Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Демографические, социальные и экономические факторы, связанные со старением населения, появлением новых уязвимых групп, изменениями в структуре потребностей и недостатком финансирования социальных программ, повысили значимость социальной помощи населению в современных условиях. Социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.
Актуальность темы исследования. Государственное регулирование содержания и масштабов социальных процессов ослабло. Новые институты, соответствующие требованиям демократического общества, функционирующего в условиях рыночной экономики, еще не возникли или функционируют не в полной мере . Реализация мер социальной помощи для различных групп населения будет иметь региональную специфику, поскольку будет зависеть от уровня социально-экономического развития региона, бюджетных характеристик на всех уровнях и полномочий федеральных и региональных органов власти в социальной сфере, являющейся совместной зоной ответственности.
Система взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем состоит из государственных, муниципальных и негосударственных учреждений помощи. Основными формами этих услуг были материальная помощь, помощь на дому, стационарное лечение, временная защита, дневной уход в учреждениях социальной защиты, консультирование, социальная защита, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь и др.
РФ признана социальным государством, а это означает, что в таком государстве органы социальной защиты функционируют как обязательные элементы, призванные обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью российского государства является обеспечение благосостояния граждан, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ (п.п.1,2 ст.7, п.1 ст.38, ст.41, ст.38) право на социальное обеспечение является одним из основных прав человека и гражданина. Право на социальное обеспечение распространяется на всех людей и сопровождает каждого с момента рождения и до конца жизни во всех случаях нуждаемости по независящим от человека обстоятельствам. Таким образом, в системе социального обеспечения реализуются важнейшие конституционные права граждан. Поэтому можно убедиться в актуальности выбранной темы. Социальное законодательство РФ (в том числе законы о пособиях, пенсиях, страховых выплатах пострадавшим от несчастных случаев на производстве, социальной помощи малообеспеченным, социальном обслуживании и т.д.) продолжает ежегодно изменяться, появляются совершенно новые правовые нормы.
Целью исследования является анализ взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть основные задачи и цели социальной политики при взаимодействии власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения;
2.дать понятие социального блага при взаимодействии власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения;
3.выявить особенности социальной политики в РФ;
4.исследовать направления реализации взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения.
Объектом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы эффективности взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения.
Предметом исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Гаджиев Г.А., Журавлева О.О., Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Кораблева О.В., Павлюткин И.В., Сулейманова Г.В., Тучкова Э. Г., Черепанов В.А. и другие авторы.
Обзор источников и литературы. Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство; постановления судебных инстанций РФ и иные материалы юридической практики.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ
1.1.Основные задачи и цели социальной политики при взаимодействии власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения
Социальная политика в России основывается на конституционном принципе, согласно которому Российская Федерация является социальным государством, гарантирующим достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции РФ).
Часть 2 ст.7 Конституции РФ предусматривает охрану труда и здоровья человека, гарантирует минимальный размер оплаты труда, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивает систему социальных служб, гарантирует государственные пенсии, пособия и иные виды социальной защиты.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ всем гражданам гарантируется социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, потере кормильца, содержание детей и в других случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на медицинское обслуживание и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается населению бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Часть 2 ст.43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый имеет право на свободный доступ к высшему образованию на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч.3 ст.43 Конституции РФ) .
В соответствии с ч.7 ст.75 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются обязательное социальное страхование, социальная помощь гражданам, скользящие социальные пособия и иные социальные выплаты в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ч.2 ст.44 Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.
В соответствии с пп. "в", "в.2" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, охраны окружающей среды, прав человека и гражданина, инвалидов и обеспечить функционирование системы социальной защиты инвалидов на основе полного и равного осуществления ими своих прав и свобод и социальной интеграции без дискриминации.
Примеры реализации социальной политики Российской Федерации можно найти в прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации на период не менее трех лет, подготовленных в соответствии со ст.173 БК РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2024
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2024
4. Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 (ред. от 09.07.2022) "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (вместе с "Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения") // http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2024
Специальная литература:
5. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
6. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. - М: Проспект. 2020. 112 с.
7. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
8. Публикации периодической печати и научных сборников:
9. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
10. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для населения? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
11. Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
12. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.10.
13. Касаткина А.Ю. Семья в РФ: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. - С.8.
14. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. - С.94.
15. Лошкарев, И. О. Социальная политика Президента России как фактор и условие функционирования социального государства / И. О. Лошкарев, А. Л. Питерская, Е. В. Батеева // Образование и право. – 2023. – № 3. – С. 11-16.
16. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. - С. 109.
17. Рузаева, Е. М. Социальная политика современного государства как объект исследования науки права социального обеспечения / Е. М. Рузаева // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Т. 13, № 3-1. – С. 211-217.
18. Яновская, О. Р. Социальная политика государства и базовый доход / О. Р. Яновская // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 7(156). – С. 156-159.
Электронные ресурсы:
19. Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru
20. Предусмотрены ли пособия многодетным семьям на федеральном уровне? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
21. Сперанская Л.В. Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru