Фрагмент для ознакомления
2
Стоит отметить, что немаловажную роль на формирование частного и государственного коллекционирования в России повлиял процесс европеизации. Непосредственно сама идея собирания предметов искусства, как культурного феномена, а не желания иметь у себя дорогую вещь, пришла к нам из стран Западной Европы. То есть, с подачи Петра Первого, в российском обществе постепенно происходит переоценка раритетных, «древних вещей». Теперь к коллекционированию относятся осознанно.
Изначально структурирование коллекций происходит с европейской подачи. Об этом, например, свидетельствует приглашение Петром Первым на службу Геогра Гзелля. Их знакомство случилось в 1716 году, во время поездки царя в Амстердам. Уже в 1717 году Георг Гзелль переезжает в Россию. Он не только следил за сохранностью и каталогизировал собрание, но и пополнял его, продолжая закупать полотна в Европе. На этом поприще художник продолжал трудиться и при приемниках Петра Великого. Царь доверяет подобную работу не отечественным, выдающимся художникам, а иностранным.
Также стоит отметить, что из стран Западной Европы к нам также пришла мода на создание Кунтскамер и кабинетов. Такие кабинеты были очень популярны в конце XVII века у европейских вельмож. Как правило, в них собирались «диковинные», редкие вещи: чучела животных, редкие коллекции насекомых, заспиртованные органы различных существ и многое другое. Впервые такой «кабинет» Петр увидел в Голландии и несколько лет спустя решил обустроить подобный у себя на родине. Существует даже легенда о том, что именно поспособствовало царскому решению о создании таких кабинетов. Согласно этой легенде, царь случайно увидел сосну, ветви которой тесно переплетались, создавая визуальное ощущение одного дерева. Это взбудоражило сознание царя, и он решил, что все подобные «странные» вещи должны непременно находиться в одном месте.
Также первые российские частные и государственные коллекционеры позаимствовали у европейцев распространение не только предметов искусства, как потенциальных коллекционных экспонатов, но и всевозможных вещей, полезных развитию науки. Так, например, болонский ботаник и зоолог Улиссе Альдрованди собрал коллекцию из 11 тысяч растений, животных и минералов, 7 тысяч образцов растений в гербарии, а также почти 8 тысяч рисунков с теми природными редкостями, которые Альдрованди не сумел раздобыть. Улиссе использовал кунсткамеру для проверки теорий Гиппократа о том, что обычаи разных народов обусловлены средой проживания. Но если подобные практики в Европе были отмечены уже в XVI в., то в Российскую империю это пришло, непосредственно с подачи Петра Первого. Об этом свидетельствует создание анатомических кабинетов, а также разносторонние задачи и цели научных экспедиций.
Даже отношение к жанрам первое время диктовалось европейскими традициями. Как раз в период формирования частного коллекционирования в России, в Европе картины с изображением пейзажей или животных, считались «низким жанром». Сдвиг парадигмы в отношении таких картин случится только к концу XVIII века, а во времена правления Петра Алексеевича можно проследить феномен того, что и среди российских коллекционеров данный жанр не пользуется популярностью. Даже среди огромной коллекции картин Петра, редко встречаются холсты с изображением природы или животных.
Каталогизировали коллекционные экспонаты максимально просто, но тоже по европейскому образцу. Четкой квалификации не существовало, поэтому в Европе, как и в России все коллекционные предметы упорядочивали по алфавиту, не применяя никакой методологии. Таким образом, коллекции разных типов и предназначений находилось в одном месте, не имея четкого разграничения.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на процесс формирования коллекционирования в России, сильно повлияли западноевропейские традиции. Этот феномен можно легко объяснить, ведь именно из Европы к нам пришла мода на коллекционирование. С подачи Петра Первого, собирательство в России приобретает четкий, структурный характер, но все еще является новшеством для российского общества. Проще всего было брать ориентиры как раз из той среды, из которой пришел сам феномен коллекционирование. Процесс европеизации проявлялся в огромном количестве аспектов: в создании Кунсткамер, появлении кабинетов редкостей, в структуре сбора и поиска данных, в каталогизации и даже в предпочтении к определенным жанрам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источники
1. Белякова Э. А. Историография и источники по истории музейного дела в Республике Алтай (1918–2008 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. – 2009. – № 4–2. – С. 11–15.
2. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 408 с.
3. Девейкис М.В. Анализ отечественных историографических работ по истории музейного дела и состояние российской музейной историографии // Genesis: исторические исследования. 2022. № 12. С. 62-71. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.12.39367 EDN: YZMXIK URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39367
4. Жеребцова К. О. К историографии музейного дела Новосибирска // Вестник Томского государственного университета. Культурология, искуствоведение. 2018. № 32. С. 135–143.
5. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 1. Киев, 1891.
6. Козлова А. Н. История создания музея-кабинета Д. И. Менделеева при Императорском Санкт-Петербургском Университете // Вопросы музеологии. 2016. № 1. С. 60–68
7. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985. – 408 с.
8. Лозовая Л. А. Становление историографии музейного дела западной Сибири (1920-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6. С. 199–201
9. Малицкий Г. Л. Литература по теории историко-археологических музеев// Казанский музейный вестник. – 1922. – № 2. – С. 200–213.
10. Музейное дело России. 3-е изд., испр. и доп. Под ред. Каулен М. Е., Косовой И. М., Сундиевой А. А. – М.: Издательство «ВК», 2010. – 676 с.
11. Сапанжа О. С. Историография музеологии, музееведения, музеографии: К вопросу разделения понятий // Вопросы музеологии. 2013. № 2(8). С. 197–205.
12. Томилов Н. А. История музеев России: вопросы периодизации // Грибушинские чтения — 2011. На стыке традиций, эпох, континентов. Кунгур, 2011. С. 379–382.
13. Цыремпилова И. С., Немчинова Т. А. Основные направления в изучении истории музейного дела Бурятии (конец XIX – начало XXI в.) // Манускрипт. 2019. Т. 12., В. 7. С. 74–78.
14. Шелегина О.Н. Музейный мир Сибири: история и современные тенденции развития. – Новосибирск, 2014.
15. Синицын О. В., Синицына К. Р. Исторические музеи России в дореволюционной историографии // Вестник ТГГПУ, 2008, № 3. С. 4–10.
16. Станюкович Т. В. Этнографическая наука и музеи. – Л.: Наука, 1978. – 285 с.
Литература
17. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ. / Е.В. Анисимов. – М. Лениздат, 1990. 277
18. Брикнер, А.Г. История Петра Великого / А.Г. Бринкер. – М.: АСТ, 2004.
19. Карпов, Г.М. Великое посольство и первое заграничное путешествие Петра I / Г.М. Карпов. – Калининград Янтарный сказ, 1997.
20. Павленко, Н.И. Петр Первый / Н.И. Павленко. – М.: Молодая гвардия, 1976.
21. Семенова, Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в.) / Л.Н. Семенова. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1998
22. Первый музей России/ Rus-istoria. – URL https://rusistoria.ru/component/k2/item/966-pervyy-muzey-rossii