Фрагмент для ознакомления
2
В современном образовании становится все более явной необходимость создания инклюзивной образовательной среды, которая бы обеспечивала равные возможности для всех студентов, независимо от их индивидуальных особенностей. Однако, реализация инклюзивной практики требует не только создания соответствующих условий, но и понимания того, как эти условия воспринимаются и воздействуют на студентов. Ценности, убеждения и ожидания играют важную роль в формировании отношения студентов к инклюзивной среде и их активной включенности в нее.
Целью данного исследования является изучение динамики ценностей студентов вуза при их включенности в инклюзивную образовательную среду. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
• Изучить предварительные ценности, убеждения и ожидания студентов перед включением в инклюзивную образовательную среду. Это позволит понять, какие идеалы и ценности формируют базовое представление студентов о равенстве, справедливости и инклюзии.
• Проанализировать изменения в ценностях и убеждениях студентов после включения в инклюзивную среду. После погружения в инклюзивную образовательную среду студенты могут пересматривать свои ценности и убеждения, основываясь на опыте взаимодействия с разнообразными социальными и культурными группами.
• Определить факторы, оказывающие влияние на динамику ценностей студентов в процессе включения в инклюзивную образовательную среду. Идентификация факторов, таких как образовательные методики, социокультурная среда вуза, а также социальное взаимодействие, поможет понять, какие аспекты образовательной среды оказывают наибольшее влияние на формирование ценностей студентов.
Исследование динамики ценностей студентов вуза в контексте их включенности в инклюзивную образовательную среду имеет высокую практическую значимость. Полученные результаты помогут разработать более эффективные стратегии поддержки и адаптации для студентов с различными потребностями, включая как академическую, так и социальную поддержку. Кроме того, анализ факторов, влияющих на динамику ценностей студентов, позволит определить наиболее эффективные практики создания инклюзивной образовательной среды. Результаты исследования могут также способствовать формированию более толерантной и уважительной образовательной культуры, способствуя развитию уважения к различиям и созданию равных возможностей для всех студентов.
Качественные методы исследования, такие как интервью и фокус-группы, помогут глубже понять мотивации, переживания и убеждения студентов. Эти методы позволяют исследователям получить более детальную информацию о чувствах, мнениях и опыте участников исследования.
Количественные методы, например опросы с использованием структурированных вопросов и шкал, позволяют собрать большой объем данных от большого числа респондентов. Они могут быть полезны для выявления общих тенденций и позволяют провести статистический анализ полученных результатов.
1. Опросы:
Опросы могут быть проведены с помощью стандартизированных вопросников, разработанных на основе предварительного анализа литературы и целей исследования. Они могут включать в себя вопросы о ценностях, убеждениях, опыте взаимодействия с инклюзивной средой и ожиданиях от нее.
2. Интервью:
Интервью могут проводиться в формате одиночных бесед или фокус-групп, в зависимости от целей исследования. Исследователи могут использовать полуструктурированные интервью-сценарии, которые позволяют глубже исследовать опыт и мнения участников, а также задавать дополнительные вопросы для выяснения интересующих аспектов.
3. Наблюдение и анализ документов:
Наблюдение может использоваться для непосредственного наблюдения за поведением студентов в инклюзивной образовательной среде. Например, исследователи могут наблюдать за взаимодействием студентов в рамках учебных групп или проектов.
Анализ документов может включать в себя изучение академических и официальных документов, таких как учебные программы, правила и политики вуза, которые могут оказывать влияние на формирование инклюзивной образовательной среды.
Комбинация этих методов позволит получить более полное и глубокое понимание динамики ценностей студентов в инклюзивной образовательной среде.
A. Объяснение выбора образца исследования
Выбор образца исследования должен быть обоснован с учетом целей исследования и специфики популяции, которую вы хотите изучить. В данном случае, образец исследования может включать студентов разных курсов, программ обучения и факультетов вашего вуза. Важно также учитывать разнообразие студентов по различным критериям, таким как возраст, пол, этническая принадлежность, уровень образования и т.д., чтобы получить более полное представление о динамике ценностей.
1. Образец исследования:
Образец исследования представляет собой группу лиц или объектов, которые являются предметом исследования. В данном случае, образец исследования будет состоять из студентов вашего вуза.
2. Популяция:
Популяция - это общее множество всех элементов, которые соответствуют определенным критериям и могут быть предметом исследования. В вашем случае, популяцией будет являться весь студенческий корпус вашего вуза.
3. Репрезентативность образца:
Репрезентативность образца означает, насколько точно образец отражает всю популяцию и может ли результаты исследования быть обобщены на всю популяцию. Для обеспечения репрезентативности образца важно учитывать разнообразие студентов по различным критериям, таким как возраст, пол, этническая принадлежность, уровень образования и т.д.
4. Стратификация:
Стратификация - это процесс деления популяции на подгруппы (страты) схожих элементов по определенным критериям. Например, можно стратифицировать студентов по факультетам, курсам обучения или уровню образования. Это позволит получить более репрезентативный образец исследования.
5. Случайная выборка:
Случайная выборка предполагает случайный отбор элементов из популяции. Она позволяет избежать субъективного влияния исследователя при формировании образца и обеспечивает статистическую надежность результатов.
Важно, чтобы выбор образца исследования был обоснован исходя из целей исследования и обеспечивал репрезентативность и достоверность результатов. Это поможет получить более точное представление о динамике ценностей среди студентов вашего вуза в контексте инклюзивной образовательной среды.
B. Описание процедур сбора данных
Описание процедур сбора данных должно включать информацию о том, как будет проводиться сбор данных, какие инструменты и методы будут использоваться, и как будет обеспечена их достоверность и надежность. Например, для проведения опросов можно использовать онлайн-формы или бумажные анкеты, а для интервью - структурированные или полуструктурированные интервью-сценарии. Важно также описать процедуры обработки данных, включая методы анализа и интерпретации полученных результатов.
1. Онлайн-формы и бумажные анкеты для проведения опросов:
Для сбора данных с помощью опросов можно использовать онлайн-формы, созданные с использованием специализированных сервисов или программных платформ, таких как Google Forms, SurveyMonkey, Qualtrics и другие. Это обеспечит удобство для респондентов и упростит процесс сбора данных. Также можно использовать бумажные анкеты, которые будут распространяться среди студентов вручную или через почту.
2. Структурированные и полуструктурированные интервью-сценарии:
Для проведения интервью можно разработать структурированные или полуструктурированные интервью-сценарии. В структурированных интервью-сценариях вопросы заранее разработаны и задаются всем респондентам в одном и том же порядке. В полуструктурированных интервью-сценариях исследователю предоставляется больше свободы для формулировки вопросов и гибкости в ходе интервью, что позволяет более глубоко исследовать опыт и мнения респондентов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баженова, Т. А. Инклюзивное образование как фактор развития личности студента. Вестник психологии и педагогики, 2016, № 2, с. 89-102.
2. Дербенева, Г. В. Формирование инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза / Г. В. Дербенева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL:https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN622.pdf
3. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 1. С. 51–73. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-51-73
4. Конференция "Инклюзивное образование: вызовы и перспективы", 2020, Москва, Россия. Материалы конференции. Издательство "Педагогическое общество России", 2020, с. 34-47.
5. Климник Е.В., Особенности инклюзивного образования в вузе и его преимущество 2020, 8 с.
6. Маккичи В. Дж. Советы преподавателям: стратегии, исследования и теория для преподавателей колледжа и университетов. (2002)
7. Шульц, Е. К. Культурные аспекты инклюзивного образования: опыт западных стран. Международный журнал образования, 2018, том 3, № 2, с. 45-58.