Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы.
Каждая древняя цивилизация испытывала тягу к вероучению, которое помогло бы объяснить процессы, а также явления окружающего мира. При этом система ценностей, которую давала религия, давала возможность обществу находиться в определенных рамках. До сих пор в современном мире существуют религии, появившиеся в древности и даже те верования, которые уже не существуют, оставили свой след в некоторых религиях современности.
Не последнюю роль религия играла при установлении международных отношений. Единственно существует проблема в документальной доказуемости этой роли, так как практически не сохранилось достоверных фактов того времени. Поэтому проблема определения места и роли религии в международном праве и международных отношениях вызывает установленный интерес.
Степень изученности проблемы. Анализ источников показывает, что проблемы соотношения политики и религии в той или иной мере интересовали специалистов самых разных направлений: историков, философов, политологов, правоведов, теологов, социологов и других. Данную область науки рассматривали такие известные деятели прошлого как Августин, Ф. Аквинский, М. Вебер, Т. Гоббс, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж. Локк, М. Лютер, Н. Маккиавели, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо6, Юстиниан; а также отечественные мыслители H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, A.B. Карташев и другие.
Цель курсовой работы – рассмотреть роль религии в международных отношениях в древности.
Проблема исследования: не существует полной информации о роли религии в международных отношениях Древнего мира.
Объект исследование: древность и международные отношения данного периода.
Предмет исследования: международные отношения и роль в них религии.
Гипотеза исследования: международные отношения напрямую зависят от религии.
Задачи исследования:
- дать характеристику религиозному фактору в международных отношениях в древности;
- познакомить с особенностями международных отношений в древнем мире и религия.
Методы исследования:
- поиск и изучение источников информации из библиотек, прессы, интернета;
- анализ полученных данных: найденный материал был проанализирован и проверен на достоверность и актуальность;
- синтез: объединение разрозненной информации в единое целое.
Теоретическая значимость исследования: состоит в возможности использования полученных результатов при написании научных статей и работ.
Практическая значимость: применение изученного материала для общего развития и в рамках изучаемого предмета.
Источниками информации для написания работы по теме «Роль религии в международных отношениях в Древности» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Роль религии в международных отношениях в Древности» справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИХ В ДРЕВНОСТИ
1.1. Религиозные верования и международные отношения
В древние времена религия была неотличима от того, что в наши дни известно, как «мифология», и состояла из регулярных ритуалов, основанных на вере в высшие сверхъестественные сущности, которые создали и продолжали поддерживать мир и окружающий космос. Эти сущности были антропоморфными и вели себя таким образом, который полностью отражал ценности культуры (как в Египте) или иногда совершал действия, противоположные этим ценностям (как можно видеть с богами Греции).
Религия как тогда, так и в наше время занимается душевным аспектом состояния человека, богов и богинь (или одного своего бога или богини), созданием мира, определение места человека в мире, существованием после смерти, вечностью, и как избежать мучений в данном мире или в следующем; и каждый народ сотворил своего собственного бога по своему образу и подобию.
Ксенофан полагал, что имеется «один бог, величайший среди богов и людей, совершенно не похожий на смертных телом или разумом» , но он был в меньшинстве. Единобожие не обладало смыслом для древних людей, если не считать провидцев и пророков иудаизма.
Большое количество людей, по крайней мере, насколько можно определять по письменным и археологическим данным, верили во многих богов, любой из которых обладал своей сферой воздействия. В личной жизни есть не только лишь один человек, который снабжает его потребности; человек контактирует со многими различными людьми, чтобы добиться единства и помочь поддержать жизнь. В течение своей жизни в наши дни человек будет иметь контакт со своими родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями, любовниками, работодателями, обслуживающим персоналом, работниками станций, уборщиками, политиками, дворниками и т.д. Ни один человек не может реализовывать все эти роли или удовлетворить все надобности человека - как это было в древние времена.
Особенностями древних международных отношений, их верхом точно полагают систему, которая нашла свое воссоздание в Тель-Амарнском архиве дипломатических документов (середина XIV в. до н. э.) и в которой наиболее специфически закреплена концепция «семьи государств», – так называемая Амарнская система.
«Международные взаимоотношения как межгосударственные в первый раз формируются и развиваются на Древнем Востоке… В эту эпоху на восточном побережье Средиземного моря сформировалась такая система рабовладельческих государств, какую обычно принято именовать в международных связах «концертом государств», при наличии устойчивой взаимной связи между ними». Специальное внимание к этой системе можно разъяснить не только доступностью документального материала, который ее иллюстрирует.
