Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования понятия государственных и муниципальных нужд обусловлена тем, что в системе управления закупками для нужд государства и муниципалитетов они представляют собой значительный фактор, который влияет на перераспределение бюджетных средств и уровень социально-экономического развития страны, регионов и муниципальных образований.
Следует также отметить, что изначально существенное влияние на эффективность удовлетворения государственных и муниципальных нужд оказывает четкое понимание терминологии указанного аспекта, которая отражена в Федеральном законе № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Изучению системы управления закупками для муниципальных нужд посвящен ряд трудов таких авторов, как: Е.Л. Барыбина, В.А. Васенин, С.Н. Данилова, Е.А. Демакова, В.И. Евтушенко, Е.А. Малыхина, С.А. Спиридонов, С.Е. Чанов и др.
Актуальность темы определила цель, задачи, объект и предмет исследования.
Целью исследования является анализ понятия государственных и муниципальных нужд и выявление особенностей соотношения целей и индикаторов удовлетворения муниципальных нужд на примере муниципальной программы «Реализация государственной политики в сфере закупок города Челябинска на 2017 - 2019 годы».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие, состав, источники финансирования государственных и муниципальных нужд;
2. изучить нормативно-законодательные основы государственных и муниципальных нужд;
3. проанализировать муниципальную программу «Реализация государственной политики в сфере закупок города Челябинска на 2017 - 2019 годы», а в частности: дать характеристику Программы, соотнести цели и индикаторы Программы, проследить ход ее исполнения.
Объектом исследования являются законодательно-теоретические аспекты в сфере государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования — возможности удовлетворения муниципальных нужд, на примере муниципальной программы «Реализация государственной политики в сфере закупок города Челябинска на 2017 - 2019 годы».
Теоретическую базу исследования составили научные публикации и монографические издания современных российских авторов.
Эмпирическую базу исследования составили отчеты, материалы, статистические и фактические данные, полученные в результате исследований, проведенных по муниципальной программе «Реализация государственной политики в сфере закупок города Челябинска на 2017 - 2019 годы».
Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования в рамках структурно-функционального, сравнительно-правового, юридического, финансового, логического и статистического анализа, а также посредством графической интерпретации информации.
Структура работ включает: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
1. Теоретические и законодательные основы государственных и муниципальных нужд
1.1. Понятие, состав, источники финансирования государственных и муниципальных нужд
Для достижения эффективности работы механизма удовлетворения государственных и муниципальных нужд и обеспечения защиты интересов субъектов, занимающихся поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, нужно определить понятия «государственные нужды» и «муниципальные нужды».
В целом понятие «Государственные и муниципальные нужды» принято рассматривается как обеспечиваемые за счет определенного бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах и услугах, нужных для реализации функций Российской Федерации (далее - РФ), определенного субъекта РФ или какого-либо муниципального образования, исполнения международных обязательств страны, осуществления государственных программ и решения местных вопросов.
Необходимо отметить, что исследуемый термин «государственные нужды» представляется понятием многоукладной экономики, отражающий рыночное взаимодействие государства с юридическими лицами (организациями, предприятиями) по удовлетворению потребностей общества в определенных товарах, работах и услугах.
Состав государственных нужд в зависимости от историко-экономических условий может меняться. Однако, как показывает российский и зарубежный опыт, реализация закупок государством направлена на решение общенациональных задач, обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и решение крупных социально-экономических, научно-технических и иных задач.
Существуют разные мнения ученых по поводу терминологии анализируемого аспекта. Так, под «государственными и муниципальными нуждами» одни исследователи понимают обозначенные законодательством общественно значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых вызвана интересами широкого круга субъектов, реализуемые в установленном законом порядке [15]. Другие специалисты считают, что государственные и муниципальные нужды ничто иное, как «публичные нужды, удовлетворение которых идет на пользу, либо всего населения страны, либо жителей региона или муниципального образования» [16]. Третьи подразумевают под такими нуждами потребность соответствующего публично-правового образования в использовании определенного объекта в соответствии с его законодательно установленными функциями [14].
