Фрагмент для ознакомления
2
В последнее время методы управления организацией претерпевают серьёзные изменения. Это происходит в связи с быстрым развитием мира и технологий, ростом конкуренции. Компании вынуждены внедрять новые подходы в управлении организацией, которые позволяют эффективно адаптироваться к быстро изменяющейся среде рынка, а также удовлетворять потребности своих клиентов. В современных условиях важную роль играет создание бизнес-модели организации. По сути, бизнес-модель – это опора организации, которая поможет переосмыслить стратегию, а также внутренние процессы и продукты, что в будущем обеспечит явное конкурентное преимущество на рынке. Всё больше компаний начинают прибегать к использованию различных бизнес-моделей.
Инновационная бизнес-модель – это уникальная концепция менеджмента, предполагающая применение новаторских подходов к созданию стратегии бизнеса для максимизации прибыли организации.
Моя работа посвящена исследованию инновационных бизнес-моделей и анализу конкретных кейсов их применения для эффективного управления организацией.
Предметом исследования является элементы, сущность и порядок внедрения инновационной бизнес-модели.
Объектом исследования выступают бизнес-модели, выстроенные в компании, предоставляющей телекоммуникационные услуги, цифровые и медийные сервисы под торговой маркой «МТС» российской компании МТС.
Целью работы является решение управленческой проблемы выбора наиболее эффективных инновационных бизнес-моделей для управления организацией и выявления ключевых факторов, которые влияют на успешную реализацию таких моделей.
Исследовательские задачи, которые необходимо выполнить:
- Выделение существующих инновационных бизнес-моделей и их особенностей в контексте управления организацией;
- Разбор успешных кейсов применения инновационных бизнес-моделей и выявление действенных шаблонов;
- Оценка роли руководителей и сотрудников в процессе внедрения и использования инновационных бизнес-моделей;
- Разработка рекомендаций по эффективному внедрению инновационных бизнес-моделей в организации.
Данная тема является актуальной, поскольку для устойчивого развития компании необходимо постоянно анализировать рынок.
Изучать потребности целевой аудитории и первыми придумывать и развивать инновационные бизнес-модели.
Применение инновационных бизнес-моделей в управлении организацией не только способствует выходу на новый уровень конкурентоспособности, но и позволяет создать устойчивую, успешную структуру, способную эффективно реагировать на изменения внешней среды и достигать поставленных целей.
Глава 1. Теоретические основы инновационных бизнес-моделей
1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности
Буквально каждый день из новостных источников можно узнать о новых технологиях, прорывных решения, инновациях и их развитии. Современный мир настолько стремительно меняется, что инновации уже не воспринимаются с должным чувством восхищения гениальности прогресса. Особенно это касается бизнес-моделей.
Парадигма инноваций и инновационной деятельности не что иное как результат научно-технического прогресса включая, но не ограничиваясь информационно-технологическими инновациями. Здесь уместно сразу привести пример:
Развитие и совершенствования цифровых двойников позволило вывести как стратегическое, так и тактическое планирование и прогнозирования на совершенно новый уровень [8, с. 25]. Концептуально, цифровые двойники были порождением риск-менеджмента, но сейчас они могут быть интегрированы практически в любую информационную систему (ERP, CRM, WMS и т.п.).
Сдвиг парадигмы имеет очень интересный генезис [1, с.12]: с одной стороны, цикл планирования существенно сократился (если раньше говорили о стратегическом планирование перспективе 10-15 лет, то сейчас и 5 лет считают долгосрочным стратегическим планированием менеджменте), с другой стороны само планирование стало более глубоким более дифференцированным и, соответственно, более точным.
Вот именно это точность планирование обеспечивают цифровые двойники.
Получается, топ-менеджмент может ясно представить будущее в настоящем используя цифровые двойники, при том что точность такого планирования достаточно высока несмотря на череду экономических кризисов пандемии воины санкции, так как всё это можно внести в объекты аналитики риск-менеджмента просчитать и подготовиться к разным вариантам развития событий, как же это касается и активности конкурентов, появления новых конкурентов, - всё можно легко представить в режиме цифровой двойник с целью выбрать наиболее оптимальный путь развития в какой бы то ни было агрессивный внешней среде с учётом внутреннего потенциала компании, его развития [5, с. 163].
