Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что переход к рыночной экономике - это переход в сферу повышенного риска. Предпринимательство и конкуренция неотделимы от риска. Отток квалифицированного персонала из конкурирующих компаний оказывает негативное влияние на экономику компании. Вместе с ними передаются методы, процедуры, технические процессы, потенциально ценные идеи и другие бизнес-знания и информация. Промышленный шпионаж может стать источником информации, представляющей интерес для конкурентов, и представлять серьезную угрозу экономической безопасности компании.
Признание особой важности информации и использования ее людьми как важного преимущества при решении личных, деловых, политических, военных и других проблем способствует увеличению объема информации как необходимого фактора развития любой социальной группы.
В некоторых случаях стоимость информации довольно высока, и владелец информации старается принимать особые меры для защиты ее конфиденциальности, поскольку соответствующая информация может обеспечить значительное конкурентное преимущество. Поэтому обладатели информации, имеющей коммерческую ценность, стараются придать ей статус коммерческой тайны и в основном принимают технические меры для защиты своей конфиденциальности.
Получение информации о конкурентах является одним из наиболее эффективных способов ведения конкурентной борьбы на рынке. Ущерб, причиняемый разглашением конфиденциальной информации, может включать в себя потерю конкурентного преимущества и упущенной коммерческой выгоды.
Многие бизнес-менеджеры недооценивают важность и актуальность этого вопроса и терпят значительные убытки из-за утечки ценной деловой информации из-за перемещения и защиты плохо организованных конфиденциальных документов.
Цель исследования: проанализировать существующие к настоящему времени методы и способы защиты коммерческой тайны на предприятии Azersun Holding.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность коммерческой тайны и современные методы ее защиты;
2. Раскрыть концептуальную модель информационной безопасности;
3. Проанализировать влияние защиты коммерческой тайны на деятельность предприятия на примере Azersun Holding;
4. Разработать способы совершенствования механизмов защиты коммерческой тайны на предприятии Azersun Holding.
Объект исследования: Azersun Holding.
Предмет исследования: методы и способы защиты коммерческой тайны на предприятии.
Эмпирическая база исследования включает ряд правовых актов и информационных источников.
Теоретическая база исследования раскрыта в следующей литературе: Гавриш В.А. «Практическое руководство по защите коммерческой тайны»; Лукашов А.И., Мухин Г.Н. «Конфиденциальная информация и коммерческая тайна: законы, нормативные акты и организации по защите»; Седегов Р.С. «Экономическая безопасность предприятий».
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список источников.
1 Теоретические основы коммерческой тайны и ее защиты
1.1 Сущность коммерческой тайны и современные методы ее защиты
Коммерческую тайну можно определить как право на свободное существование, самостоятельное существование в качестве предпринимателя и право на защиту этой свободы. Ее отличительной чертой является сокрытие, то есть информация, составляющая коммерческую тайну, намеренно засекречивается в своих собственных целях [5, с.88].
Коммерческая тайна - это данные, не составляющие государственной тайны, относящиеся к производству, технологиям, управлению, финансам и другой деятельности, и их раскрытие, разглашение и несанкционированный доступ могут нанести вред их владельцам.
Другое понятие коммерческой тайны - намеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных частях и сферах экономической, управленческой, научно-технической и финансовой деятельности коммерческих организаций, защита которых обусловлена конкурентными интересами и возможными угрозами экономической безопасности коммерческих организаций.
Исходя из вышеизложенного, коммерческая тайна - это тайна компании, которая не должна разглашаться, поэтому необходимо создать для этого условия. Коммерческая тайна позволяет увеличить выручку, избежать ненужных расходов и сохранить позиции на рынке.
В современном мире информация - это продукт, который продается и покупается на рынке товаров и услуг. Точнее, бизнес-информация - это информация о текущем состоянии рынка различных товаров и услуг. Она позволяет коммерческим компаниям анализировать свою деятельность, планировать и контролировать ее результаты.
Источники деловой информации различны. По словам автора Молоткова Н.В., Соседова Г.В., в информации могут быть внутренние и внешние документы компании, маркетинговые исследования, статистические данные. Обеспечение сохранности информации о деятельности организации, всех финансовых операциях и факторах развития является непременным условием выживания организации (компании) в конкурентной рыночной среде.
Коммерческая тайна включает в себя информацию, которая может оказать негативное влияние на развитие организации, но сохранение которой может обеспечить достижение запланированных результатов [11, с. 23].
