Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.
Обществу всегда нужны творческие и инновационные люди. Они характеризуются иным мышлением для решения каких-либо проблем, как другие, и всегда готовы предложить множество различных идей для решения социально-экономических, культурных проблем и т.д. Большое значение творческих способностей для решения психолого-педагогических задач в настоящее время обусловлено спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
Проблема изучения творческих способностей, в том числе и изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста, всегда интересовала ученых, педагогов, психологов. В современных социальных условиях идет процесс глобального изменения всех институтов общества и их непрерывного реформирования. Общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Такого рода личные качества не возникают сами по себе. Необходимо формировать и развивать их с детства, что на самом деле и делают все образовательные организации, как в рамках школьной, так и внеклассной деятельности школьников. Поддержка талантливых и одаренных детей всегда была одной из важнейших задач в российской системе образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждом этапе обучения, от ДОУ до университета, такая работа не является спонтанной. Систематическая и упорядоченная работа с детьми проводилась всегда, в том числе и в рамках традиционной образовательной модели.
Цель исследования – изучение развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – способы развития творческих способностей младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Определить сущность понятия «творческие способности».
3. Описать методы и приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
4. Описать педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству
5. Разработать содержание практической работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (от 6 до 11 лет). Этот период характеризуется повышенным физическим и психофизиологическим развитием ребенка, что обеспечивает ему систематическое обучение в школе.
Начало школьного обучения приводит к изменению социальной ситуации развития ребенка. Теперь у него есть социально значимые обязанности, он становится социальным субъектом.
Оценивается образовательная деятельность ребенка. В психологии отношений с окружающими также происходят изменения. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста сверстники начинают приобретать для ребенка все большее значение, роль детского сообщества значительно возрастает.
Психология начальной школы формируется под влиянием обучения. В результате у детей развивается память, улучшается вербально-логическое и семантическое запоминание. А младший школьный возраст заканчивается способностью самостоятельно рассуждать, сравнивать, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и немедленно, часто бездумно, не взвешивая всех обстоятельств. В любых предполагаемых начинаниях, трудностях или целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, которые могут представлять собой своеобразную форму протеста против требований школы.
Отсутствие семейного воспитания может значительно усугубить проблему. В этом возрасте ребенок уже беспокоится не только об успехах в школе, но и об отношениях с одноклассниками, сверстниками, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на его уровень успеваемости, где похвала и мнение учителя занимают не последнее место. В конце концов, во время обучения у детей должен быть новый, более качественный "взрослый" тип отношений с учителями и одноклассниками.
В самом раннем школьном возрасте учебная деятельность становится основной. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие вербально-логического, рассудительного мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Образование в младших классах имеет одну особенность: обучением младших учеников руководит учитель, который оказывает очень сильное влияние на своих учеников.
Особенности младших школьников, детей 7-9 лет, заключаются в том, что они нуждаются в покровительстве взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учителя. В принципе, учебная деятельность ученика заключается в подчинении учителю и выполнении всех его указаний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова, Н. Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность / Н. Ф. Абраменкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). – С. 1-3.
2. Бозорова, Х. Т. Развитие познавательных творческих способностей младших школьников / Х. Т. Бозорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 3-4.
3. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). – С. 1717-1719.
4. Жданова, Л. У. Развитие творческих способностей в младших классах / Л. У. Жданова, Г. М. Сафарова, А. С. Шалашова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 1-3.
5. Жигулина, О. В. Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО / О. В. Жигулина, С. П. Муравьёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 88-90.
6. Жиенбаева, Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 116-119
7. Завражнов, В. В. Возможности работы педагога-психолога по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста / В. В. Завражнов, М. В. Чагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 396-399.
8. Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте / А. С. Зырянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 850-852.
9. Коленко, Е. В. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий / Е. В. Коленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.7 (112.7). — С. 18-20
10. Митина, Е. В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176.
11. Никонорова, Л. А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л. А. Никонорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33.
12. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82.
13. Романенко, В. М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии / В. М. Романенко, В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 48-49.
14. Черкунова, В. И. Творческая инициатива как критерий успешности личностного развития учащегося / В. И. Черкунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 544-547.
15. Юдина, Н. В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Н. В. Юдина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 117-119.
16. Юрченко, Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л. Ю. Юрченко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 66-67.