Фрагмент для ознакомления
2
Высшей юридической силой в РФ обладает Конституция, которая является актом прямого действия. Поэтому Конституция является основным источником законодательства о социальном обеспечении.
Статья 7 Конституции РФ устанавливает основные правовые основы развития РФ как социального государства. Кроме того, закрепленные в Конституции РФ субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере имеют фундаментальное значение для всей системы права социального обеспечения .
Так, статья 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Статья 39 гарантирует социальное обеспечение в случаях старости, болезни, инвалидности, потери кормильца, содержания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Согласно этой же статье, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается населению бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Согласно ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказывается населению бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность по укреплению здоровья человека, развитию физической культуры, спорта, экологии, гигиены и эпидемиологического благополучия.
Законы и подзаконные акты различают также по юридической силе. Как комплексная отрасль права социального обеспечения, единый кодифицированный законодательный источник регулирования отсутствует. Однако ее правовыми источниками являются ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ФЗ "Об основных видах социального обслуживания населения в РФ", ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ "О ветеранах" и другие .
Нормативно-правовые акты также играют важную роль в формировании совокупности источников права социального обеспечения. Наиболее существенной особенностью квазизаконодательных нормативных актов является то, что они принимаются в соответствии и во исполнение законодательства.
Наибольшей юридической силой в иерархии подзаконных актов обладают указы и распоряжения Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ находятся на одну ступень ниже в этой иерархии. Право издавать нормативные акты по вопросам своей компетенции предоставлено и другим органам управления (министерствам, федеральным агентствам и федеральным службам).
В положениях и приказах Министерства здравоохранения РФ имеется значительное количество подзаконных актов. Как правило, они регулируют порядок предоставления гражданам отдельных видов социального обеспечения. Акты, принимаемые исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ в пределах их компетенции, также являются подзаконными.
По территориальному признаку нормативные акты подразделяются на федеральное законодательство, нормативные акты субъектов РФ и нормативные акты муниципальных образований.
Федеральные законы и иные федеральные нормативные акты, принятые в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, отнесенным к федеральному ведению и полномочиям, имеют приоритет перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти РФ, и нормативными актами органов местного самоуправления. Соответственно, законы и иные нормативные акты субъектов РФ имеют большую юридическую силу, чем акты муниципальных образований, в части регулирования вопросов, составляющих предмет их ведения.
Рассмотрим подробнее источники национального права социального обеспечения.
На федеральном уровне наиболее важным документом, обеспечивающим правовое положение пожилых людей в РФ, является Конституция РФ.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство. Политика такого государства направлена на создание условий, гарантирующих достойную и полноценную жизнь и свободное развитие человека .
Статья 41 гласит, что пожилые люди имеют право на медицинское обслуживание и могут получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.
Статья 39 Конституции гласит, что каждый имеет право на социальное обеспечение. В современной России социальное обеспечение включает все виды пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг, медицинскую и лекарственную помощь, лечение в санаториях и пансионатах, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.
Наличие соответствующего федерального законодательства и соответствующих программ является необходимой гарантией реализации гражданами своих конституционных прав на социальное обеспечение.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" (далее – ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ) определяет социальные услуги как "деятельность, целью которой является предоставление социальных услуг гражданам". В законе также появились совершенно новые понятия, такие как социальные услуги, получатели социальных услуг и поставщики социальных услуг.
ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ легализовал платные социальные услуги и ввел новую форму взаимоотношений между клиентами и учреждениями.
Согласно этому ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ, поставщики социальных услуг обязаны формировать "общедоступные информационные ресурсы, включая информацию о своей деятельности" и размещать их в Интернете, в том числе на информационных стендах учреждений социального обслуживания, в СМИ и на официальных сайтах учреждений социального обслуживания, а также предоставлять доступ к этим информационным ресурсам необходимо .
Человек может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании при наличии обстоятельств, ухудшающих или осложняющих его жизнь, таких как:
-когда болезнь, травма, возраст или инвалидность приводят к тому, что человек частично или полностью утрачивает способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению или обеспечению основных жизненных потребностей;
-присутствие в семье инвалида или инвалидов (включая детей-инвалидов или инвалидов), требующих постоянного ухода;
-наличие в семье ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой или попечительством), имеющих проблемы с социальной адаптацией.
-недостаток ухода (в том числе временного) или отсутствие ухода за детьми-инвалидами или лицами с ограниченными возможностями;
-наличие внутрисемейных конфликтов, таких как наркомания или алкоголизм, пристрастие к азартным играм, психические расстройства или наличие насилия в семье;
-отсутствие постоянного места жительства, в том числе у лиц в возрасте до 23 лет, завершивших пребывание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
-отсутствие работы и средств к существованию.
Однако наличие этих ситуаций свидетельствует лишь о наличии трудных жизненных условий и не гарантирует бесплатного предоставления социальных услуг.
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ), устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и другим категориям граждан .
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (далее – ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ) разъясняет основания возникновения права на государственную пенсию и устанавливает порядок ее назначения.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования определены в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее – ФЗ от 15.12.2001 №167-ФЗ). Этот закон устанавливает круг граждан, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также то, что трудовая пенсия по инвалидности состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной, которые могут начисляться, индексироваться и выплачиваться по различным правилам.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. - № 67
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. ФЗ от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть I). - Ст. 5203.
5. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ // СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831
6. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 10.07.2023) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699
Учебники, монографии, научные статьи
7. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения: социального обслуживания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция": учебное пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева, Н. И. Сапожникова. - Москва : Юнити- Дана : Закон и право, 2020. - 161 с.
8. Арутюнова А.Е., Горлова Е.А. Организационно-правовые особенности функционирования учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). - С.328.
9. Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 302 с.
10. Афтахова, А. В. Право социального обеспечения : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 474 с.
11. Бирюков А.А. Технологии и виды оказания социально-правовой помощи населению // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 6. - С.237.
12. Глотова, В. Г. Пенсионные системы стран мира: история, принципы построения, современность / В. Г. Глотова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 5. – С. 950-963.
13. Гордеева, Н. В. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ / Н. В. Гордеева, А. Г. Гладковский // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 229-235.
14. Какие существуют виды пенсий? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
15. Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
16. Кто имеет право на накопительную пенсию? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
17. Лазарова, Л. Б. Проблемы развития пенсионной системы российской Федерации / Л. Б. Лазарова, И. П. Баскаева // Управленческий учет. – 2023. – № 7. – С. 244-252.
18. Лубсанова, Ю. Б. Проблемы современной пенсионной системы РФ и предложения по ее совершенствованию / Ю. Б. Лубсанова // Актуальные исследования. – 2023. – № 10(140). – С. 71-78.
19. Обзор: "Объединение ПФР и ФСС в 2023 году" //КонсультантПлюс, 2022. - С.1.
20. Орещенкова Ю.А. Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России // Социальное и пенсионное право. 2023. № 4. С. 43 - 46.
21. Платыгин, Д. Н. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 395 с.
22. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 449 с.
23. Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 478 с.
24. Сапунов А.В., Козлов Д.С. Оценка эффективности пенсионной реформы в РФ//Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-8. - С. 63- 67.
25. Синдяшкина, Е. Н. Пенсионные системы государств Центральной Азии / Е. Н. Синдяшкина // Россия и новые государства Евразии. – 2023. – № 1(58). – С. 92-108.
26. Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2024.
27. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
28. Шермухамедова, Ш. А. Реформирование пенсионной системы в связи с изменением ожидаемой продолжительности жизни / Ш. А. Шермухамедова, М. Х. Кузиева // Интерактивная наука. – 2023. – № 9(85). – С. 86-87.