Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Взаимодействие с родителями учащихся - одно из важнейших занятий психолога в дошкольном учре-ждении. Чтобы сделать это взаимодействие максимально эффективным, классный руководитель и психолог планируют различные формы сотруд-ничества с родителями, стараясь использовать все имеющиеся в его арсе-нале знания и инструменты, чтобы учесть все переживания, присущие либо его личному профессиональному опыту, либо опыту других родителей. И, как показывает этот опыт, взаимодействие психолога с родителями являет-ся действительно важной и очень продуктивной составляющей педагогиче-ского процесса в целом.
Особенно это проявляется в общем интересе родителей к сотрудни-честву с классным руководителем и психологом: их активном участии в различных мероприятиях в традиционных и нетрадиционных формах и частоте обращения родителей за консультациями по вопросам социально-психологической адаптации и развития детей, а также личностного разви-тия. самопознание и самоуважение.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить условия формирования опыта работы с родителями учащихся.
Объектом исследования являются особенности формирования опы-та работы с родителями учащихся.
Предметом исследования является работа с родителями учащихся.
Цель исследования: выявить эффективные условия формирования опыта работы с родителями учащихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основы организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями школьников.
2. Описать взаимодействие классного руководителя и семьи на осно-ве педагогической диагностики.
3. Дать оценку системе работы классного руководителя с родителями учащихся, стратегии взаимодействия с родителями.
4. Проанализировать формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
Для решения поставленных задач были определены следующие ме-тоды исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Основы организации эффективного взаимодействия
классного руководителя с родителями школьников
Фундаментальные изменения в российском обществе привели к серь-езным изменениям в системе образования. Образовательные учреждения активно ищут новые формы работы в различных сферах своей деятельно-сти. Сложившаяся ситуация в России вновь ставит проблему взаимодей-ствия семьи и школы в ряд наиболее актуальных педагогических проблем.
Взаимодействие школы с родителями основано на заботе об индиви-дуальном развитии каждого ученика, чтобы не возникало педагогического конфликта между семьей и школой, от которого в первую очередь страда-ет ребенок. В практике общеобразовательных школ существуют различ-ные формы и методы взаимодействия с родителями. Традиционные формы индивидуальной работы с родителями включают: индивидуальные кон-сультации, беседы, посещения на дому. Групповое взаимодействие вклю-чает в себя такие формы взаимодействия, как родительские собрания, кон-ференции, вечера вопросов и ответов и родительские комитеты [12].
В настоящее время, как показывает опыт, используются более эффек-тивные, нетрадиционные формы работы с родителями: тематические кон-сультации; родительские чтения; родительские вечера; родительские тре-нинги; родительские собрания, родительский клуб. Тематические консуль-тации. В каждом классе есть ученики и семьи, которые сталкиваются с од-ной и той же проблемой, испытывают одинаковые личные и академические трудности. Иногда эти проблемы настолько конфиденциальны, что их можно решить только в кругу людей, которые разделяют эту проблему, и понимание проблемы и другого направлено на ее совместное решение. Ро-дительские чтения - это форма работы с родителями, которая позволяет им не только слушать лекции учителей, но и изучать литературу по теме и участвовать в ее обсуждении. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители представляют свое собственное пони-мание проблемы и меняют свои подходы к ее решению после прочтения книги.
Родительские вечера - интересная и довольно новая форма работы с родителями. Они сближают семьи, позволяют по-другому взглянуть на взрослых и детей, помогают преодолеть недоверие и враждебность в от-ношениях между детьми и взрослыми. Академия любящих родителей - это форма психологического и педагогического воспитания родителей, кото-рая способствует установлению контакта между родителями и классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом. Программа разработана с учетом интересов родителей. Формы организа-ции занятий разнообразны, но, на наш взгляд, наиболее успешными мож-но считать творческие мастерские и игровые тренинги. Обучение родите-лей - это активная форма работы с родителями, которая выявляет пробле-мы в семье, меняет их взаимодействие с собственным ребенком, делает его более открытым и заслуживающим доверия, а также понимание необходи-мости приобретения новых знаний и навыков в воспитании собственного ребенка [15].
Помимо обучения, родительское кольцо зарекомендовало себя как хорошая форма обучения родителей. Родительские ринги - одна из проти-воречивых форм общения между родителями и формирования родитель-ской команды. Это делается для того, чтобы многие родители могли утвердиться в правильности своих методов воспитания или задуматься о том, что они делают правильно, воспитывая своего ребенка, а что не со-всем правильно. Ассоциация родителей может сделать много полезного для организации эффективного взаимодействия между классным руково-дителем и родителями учащихся. Это место свободного общения, самоор-ганизации родительского сообщества в школе. Формы клуба разнообраз-ны, например, это могут быть: «Клуб пап», «Клуб мам», «Спортклуб», «Домашний клуб», «Экологический клуб», «Клуб семейного творчества», «Клуб семейного чтения» и др.
Классные руководители могут получить следующие рекомендации для организации эффективного взаимодействия с родителями учащихся:
1. Опирайтесь на систему важных идей, которые соответствуют про-грессивным тенденциям в мировой и внутренней политике и призваны обеспечить сотрудничество между школой и различными секторами граж-данского общества, представленными учителями учащихся в каждом клас-се и школе.
