Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Локк Джон (1632-1704) — английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние отражено в американской Декларации независимости. Первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод.
В истории политических учений Локк известен, как первый изобретатель научной теории конституционализма. В государстве Локк признает две власти: законодательную и исполнительную, к которой относятся судебная и военная. Законодательная власть сосредоточивается в парламенте, во главе исполнительной стоит король. Политическая теория Локка оказала сильнее влияние на Монтескье и Руссо.
Объект исследования: политические учения Джона Локка.
Предмет исследования: историография политических учений Джона Локка.
Цель исследования: проанализировать особенности и этапы историографии политических учений Джона Локка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть дореволюционную историографию политического учения Джона Локка;
2. Изучить отечественную историографию политического учения Джона Локка советского периода;
3. Проанализировать постсоветскую отечественную историографию политического учения Джона Локка;
4. Изучить зарубежную историографию политического Джона Локка до 1945 года;
5. Рассмотреть зарубежную историографию политического учения Джона Локка после 1945 года.
Источниковая база исследования включает ряд правовых актов, учебников, учебных пособий, научных статей.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую, аналитическую), заключение и список источников.
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ДЖОНА ЛОККА
1.1. Дореволюционная историография политического учения Джона Локка
Изучение социально-политической мысли известного английского мыслителя Джона Локка началось в первой половине XIX века. Особенно активно оно велось на рубеже XI-XX веков .
Б. Чичерин в конце XIX века ссылался на Локка исключительно в связи с его теорией свободы, которого он характеризует как «главного представителя сенсуализма своего времени». Однако, по Б. Чичерину, гегелевская концепция свободы намного возвышенней и благородней, чем у Локка: «прежде всего свобода Локка в какой-то степени сближала человека с животными, тогда как гегелевская концепция взывала к высшим способностям человека» .
Последней работой, которая раскрыла взгляды Дж. Локка в дореволюционный период стала работа Д.Рахмана, опубликованная в 1916 г. В ней автор акцентирует внимание на философских учениях английских мыслителей, но отводит небольшое место политическим концепциям .
Главное в книге - это развитие мыслей Локка, но Д.Рахман также пришёл к некоторым собственным выводам. Он отметил связь между доктриной Локка и английской действительностью, её историчность и противоречивый характер.
Другой исследователь В.И. Бошко раскрыл в своей работе 1916 года «Тезисы о развитии юридической мысли», что Локк отстаивает «взаимосвязь между новым капиталистическим режимом.
В.И. Бошко не анализировал доктрины Локка с точки зрения историзма и не связывал свои мысли с реальной ситуацией, в которой эти доктрины были выражены, хотя и сделал краткое замечание о «преломлении современных революционных событий в Англии в сознании Локка».
В период с 1910 по 1917 год было также опубликовано большое количество работ, посвящённых политической философии Локка. Её авторами в основном являются философы. Этот период характеризовался использованием специализированных классовых методов при анализе учения Локка и недостаточным вниманием к источникам, что часто приводило к искажениям позиций английского мыслителя. Однако были предложены важные новые идеи .
В частности, И.В. Кеткова охарактеризовала Локка как представителя либерализма в опубликованной в 1917 году статье, обобщающей его учение. В то же время в ней допускаются некоторые неточности и ошибки. Так, например, она писал, что, согласно Локку, переходу к сельскому хозяйству предшествовало то, что «естественное состояние становится состоянием войны» .
У Локка этому есть другое объяснение. Он сказал, что переход от естественного состояния мира, свободы и равенства к государству как раз и заключается в том, чтобы избежать войны. М. Тоболовская неожиданно заявила, что своей доктриной административной власти, «независимой от короля», Локк фактически лишил монарха «реальной власти в стране». Это никоим образом не согласуется с позицией Локка .
Таким образом, отмечая, что Локк и другие представители либеральных течений «терпимо относятся к сохранению определённых систем феодального общества в буржуазных странах», таких как королевская власть или верхняя палата парламента.
