Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Одним из важнейших показателей психического и личностного развития ребенка дошкольного возраста является готовность к школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из целевых ориентиров является освоение дошкольником предпосылок учебной деятельности и формирование готовности к школьному обучению (п. 4.6 ФГОС ДО).
На протяжении истории педагогики подготовка к школе детей дошкольного возраста была одной из самых актуальных проблем. На современном этапе она требует новых решений, в связи с модернизацией всей системы образования. Это связано с тем, что изменились условия воспитания детей, глубже и шире исследуются особенности психического развития ребенка дошкольного возраста, изменилось содержание обучения в школе, вследствие этого и проблема формирования готовности к школе требует поиска новых подходов и решений.
Готовность к обучению в школе является представляет собой уровень интеллектуальной, личностной, физической зрелости, позволяющей старшему дошкольнику осваивать образовательную программу. Готовность к школьному обучению формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Готовность к школе обеспечивает освоение образовательной программы, познавательное и личностное развитие детей в соответствии с возрастными показателями. Низкий уровень готовности к школе может привести к стойкой школьной неуспеваемости, формированию негативных черт характера, школьной тревожности, дезадаптации.
В научной литературе рассматриваются различные подходы к пониманию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению. Психологические аспекты данной проблемы раскрыты в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Структура и компоненты психологической готовности к школе рассматривают Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова. Процесс подготовки старших дошкольников к обучению раскрывают Т.А. Нежнова, Л.Ф. Обухова и другие.
В психолого-педагогических исследованиях определяются компоненты готовности к обучению в школе, а также рассматриваются условия формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость теоретического изучения и обоснования условий формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к школе. Для этого важно рассмотреть, что понимается под психологической готовностью, что входит в ее структуру, а также выделить условия ее формирования в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы, необходимость ее изучения позволила сформулировать тему исследования: «Психологическая готовность детей к школе».
Цель исследования: теоретически изучить особенности психологической готовности детей к школе.
Объект исследования: содержание и структура психологической готовности детей к обучению в школе.
Предмет исследования: условия формирования психологической готовности детей к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание готовности дошкольников к обучению в школе.
2. Выделить компоненты психологической готовности детей к обучению в школе.
3. Обосновать условия формирования психологической готовности детей к обучению в школе.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, обобщение.
Структура исследования: работа включает введение, одну главу, заключение, список литературы.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст – это период познавательного развития, формирования произвольности познавательных процессов, познавательных интересов. В данный период формируются предпосылки для формирования готовности к обучению в школе. Рассмотрим особенности развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, мышления.
Восприятие в старшем дошкольном возрасте совершенствуется и обеспечивает получение информации об окружающем мире посредством различных органов чувств. Благодаря различным видам восприятия у старших дошкольников накапливаются представления об окружающем мире, что создает основу для развития логического мышления, которое оперирует различными понятиями, дает возможность их сравнивать, обобщать, группировать.
Значительную роль в формировании личности детей старшего дошкольного возраста играет внимание. Благодаря тому, что оно становится более произвольным, дети осваивают навыки управления вниманием. Особенно это актуально при организации развивающих занятий с детьми. Совершенствуются все характеристики внимания – увеличивается его объем, устойчивость, переключаемость и другие свойства. В старшем дошкольном возрасте развивается способность выполнять задания по словесной инструкции, осуществлять самоконтроль действий, корректировать их. При этом важную роль играет речь, которая выполняет функцию планирования и регуляции деятельности. В удержании внимания также важны волевые процессы, а также свойства характера, такие как инициативность, настойчивость, самостоятельность и другие. Развитие логического мышления невозможно без внимания, так как внимание – это сквозной познавательный процесс, который лежит в основе любых видов деятельности человека.