2. Посещайте психолого-педагогические семинары, чтобы разрабо-тать методы педагогической поддержки классных руководителей и про-анализировать причины трудностей. Узнайте, что не так в отношениях с вашими родителями и почему. Опросы, наблюдения, анкеты и беседы с учителями о причинах их пассивности и отчужденности помогут классным руководителям переосмыслить свой опыт и целенаправленно начинать со-трудничество между детьми и взрослыми на каждом уроке.
3. Стройте взаимодействие со своими родителями на идее сотрудни-чества. Во взаимодействии с родителями важно установить равенство. Важным принципом партнерства является то, что все возникающие про-блемы решаются только сообща. Что это может быть за проблема? - При-чины «неудачи» ребенка и создание для него ситуации успеха. - Выбор и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка. - Мотивация обучения, педагогические интересы ребенка, его жизненные планы. - Условия для улучшения положения ребенка в детском сообще-стве. - Выявление, реализация и развитие способностей ребенка. Для эф-фективного взаимодействия с родителями учащихся используйте метод контакта с учителем и родителями, который включает в себя следующие шаги: - Поиск контактов. - Поиск общей тему. - Установление общих тре-бований к воспитанию ребенка. - Укреплять сотрудничество в достижении общей цели. - Реализация индивидуального подхода. - Улучшение педаго-гического сотрудничества [13].
Педагогически значимое поведение инициатора контакта (классного руководителя) обеспечивает эффективный прогресс на каждом этапе, что способствует взаимопониманию, взаимному доверию и уважению. Этот прием помогает классному руководителю глубже изучить семью, проник-нуть в ее сложный мир, наладить доверительные отношения с родителями, помочь им осознать недостатки воспитания, убедить их в необходимости изменения существующих условий воспитания и методов педагогического воздействия.
4. Классный руководитель должен знать некоторые социально-психологические особенности различных родительских групп и учитывать различия: знание различных аспектов школьной жизни ребенка; понима-ние проблем в целом; знание концепции школьного образования; право-вая, психологическая и педагогическая культура; готовность участвовать в школьных делах или управлять ими совместно; потребность в консульти-ровании, обучение и социальная поддержка.
5. Открывать свои занятия для родителей, проявлять интерес к под-готовке совместных уроков и внеклассных мероприятий и привлеките де-тей к составлению творческих отчетов по теме в классе.
6. Привлекать семьи к участию в организации и проведении любых школьных мероприятий (не только вечеров и экскурсий, но и в работе с другими семьями, в различных конкурсах).
7. Регулярно знакомить родителей с проектами, в которых участву-ют их ребенок, их класс, их школа; с новыми курсами и преподавателями.
8. Развивать в родителях уверенность в успехе. Им нужна позитивная поддержка, которая может укрепить их уверенность в необходимости ра-боты с детьми и в их успехе в этой работе. Эта поддержка может быть ока-зана путем взаимодействия с учителями, другими семьями и их собствен-ными детьми.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учеников могут быть примерно такими:
- родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет;
- создавать необходимые условия для общения;
- не спешить разговаривать со своими родителями в бегах; если у вас нет времени, лучше назначить встречу на другое время;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Положение о классном руководителе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal. ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/polozhenie-oklassnom-rukovoditele (дата обращения: 10.05.2024).
2. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эф-фективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И.А. Хоменко, 1997.).
3. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) / Авт.- сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2006. – 90 с.
4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Про-свещение, 1990.
5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Началь-ная школа. 5-11 классы. - М.: Вако, 2004. - 272 с.
6. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителя-ми. – М.: Просвещение, 1980.
7. Классному руководителю. Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Рожкова М.И. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 280 с.
8. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современ-ной школе. // Педагогика, № 4, 1996.
9. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для сту-дентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
10. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным про-цессом в школе / Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство УЦ «Перспек-тива», 2011. – 344с.
11. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №3. Виды приглашений на родительские собрания. - М.: Педагогический по-иск, 2003. - 111 с.
12. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №4. Тесты для пап и мам. - М.: Педагогический поиск, 1997. - 117 с.
13. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №6. Формы взаимодействия педагогов и родителей. - М.: Педагогический по-иск, 2001. - 109 с.
14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrinadok.html (дата обращения: 10.05.2024).
15. Нечаев М.П. Педсовет: походы, технологии, методики. – М., 2009.
16. Нечаев М.П. Управление развитием воспитательной си стемы школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.
17. Новые ценности образования: Родители и школа – партнёры / Под ред. Н.Б. Крыловой. – Вып. № 1 (16). – М., 2004.
18. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013. – 208с. – (Актуальное законода-тельство).
19. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 144 с.
20. Российский общественно-педагогический журнал «Народное образование» №1, 2004. - 288 с.
21. Селюкова М.А., Сиденко Е.А. Целеполагание: тренинг для младших подростков. // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 5.
22. Сенько В.Г. Учителя и родители. – М., 2002.
23. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. – М. – Советская Россия, 1981.
24. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). - Волгоград.: Учитель, 2005. - 91 с.
25. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников [Текст]. – М.: Педагогика, 1982. – 104 с.