М. Тоболовская писала о вышеизложенном вне исторических условий жизни и работы Локка, не принимая во внимание новое содержание и новые функции, приписываемые английскими учёными этим институтам .
1.2. Отечественная историография политического учения Джона Локка советского периода
Отечественная историография советского периода имеет схожую позицию с дореволюционным периодом.
После революционных событий 1917 г. интерес к идеям Дж. Локка упал. Первой работой о Локке в советский период стал вышедший в 1924 г. труд Д. Рахмана, в котором автор основное внимание уделил философскому учению английского мыслителя, политической же концепции он отвел небольшое место .
Главное в книге - изложение идей Локка, однако Д. Рахман сделал и некоторые собственные выводы. Он подметил связь учения Локка с английской действительностью, его историчность, компромиссный характер .
Полемизируя с дореволюционными исследователями Б.Н. Чичериным, С.А. Бершадским и E.H. Трубецким, Д, Рахман полагает, что при наличии «революционных моментов» в учении английского философа «никакого анархизма нет». В то же время он допускал и некоторые выводы, не соответствующие позиции Локка.
Без достаточной аргументации Д, Рахман заявлял также, что учение Локка является исходным пунктом для того научного направления, которое впадает прямо в социализм и коммунизм.
Д. Рахман подошел к рассмотрению политической доктрины философа с классовых позиций. Наверное, поэтому Д. Рахман, например, не останавливался на проблеме естественных и неотъемлемых прав человека у Локка .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айбатов М. М. История политических и правовых учений : Курс лекций. - Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2020. – 123 с.
2. Бошко В. И. Очерк развития правовой мысли (от Хаммураби до Ленина). - Харьков, 2021. – 187 с.
3. Галухин А. В. Идеал правопорядка в учении Джона Локка // Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М.: Вита, 2021. – 392 с.
4. Деборин А.М. Социально-политическая доктрина. М.: Вита, 1957. - 556 с.
5. Кеткова И. В. Политическая доктрина Джона Локка как осмысление проблем Английской революции / Деп. в ИНИОН. - Нижний Новгород, 1901. - 24 с.
6. Левин Г. Р. Памфлеты Лильберна, Овертона и Уолвина (1645-1647 гг.) // Ученые записки Вологодского государственного педагогического института. - 2022. - Вып. 3. - С. 53-73.
7. Локк Д. Сочинения: в 3 т. - М.: Нова, 1988. - Т. 3.
8. Панкратова К. Новые взгляды. М.: Вита, 1956. - 155 с.
9. Панкратов К. Джон Локк и его «Опыт о человеческом разуме» // Научный сборник «Под знаменем марксизма». - 1957. - № 2. – С. 33-48.
10. Просветительское движение в Англии / под ред. проф. Н.М. Мещеряковой. - М.: Вита, 2021. – 154 с.
11. Рассел Бертран. История западной философии. - Ростов н/Д. : «Феникс», 2022. – 398 с.
12. Рахман Д. Джон Локк. Его учение о познании, праве и воспитании. Субъективная и объективная психология. Харьков, 1904. - 182 с.
13. Рахман Д. Джон Локк. Его учение. Харьков, 1924. - 215 с.
14. Сатышев В.Е. Политические взгляды Джона Локка. М.: Наука, 1967. - 157 с.
15. Сатышев В. Е. Политическая и правовая идеология в Англии в период буржуазной революции XVII в. // Вопросы добуржуазной историографии государства и права и формирование политико-правовой буржуазной доктрины. – 1968. – С. 89-96.
16. Тоболовская М. Джон Локк как представитель либерального направления в школе естественного права // Учёные записки 1-го Ленинградского юридического института. – 1910. – С. 185-196.
17. Чичерин Б.Н. Вопросы философии. М.:: Наука, 1904. - 158 с.
18. Locke J. Two Treatises of Government // The works. - London, 1751. - V. II. - P. 103-238.