Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование стратегии развития - одна из самых сложных и важных задач, с которой сталкивается руководство любой компании. Фактически, в отсутствие стратегии развития компания фокусируется на решении краткосрочных задач. В этих условиях часто происходят изменения в задачах, приоритетах деятельности и процессе принятия решений, что приводит к несовершенству структуры индекса активности и снижению конкурентоспособности предприятия.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью постановки стратегических целей, четкого определения своего рынка и отрасли, а также разработки и внедрения высококачественных стратегий для сохранения конкурентоспособности и достижения лидерства в бизнесе. Рыночная стратегия - необходимый документ для любой компании, позволяющий не только выжить, но и развиваться в современной конкурентной среде. Полностью разработанная рыночная стратегия обеспечит достижение поставленных целей, стабильность компании и повышение энтузиазма сотрудников.
Продуманная маркетинговая стратегия позволяет компании не только продавать свои товары или услуги, но и занимать лидирующие позиции в своей отрасли, что обусловлено четким пониманием миссии и целей руководства и сотрудников компании. Для достижения этих целей компания должна четко представлять себе свои взаимоотношения с покупателями и конкурентами.
Высококачественные маркетинговые, рыночные стратегии оказывают положительное влияние на всю деятельность компании, включая финансовые показатели. Стратегия устанавливает правила и технологии, обеспечивающие благоприятное достижение аналогичных (по уровню и эквивалентности) с точки зрения масштаба влияния на конкурентоспособность стратегических целей компании.
Координация и согласование времени и ресурсов для достижения локальных стратегических целей позволит реализовать глобальную цель экономической стратегии: создать и поддерживать конкурентное преимущество компании.
Объект исследования: ПАО «КАМАЗ».
Предмет исследования: формирование рыночной стратегии предприятия.
Цель исследования: осуществить формирование рыночной стратегии в деятельности ПАО «КАМАЗ».
Задачи исследования:
1. Привести общие характеристики предприятия.
2. Провести PEST-анализ и анализ среды предприятия.
3. Осуществить отраслевой анализ, 5 сил Портера.
4. Разработать карту-схему стратегических групп.
5. Раскрыть КФУ отрасли.
6. Привести стратегический анализ цепочки ценности предприятия.
7. Осуществить диагностику показателей внутренней среды и ресурсов предприятия.
8. Привести стратегический анализ внутренней среды предприятия.
9. Осуществить SWOT-анализ.
10. Разработать стратегию предприятия.
Источниковая база исследования включает ряд правовых актов, учебников, учебных пособий, научных статей.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Структура. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список источников.
Глава 1. Общие характеристики ПАО «КАМАЗ»
ПАО «КАМАЗ» («Камский автомобильный завод») - советская, затем российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизельных двигателей, работающая с 1976 года. Компания также производит автобусы, электробусы, морские водоросли, тракторы, зерноуборочные комбайны, электроустановки, небольшие тепловые электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны.
В 1960-х годах советской экономике потребовалось увеличить парк грузовых автомобилей, особенно моделей грузоподъемностью от 8 до 20 тонн, с более экономичными дизельными двигателями. Существующие автомобильные заводы не могут удовлетворить этот спрос .
В августе 1969 года Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров Советского Союза приняли ряд документов, в том числе постановление № 674 от 14 августа 1969 года «О строительстве автомобильного заводского комплекса в Набережных Челнах». Строительству завода в этом месте способствует расположение города. Расположение в центре страны, наличие судоходных рек Кама и Волга, а также близость железной дороги позволяют обеспечивать строительными материалами будущих автомобильных гигантов. Согласно первоначальному проекту, завод должен производить 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год.
Благодаря модернизации масштабного инвестиционного проекта «Завод прессовых рам «КАМАЗ»», реализуемого в Набережных Челнах, в июне 2021 года было запущено рамное производство грузовиков нового поколения К5. В будущем планируется освоить производство каркасов поколений К4 и К3.
После вторжения России на Украину, в марте 2022 года, немецкая компания Daimler Truck AG прекратила поставки запчастей и производство «КАМАЗ» в рамках совместного предприятия «ДК Рус» в Набережных Челнах.
В феврале 2023 года «КАМАЗ» приступит к сборке локализованной версии КАМАЗ-54901. Степень локализации грузовика поколения К5 составит 70-80%, а импортные комплектующие будут в основном из Китая. В мае «КАМАЗ» вышел на стабильное производство — не менее 30 деталей в день, и производство этой версии грузовика K5 больше не зависит от поставок запчастей из враждебных стран .
В 2023 году бренд сохранит лидирующие позиции на рынке грузовых автомобилей. Продажи остались на уровне 2022 года, достигнув 31 тысячи единиц. Наиболее популярными моделями являются KAMAZ43118 и KAMAZ65115.
3 июня 2022 года «КАМАЗ» был включен в санкционный список ЕС, поскольку он производил автомобили КАМАЗ-5350, КАМАЗ-6350 и КАМАЗ-6560, которые использовались вооруженными силами Российской Федерации во время неспровоцированной и необоснованной военной агрессии России против Украины.
Ранее «КАМАЗ» был включен в санкционный список из-за своей аффилированности с «Ростехом», против которого были введены санкции за участие России в войне на Донбассе.
ПАО «КАМАЗ» представляет собой автомобильное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, пршивово-рамное, механосборочное, спецмашиностроительное и приборостроительное производство со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения.
Группа компаний «Технологическая цепочка» включает в себя несколько крупных заводов по производству автомобилей. Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов: литейно-кузнечный завод, моторный завод (ЗД), прессово-каркасный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АВЗ), ремонтно-измерительный завод (РИЗ) и индустриальный парк «Мастер». Крупнейшие дочерние предприятия расположены за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский автозавод бетонных изделий» .
На конец 2010 года организационная группа «КАМАЗ» включала в себя более 80 организаций, расположенных в России, СНГ и за рубежом.
ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане и Индии. Сборка осуществляется исключительно из комплектующих, поставляемых «КАМАЗ». Разработан план локализации производства деталей для сборки узлов машин в стране, где расположено сборочное предприятие.
Таблица 1 - Структура держателей акций ПАО «КАМАЗ» (доли основных акционеров, владеющих более 5 % уставного капитала ПАО «КАМАЗ»)
Наименование Количество акций % от уставного капитала
Государственная корпорация «Ростех» 333 110 899 47,1 %
ООО «Автоинвест» 166 491 378 23,54 %
Daimler Truck AG 106 084 434 15,00 %
Прочие юридические и физические лица 101 542 848 14,36 %
Итого 707 229 559 100 %
В августе 2018 года «КАМАЗ» открыл дочернее предприятие в Джакарте (Индонезия) - Kamaz Truck Indonesia. Компания была создана совместно с Pusaka Bumi transportasi (входит в группу Bluebird) и Kamaz trucks Indonesia (совместное предприятие КАМАЗа и Sirius general trading LLC).
На конец 2023 года в подразделениях и дочерних компаниях ПАО «КАМАЗ» работало более 30 тысяч человек.
В 2015 году было продано 29 704 готовых грузовика «КАМАЗ»: из них более 23,1 тысячи были поставлены на российский рынок и 6,6 тысячи - на экспорт.
В 2017 году было продано в общей сложности 38 159 автомобилей, 5038 автомобилей экспортировано. Доля «КАМАЗ» на российском рынке тяжелых грузовиков составляет 45,2%.
В 2018 году было продано в общей сложности 38 382 автомобиля, 5 698 автомобилей было экспортировано. Доля «КАМАЗ» на российском рынке тяжелых грузовиков составляет 41% .
В 2021 году объем производства составил 45 тысяч автомобилей, что означает более чем 20-процентную сверхэксплуатацию. Ежедневный объем строительства увеличился на 23% и составил 210 еди
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика : учебник. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 314 с.
2. Афанасьев М.П. Маркетинговая стратегия и ее продвижение: стратегия и тактика развития фирмы: учебник– М.: Издательский центр «Книга», 2021. – 304 с.
3. Абаев, А.Л., Алексунин, В.А. Структура рыночной стратегии преприятия. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 362 c.
4. Баумгартен, Л. В. Стратегии продвижения предприятия : учебник. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 338 с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М: Гардарики, 2019. – 296с.
6. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2022. – 541с.
7. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые службы: теория и практика. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 570 c.
8. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 474 с.
9. Диденко, Н.И. Международный маркетинг и его роль. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 556 c.
10. Завьялов П.С. Формула успеха рыночной стратегии предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2021. –387 с.
11. Котлер, Ф. Основы рыночной стратегии. - М.: Вильямс, 2022. - 752 c.
12. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 315 с.
13. Коротков, А. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 595 с.
14. Кирьянова, Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 264 с.
15. Лукичёва Т. А. Маркетинг и его основы. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 370 с.
16. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. – СПБ: Наука, 2020. – 487с.
17. Панкрухин А.П. Антикризисный стратегический маркетинг // Практический маркетинг. - 2019. – № 6. – 43 с.
18. Смирнов, А. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете и их роль. - СПб.: ИГ Весь, 2022. - 176 c.
19. Чернышева, А. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 244 с.
20. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ». Электронный ресурс: https://kamaz.ru/