Память в старшем дошкольном возрасте способствует накоплению представлений об окружающем мире. Особенно у детей развита зрительная память, которая опирается на наглядно-образное мышление детей. В то же время у старших дошкольников начинает формироваться словесно-логическая память, которая опирается на речь и логическое мышление. Дети не просто механически заучивают тексты, но и способны осваивать различные приемы запоминания – ассоциации, мнемотехнику, моделирование. Их освоение невозможно без процессов мышления, без логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также без знаково-символической деятельности [12].
Особенностью старшего дошкольного возраста является развитие творческого мышления, стремления детей реализовать свои познавательные потребности, склонности в различных видах творческой деятельности – рисовании, лепке, конструировании. Это также следует учитывать в работе по развитию эмоциональной сферы и предлагать детям различные виды работ, в которых задействуется воображение. Так, например, Е.В. Осолодкова отмечает, что развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте осуществляется в процессе различных видов игр, а также в изобразительной деятельности, в трудовой деятельности. Воображение способствует развитию логического мышления, дает возможность в умственном, воображаемом плане осуществлять мыслительные операции – сравнивать, проводить аналогии, группировать, делать выводы [33].
В старшем дошкольном возрасте активно формируется речь, совершенствуется словарный запас, усваиваются грамматические категории, что дает возможность связно выражать свои мысли в процессе общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности. Произвольность познавательных процессов, обогащение представлений об окружающей действительности позволяет расширять словарный запас. Речь имеет тесную связь с логическим мышлением, что было доказано в исследованиях Л.С. Выготского, который показал взаимное влияние речи и мышления. Именно поэтому в научных исследованиях часто встречается термин «словесно-логическое» мышление [9].
У старших дошкольников происходит развитие мышление, освоение логических операций, формирование умений и навыков анализа, сравнения, классификации, обобщения. Старшие дошкольники учатся оперировать не только внешними признаками, но и вникать во внутренние связи и отношения. Дети способны группировать, классифицировать, обобщать, выделять родовые и видовые признаки, оперировать обобщающими понятиями.
В процессе познавательной деятельности старшие дошкольники учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, выделять общие признаки предметов, разделять их на группы. Т.В. Беглова отмечает, что это дает возможность старшим дошкольникам устанавливать связи между явлениями, причинно-следственные связи, что в свою очередь способствует формированию логического мышления [3].
Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте создаются условия для развития словесно-логического мышления, основными типами мышления остаются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Лучше всего дети осваивают материал в процессе деятельности, разнообразных действий с предметами, игрушками, дидактическим материалом. Важную роль играет наглядность, занимательный материал, различные способы визуализации. Это необходимо учитывать и в работе по развитию эмоциональной сферы, при использовании наглядных и практических методов и приемов. Необходимо применять различные наглядные средства, позволяющие представить различные эмоциональные состояния (картинки, иллюстрации, пиктограммы). Значительное место занимают практические методы, основанные на упражнениях, играх, моделировании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Н.Г. Организация работы по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / Н.Г. Авдеева // Педагогический поиск. – 2018. – № 9. – С. 40–43.
2. Басалаева, Н.В. Мотивационная готовность первоклассников к школе: диагностика и возможности ее развития / Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 417–420.
3. Беглова, Т.В. Школьный старт: педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Т.В. Беглова; под ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Федоров, 2012. – 24 с.
4. Бимбаева, Д.И. Формирование мотивационной готовности к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Д.И. Бисимбаева // Via scientiarum – Дорога знаний. – 2016. – № 2. – С. 123–127.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
6. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 1994. – 189 с.
7. Виноградова, М.А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М.А. Виноградова, В.С. Пенюгалова // Молодой ученый. – 2020. – № 1 (291). – С. 125–130.
8. Вуймина, Н.И. Создание комфортных психолого-педагогических условий для развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой и мотивационной сферы дошкольников при подготовке к школьному обучению / Е.А. Вакуленко, Е.С. Семенкова // Культура и образование: новые вызовы и перспективы. – Кемерово, 2016. – С. 61–65.