Вопрос в том, какую информацию следует защищать. Как правило, информации слишком много, и нет смысла относить всю информацию к конфиденциальной. Защищать следует только ту информацию, которая представляет ценность для предпринимателей.
Основываясь на зарубежном опыте, можно более или менее представить себе процесс защиты коммерческой тайны. Обычно в зарубежных странах для упрощения процесса вся информация делится на три типа: общедоступная информация, секретная информация и совершенно секретная информация.
Естественно, что открытая информация - это информация, которую может получить любой пользователь и любая организация. Обычно эта информация представляет собой документ, подписанный административным органом и используемый для широкой огласки (встречи, презентации), получения информации извне (Интернет, СМИ и т.д.). Однако, если думать, что публичная информация не нуждается в защите, это ошибка. Предположим, что какая-либо информация на веб-сайте компании была намеренно изменена. Это может привести к неблагоприятным последствиям различной степени тяжести.
Конфиденциальная информация рассматривается как информация, доступ к которой ограничен законом. Данная информация не является общедоступной. В случае разглашения, это может нанести ущерб охраняемым законом правам и интересам лица, предоставляющего информацию.
Следует отметить, что право относить информацию к любой конфиденциальной рубрике и определять перечень и состав такой информации принадлежит ее владельцу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов В.В. Проблемы совершенствования уголовного закона об ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну // Российский следователь. – 2020. - № 3. – С. 44-59.
2. Безгодов Е.В. Режим коммерческой тайны. защита конфиденциальности информации // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. - 2022. - № 52. - С. 232-236.
3. Белова А.А. Соглашения о конфиденциальности в отечественном гражданском обороте // Вестник Московского государственного областного университета. - 2020. - № 1. - С. 76-83.
4. Беляев М.В. Субъекты права на коммерческую тайну: проблемы правового статуса // Информационное право. – 2022. - № 3. – С. 89-122.
5. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 382 с.
6. Бондаренко Э.Н. Проблемы ответственности работника за разглашение конфиденциальной информации // Российский ежегодник трудового права. - 2020. - № 4. - С. 239-242.
7. Гаврилов Э.П. О коммерческой тайне // КонсультантПлюс. - 2020. – С. 88-121.
8. Головацкий Р.Е., Карнаков Я. Коммерческая тайна: новеллы правового регулирования // Корпоративный юрист. – 2022. - № 6. – С. 145-186.
9. Гордеева И. Проблемные вопросы охраны коммерческой тайны // Интеллектуальная собственность. - 2020. - № 7. - С. 24-33.
10. Добровольский В.И. Инсайдерская информация в мировой практике, служебная информация и коммерческая тайна в России // Предпринимательское право. - 2022. - № 4. – С. 36-59.
11. Забегайло Л.А., Назарова И.А. Актуальные вопросы коммерческой деятельности: учебник. – М.: Наука, 2021. – 159 с.
12. Зайков Д.Е., Мельникова А.И. Коммерческая тайна в военных организациях // Право в Вооруженных Силах. – 2021. - № 7. – С. 25-39.
13. Занин К.А. Коммерческая тайна как гражданско-правовой институт: общая характеристика, порядок применения и пределы защиты // Вестник Воронежского института МВД России. – 2021. – С. 44-68.
14. Иванов Д.В. Коммерческая деятельность: учебное пособие. – М.: Вита, 2021. – 139 с.
15. Иванов Д.В. Коммерческая тайна как разновидность конфиденциальной информации и условие трудового договора // Право и государство: теория и практика. – 2021. – С. 23-59.
16. Киракосян С.А., Максимич А.В. О коммерческой тайне и ее защите // Юрист. – 2021. – С. 45-121.
17. Колебошин Г.М. Обязанности работника в отношении коммерческой тайны работодателя // Трудовое право. – 2021. – С. 25-39.
18. Коммерческая деятельность : учебник и практикум для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 394 с.
19. Лагушкин В.П., Мельникова Е.И. Коммерческая тайна как правовая категория // Налоги газета. – 2021. – С. 25-39.
20. Погуляев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне» // Юстицинформ. – 2021. – С. 25-39.
21. Пресняков М.В. Социально-трудовые гарантии работника в связи с допуском к сведениям, составляющим коммерческую тайну // Право и экономика. – 2021. – С. 45-89.
22. Шигин А.И. Конфиденциальность информации в гражданско-правовых договорах // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2021. – С. 25-39.