Так, Л.А. Морозова отмечает, что при переходе к социально ориентированной экономике происходит изменение конституционных ценностей, при этом, решающим фактором является признание прав и свобод человека высшей ценностью, а их соблюдение и защита - обязанностью государства, закрепление экономической свободы и предпринимательской деятельности, права собственности на землю и др. В действующей же Конституции РФ применяется термин «государственные нужды», а не интерес общества, что говорит об интересах гражданского общества (публичных интересах), которые не являются приоритетными по сравнению с государственными. Таким образом, государственные интересы ставятся выше частных и даже публичных, то есть выше интересов общества [18].
Публичные интересы различны. Они могут быть экономическими, политическими, духовными. Их реализация осуществляется разными правовыми средствами. Так, например, А.В. Кряжков рассматривает в качестве таких правовых средств закон о бюджете, в котором государство определяет финансовые потребности в целом, по регионам, отдельным отраслям экономики, а публичные интересы обеспечиваются через компетенции государственных органов, а также в рамках целевых программ [17].
Однако, в целевых программах не отражаются публичные интересы как таковые, а указываются государственные нужды. В сфере государственных закупок публичные интересы получают выражение в понятии государственных нужд. В рамках федеральных целевых программ и целевых программ субъектов РФ подлежат обеспечению государственные нужды страны и субфедеральные нужды, а не публичные интересы непосредственно (рис.1).
Рисунок 1. Государственные и муниципальные нужды
Следует уточнить, что под государственными нуждами понимаются общегосударственные и региональные потребности, обеспечиваемые за счет федеральных средств или средств субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования. К ним относят нужды РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств РФ, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. При этом, под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые соответствующими бюджетными учреждениями, потребности соответствующих бюджетных учреждений (рис. 2).
Под муниципальными же нуждами понимаются потребности муниципалитетов (местных органов власти), обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчи
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018).
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 29.12.2017).
5. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
6. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. 60-ФЗ
«О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
7. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
8. Распоряжение Администрации г. Челябинска «Об утверждении муниципальной программы «Реализация государственной политики в сфере закупок города Челябинска на 2017 - 2019 годы»» № 14675 от 27.12.2016 г. (с изменениями на 28 апреля 2018 года).
9.Барыбина Е.Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право. – 2014. – № 10. – С. 78.
10. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
11.Васенин В.А. Противодействие коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / В.А. Васенин // Законность. – 2017. – № 9. – С. 17 - 21.
12. Данилова С.Н. Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Региональная и муниципальная экономика») / С. Н. Данилова. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. – 124 с.
13.Демакова, Е. А. Повышение эффективности закупок для государственных нужд на основе мониторинга и оценки качества продукции / Е.А. Демакова. - М: ИНФРА-М, - 2017. - 288 c.
14. Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. - 2004. № 8.
15. Евтушенко В.И., Аксенова Е.Ф. Нарушения в сфере проведения государственных и муниципальных закупок: об усилении ответственности должностных лиц / В.И. Евтушенко, Е.Ф. Аксенова // Конкурентное право. — 2014. — № 2. — С. 38-40.
16. Конюх Е.А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Журнал российского права. 2006. № 1.
17.Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. № 10.
18. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. - М.: Норма, Инфра-М, 2013. - 464 c.
19.Малыхина Е.А. Особенности финансово-правового регулирования отношений, возникающих в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Е.А. Малыхина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — № 2 (97). — С. 249-253.
20.Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
21.Спиридонов С.А. Проблемы законодательного разделения нужд Российской Федерации, государственных заказчиков и бюджетных учреждений при заключении государственных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 4.
22. Чаннов С.Е. Конфликт интересов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / С.Е. Чаннов // Гражданин и право. – 2016. – № 8. – С.33-37.