Да, будущее стало ближе, стратегическое планирование точнее, а тактика более контролируема риск-менеджментом. И здесь не только заслуга цифровых двойников, современных информационных систем управления, есть ещё одна система или системы, которые позволяют оперировать будущим в настоящем. Речь о транснациональных корпорациях, а именно, их логистике, системы финансовых транзакций.
Например, AMAZON, способный гарантировать выполнение планов работы на период 5-10 лет, несмотря ни на какие глобальные катаклизмы санкции, войны, пандемии, - ничто не нарушит планы транснациональных корпораций, так как их влияние слишком велико, и они способны управлять будущим, подключение к системам этих глобальных компаний является гарантией надежности планов локальных компаний [2, с. 97].
В прошлом году (2023 г.), в августе, на Техно-ПРОМ прошли мероприятия Президентской программы подготовки управленческих кадров на X форуме в честь 25 выпуска на тему Сдвиг парадигмы управления - будущее в настоящем. Спикеры Техно-ПРОМ представили очень много новых направлений менеджмента, дали обоснование инновационным векторам развития, сформулировали ранее сложные для практики применения методологии менеджмента актуальные на сегодняшний день, но требующие дополнительного образования [4, с. 79].
Это интеграция маркетинга в менеджмент причём доминация остаётся в руках маркетинга за счёт принципа клиентоориентированности, это создание мета-вселенных, уход от процессного к проектному менеджменту и т.п.
Если есть цель глубже изучить данную тему, то можно обратиться за информации на форум Техно-ПРОМ, где можно найти много мнений обсуждаем им вопросам сдвига парадигмы о будущем в настоящем, так как на форуме есть много кейсов, практик, положительного и отрицательного опыта использования инновационных технологий.
Особое внимание стоит обратить на тенденции развития экосистем.
Такие монолайнеры, как МТС, Яндекс, Сбер могут стать примером объединения крайне дифференцированного спектра бизнес активности.
Важно разобраться в трендах 6-го технологического уклада, новой концепции с критические названием «наука как индустрия» и пр. Особого внимания заслуживают вектора трансформации отечественного энергетического комплекса в современных реалиях роста роли ИТ-специалистов в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта [7, с. 584]. Важны и знания о корпоративных венчурных фондах - основных драйверов развития инновационной экосистемы России. Понимание актуальности наукоемкой экономики в контексте современной технологической перспективы и прочее, и прочее. Это целый комплекс из разных направлений современного развития менеджмента. Соответственно, здесь важен обмен опытом на основе качественно выстроенных коммуникаций и вообще доминантой выступает интерпретация информации применительно к конкретным проблемам развития каждой компании в индивидуальном порядке (для кого-то проблема в логистике, а кому-то актуальны блокчейн транзакции и т.п.) – так и формируется перспектива «будущее в настоящем»:
Инсайдеры пробуют новые технологии, рискуют, по факту получения профита – продают свой опыт. Поэтому, как никогда, виден прогресс на фоне компаний, которые остановились на достигнутом, но в современных реалиях, отсутствие прогресса – это уже регресс и вот в такой среде парадигма неминуемо сдвигается на «будущее в настоящем», что приносит в итоге максимум положительного, помогает преодолеть кризисы, развивает как субъекты экономики, так и её резидентов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов / А.А. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 259 с.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия = The New Corporate Strategy. — Питер, 2021. — 416 с.
3. Анцупов Ф.Я. Стратегическое управление: монография. - 4-е изд. И перераб. – Москва: Проспект, 2020. – 344 с.
4. В долгосрочной стратегической перспективе качество само становится стратегией. Лапидус В.А. Методы менеджмента качества. 2024. № 3. С. 8-13.
5. Василевская, И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / И. В. Василевская. – 3-e изд. — Москва: РИОР, 2019. — 129 с.
6. Воропаев, С.Н. Менеджмент: учебное пособие / С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: Колос, 2020. – 246 с.
7. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 415 с.
8. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва: ИНФРА-М, 2019. — 311 с.
9. Губарев А. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2017. - 132 с.
10. Задачи и функции стратегического менеджмента в современных условиях. Никифоров С.Д., Романович В.К. Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 1-2 (107). С. 96-99.
11. Инновационные тренды в международном бизнесе и устойчивом менеджменте. Материалы III Международной научно-практической конференции / Ростов-на-Дону, 2024.
12. Инновационные финансовые технологии. Оборин М.С. Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2022. № 1 (58). С. 27-35.