9. Выготский, Л.С. Психология: сб. / Л.С. Выготский. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1006 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 2000. – 504 с.
11. Гаврилова, Л.В. Формирование мотивационной сферы дошкольников посредством интеллектуально-творческих форм обучения / Л.В. Гаврилова, Н.Н. Петрунина // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. – Самара: СГАКИ, 2014. – C. 50–53.
12. Голованова, Н.Г. Школа будущего первоклассника: методические рекомендации / Н.Г. Голованова, М.Г. Стрюкова, Т.Ф. Хвастунова. – Киров: Изд-во ВятГТУ, 2013. – 61 с.
13. Головко, Е.А. Изучение сформированности мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы подготовки к школе / Е.А. Головко // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 1 (43). – С. 221–225.
14. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 81–84.
15. Готовность ребенка к школе / Н.Е. Веракса. – М.: Московский центр качества образования, 2011. – 58 с.
16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2006. – 207 с.
17. Диагностика готовности детей к обучению в школе: анализ поведения / под ред. В.М. Астапова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та, 2016. – 59 с.
18. Долгова, В.И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, О. А. Конурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60.
19. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. – Минск: Изд-во «Университетское», 1985. – 206 с.
20. Ефимова, О.Н. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников / О.Н. Ефимова, И.П. Шаповалова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3 (6). –С. 109–112.
21. Загвоздкин, В.К. Готовность к школе: методическое пособие для родителей / В.К. Загвоздкин. – СПб.: Деметра, 2011. – 91 с.
22. Залозная, Е.А. Мотивационная готовность старших дошкольников к обучению в школе / Е.А. Залозная, С.В. Шедина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 10-2. – С. 61–63.
23. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2000. – 320 с.
24. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника / М.А. Иваненко. – Екатеринбург, 2012. – 187 с.
25. Кобазева, Ю.А. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие / Ю.А. Кобазева. – М.: Академия, 2014. – 171 с.
26. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 150 с.
27. Малютина, С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 63–65.
28. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
29. Марчук, Н.Ю. Феноменологический анализ мотивационной готовности / Н.Ю. Марчук, Л.В. Карапетян // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. № 1 (18). – С. 293–297.
30. Мир вокруг. Проверяем готовность к школе. 6-7 лет: для развивающего обучения / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: РОСМЭН, 2019. – 77 с.
31. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2019. – 287 с.
32. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия: из опыта работы школьного психолога / сост. Е.А. Чаус, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 90 с.
33. Осолодкова, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе: учеб. пособие / Е.В. Осолодкова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с.
34. Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 615 с.
35. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. – М.: РИМИС, 2011. – 146 с.
36. Психология / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 656 с.
37. Психология дошкольного возраста и готовность к школе: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Д.А. Донцов и др. – Тула: Тульский полиграфист, 2011. – 115 с.
38. Пузько, В.И. Готовность к школе и школьная зрелость: методологии и методики диагностики и коррекции / В.И. Пузько. – Владивосток: Морской гос. ун-т им. Г. И. Невельского, 2012. – 199 с.
39. Рябцева, С. В. Формирование психологической готовности к школе: тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста / С.В. Рябцева, И.В. Спиридонова. – М.: Скрипторий 2003, 2011. – 78 с.
40. Семенова, Т.С. Психологическая готовность к обучению в школе: диагностика, динамика, коррекция: монография / Т.С. Семенова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 270 с.
41. Старов, М.И. Психология формирования и развития позитивной мотивации у дошкольников к учебной деятельности: монография / М.И. Старов, И.С. Муратова. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Образование», 2013. – 154 с.
42. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников: монография / М.Ю. Стожарова. – М.: Флинта, 2011. – 116 с.
43. Трофимова, О.А. Педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников: дисс. ... канд. пед. наук / Трофимова Оксана Александрова. – Екатеринбург, 2007. – 176 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
45. Федорова, Г.Н. Проверка готовности к школе / Г.Н. Федорова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 222 с.