и частичное административное регулирование деятельности негосударственных организаций социальной сферы.
6. Организацию международного сотрудничества и вовлечение организаций различных форм в межрегиональные контакты.
7. Реализацию кадровой политики, направленной на создание новых рабочих мест и переквалификацию работников социальной сферы [1].
1.3. Зарубежный опыт регулирования социальной сферы города
Органы местного самоуправления в зарубежных странах, осуществляя свою компетенцию, занимаются решением социально значимых вопросов, касающихся развития жилищно-коммунального хозяйства, системы здравоохранения, культуры, образования, спорта, общественного транспорта и предоставлением разнообразных услуг населению. Они отвечают за строительство и содержание детских садов, школ, больниц, домов престарелых, библиотек, театров, музеев, спортивных объектов, парков и кладбищ [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алиева, Гоззал. Особенности развития социальной инфраструктуры // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 220-221.
2.Атаева А.Г., Орешников В.В. Проблемы прогнозирования и сценарного моделирования социально-экономического развития территориальных систем // Проблемы прогнозирования и сценарного моделирования социально-экономического развития территориальных систем: Cборник статей I Научной школы молодых ученых. Институт экономики УрО РАН, 2022. - С. 10-33.
3.Безуглая, Е. В. Значение социальной инфраструктуры для социально-экономического развития региона // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (57). — С. 272-274.
4.Быкова М.Л. Оценка отдельных аспектов социальной сферы в рамках концепции устойчивого развития регионов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - № 2. - С. 22-25.
5.Бюраева Ю. Г. Система индикаторов стратегического планирования развития социальной сферы региона // Власть. - 2022. - № 11. - С. 148-153.
6.Галлямов Р.Р., Гатауллин Р.Ф. Пространственный аспект социализации регионального развития: основные тенденции и противоречия // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2022. - № 4 (22). - С. 155-164.
7. Дуденцова, Ю. С. Анализ эффективности государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2020 — № 48 (338). — С. 498-500.
8.Зиннурова Г.Р., Орешников В.В. Методические аспекты оценки развития сферы муниципальных услуг // Фундаментальные исследования. - 2023. - № 12-6. - С. 1219-1223.
9.Иванов П.А. Оценка вклада сектора домашних хозяйств в социально-экономическое развитие территорий различной стадиальной принадлежности // Ars Administrandi (Искусство управления). - 2020. - № 2. - С. 270-290.
10. Ивкин С.А., Щеголев А.А. Социальная защита населения в контексте социальной политики государства // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. - 2021 - № 17 - С. 27-29.
11.Каспарьянц Н. М. Региональные особенности развития социальной сферы России // Концепт. – 2022. – № S14. – С. 16–20.
12. Магомедов Р.З. Особенности и проблемы реализации социальной политики государства // В сборнике: Вопросы обеспечения экономической безопасности государства. Сборник статей Международной научно- практической конференции. - 2021 - С. 63-66.
13.Мухачева А.В., Пастухова Е.Я., Кирюхина А.Н. Математическое моделирование качества жизни населения региона // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2020. - № 1. - С. 149-161.
14.Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Комплексная оценка устойчивости региональных систем // π-Economy. - 2022. - № 3. - С. 51-63.
15.Сагидов А.К., Магомедова Э.А. Роль социальной сферы в повышении качества жизни населения регионов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2022. - № 12 (98). - С. 112-118.
16.Таусова И.Ф., Паатова М.Э. Оценка уровня развития социальной сферы экономики региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2023. - № 1 (315). - С. 21-27.