13. Интернет в деятельности по связям с общественностью в организации: понятие, используемые технологии, проблемы. Ашихмина Софья Олеговна, Шадрина Любовь Юрьевна. Студенческий вестник. 2024. № 3-5 (289). С. 25-26.
14. Использование искусственного интеллекта в сфере финансовых технологий. Шушанян Н.С., Туний Е.А. В сборнике: Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2023. С. 487-489.
15. Исследование ключевых элементов концепции проектного управления 5.0. Геокчакян А.Г. В сборнике: Менеджмент новой реальности: концепция 5.0. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. Орел, 2024. С. 75-80.
16. Исследование отношения к реализации основных функций менеджмента на практике: взгляд изнутри. Надточий Ю.Б. РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2024. № 1. С. 158-166.
17. Литвак Б. Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: учеб. Пособие / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2018. – 180 с.
18. Ляндау Ю.В. Чигров А.С. Модели архитектуры систем управления. Экономика и предпринимательство часть 2, 2018. – 360 с.
19. Мурашова, А. П. Инновационный подход в управлении предприятием / А. П. Мурашова // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 567-577.
20. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. – 288 с.
21. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в финансовой сфере. Голодрыга Л.В. В сборнике: Студенческий научный форум. Материалы Международной научной конференции. Под редакцией Н.Е. Старчиковой, отв. секретарь Н.И. Нефедова. Москва, 2023. С. 119-122.
22. Погодина, Т. В. Инновационный менеджмент: учебник / Т.В. Погодина, Т.Г. Попадюк, Н.Л. Удальцова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 343 с
23. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов / [Е.И. Всяких и др.] - Москва: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2019. – 320 c.
24. Развитие банковских технологий и финтеха (финансовых технологий). Белова О.С., Шулимова М.А. В сборнике: Региональные экономические системы: современное состояние, угрозы и тенденции развития. Материалы Международной научной конференции. Астрахань, 2023. С. 13-14.
25. Развитие финансовых технологий в российской федерации. Зарубин С.Л. Modern Economy Success. 2023. № 4. С. 151-157.
26. Разработка PR-кампании для коммерческой организации. Делкова В.А. В сборнике: Молодежь и наука XXI века: актуальные теоретические исследования. сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2024. С. 69-71.
27. Роль современных информационных систем и технологий в финансовом менеджменте предприятий. Ямбаев Р.М. Приднепровский научный вестник. 2023. Т. 2. № 4. С. 8-10.
28. Славнецкова, Л. В. Основы инновационного менеджмента: Учебное пособие / Л. В. Славнецкова. – Саратов: амирит, 2020. – 161 с.
29. Современные тенденции и тренды управления компанией в условиях новой реальности. Никитин С.А., Феськова А.Н. В сборнике: Менеджмент новой реальности: концепция 5.0. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. Орел, 2024. С. 301-307.
30. Современный финансовый рынок: эффекты цифровых технологий. Гончаренко Т.В. В книге: Стратегическое управление развитием цифровой экономики на основе умных технологий. под ред. А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 2021. С. 501-516.
31. Специфические особенности развития финансовых технологий в России. Акимов О.М. Банковское дело. 2022. № 6. С. 73-77.
32. Технологическое будущее бизнеса: интеграция современных инструментов менеджмента в восточной Европе. Клименок Д.Ю. В сборнике: Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2024. С. 581-585.
33. Финансовые технологии: тенденции развития. Савинский А.М. Экономика и предпринимательство. 2022. № 6 (143). С. 1253-1256.
34. Цифровая финансовая грамотность в условиях трансформации финансовых технологий. Вардомацкая Л.П., Кузнецова В.П. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2021. № 4 (119). С. 92-97.
35. Цифровые экосистемы как инструмент управления потребительским поведением. Богданова О.С., Голова А.Г. Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2021. № 2. С. 19-33.
36. Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А. Чернышев и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2019. -506 с.
37. Черняков, М. К. Управление инновационной деятельностью / М. К. Черняков, К. Ч. Акберов, Е. Н. Сарычева; под редакцией М.К. Чернякова. – Курск: Закрытое акционерное общество «Универ, 2020. – 104 с.
38. Эволюция системного менеджмента. Цветков Д.В. В сборнике: Экономика и менеджмент: современные вызовы, тенденции и перспективы. Сборник статей. Москва, 2024. С. 23-28.