Как раз данный период является одним из ярких примеров упорядоченного, по преимуществу взаимовыгодного сосуществования государств. В регионе сформировалась система международных связей, посредством которых крупные государства старались определить баланс сил и которые приобрели действенное правовое урегулирование. «Пока каждая цивилизация находилась связанной с установленной системой поставщиков, применявших корабли и караваны вьючных животных для доставки редких товаров к месту реализации, понятие отдельной автономной цивилизации можно считать адекватной моделью для изложения исторического процесса. Совместно с товарообменом случался обмен идеями и технологиями… В древние времена на Среднем Востоке цивилизованное взаимообогащение народов, проживающих в разных географических зонах, говоривших на различных языках и обладавших разными культурными отличиями, привело к возникновению в период с 1700 до 500 г. до н. э. транснациональной системы космополитического типа» .
Относительно субъектов этих взаимоотношений надлежит заметить, что в этом качестве существовали политически и институционно разнородные образования: государства различного уровня развития, государствоподобные образования, города, вождества, племена, и др. Основанные в тот период правила реализации международных отношений показывают пример неизменного содружества государств, а «концепции и инструменты, произведенные в Амарнский период, проникли к грекам и евреям и, следственно, стали частью наследия изученного современными международными отношениями».
Находясь порожденными жизненными надобностями государств (это признавали даже те, кто вообще отвергал существование международных взаимоотношений в Древнем мире: «И торговые, и религиозные связи – не более как формулировка физической неосуществимости при известном уровне цивилизации расширяться исключительно агрессивными отношениями с соседями»), международные отношения для достижения своей цели обязаны были в первую очередь исполняться мирными средствами, и только затем – военными. И хотя это далеко не везде и не всегда было так (войны составляют значительную долю древних международных отношений), идея о «господстве практически беспредельного самоволия сильного» в древних международных связах не целиком соответствует действительности. Такой подход был свойствен как для советской, так и для западной доктрины международного права.
Первая поддерживала формулу, предложенную Ф. Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» , соответственно которой наружные отношения общины, а затем и государства, будучи по преимуществу военными, появлялись проявлением классовой борьбы за границами государства. Вторая, вынося понятия и концепции греко-римской античности на весь Древний мир, видела в этих взаимоотношениях проявление агрессивности к иностранцам-варварам: «В океане варварства на долгое время формировались островки цивилизованной жизни. Поэтому для древнего цивилизованного государства иностранец означал варвара…В целом естественным отношением одного государства к другому в Древнем мире была потенциальная и настоящая враждебность. Поэтому война, а не мир формировала международные отношения» .
Наперекор данной цели древних международных отношений – удовлетворение интересов государств, которые не могут быть состоятельны в рамках их границ (торговля), – свидетельствует, что в них государства принимали только мирные экономические интересы. «Война не может считаться главный формой международных связей, она часто шла между малыми группами и нечасто была длительна. В целом торговля показывается проявлением мира и противоположностью войны. Одно из основных результатов появления первобытной торговли – смена мирных отношений менее мирными…
Торговля содействует контакту между народами, а их взаимные интересы требуют толерантности, сотрудничества, миролюбивых связей и организации союзов. Таким образом, торговля, содействуя миру и единству между разрозненными элементами, как будто магическая сила, показывается значимым предвестником цивилизации». В то же время имевшиеся военные конфликты требовали не только улаживания спорного вопроса, но и определения правил ведения самой войны, часто все с той же целью – не упустить экономическую выгоду от торговли с соответствующим
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Философия древности и средневековья. Часть 1. / ред. В. В. Соколов и др. - М.: Мысль, 1969. - 576 с.
2. Буткевич, О.В. У истоков международного права / О.В. Буткевич. – С.-П.: Р. Асланова «Юридический центр Плюс». 2008. – 879 с.
3. Васильев, В. С. История религий Востока / В. С. Васильев. – М., 1983.
Виноградов, П.Г. Учебник всеобщей истории. Древний мир / П.Г. Виноградов. – М.: Издание А.А. Карцева. 1914.
4. Людвиновская, В. Всеобщая история религий мира / В. Людвиновская.- М.: 2008.
5. Гончаров С. Н. Две традиции в дипломатии // Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 4. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. М.: Вост. лит., 2009. С. 169-186.
6. Горин, А.А. Религиозные войны. Исторический обзор / А.А. Горин. – Казань: КФУ, 2018. – 280 с.
7. Забровская, Л. В. Китайский миропорядок в Восточной Азии и формирование межгосударственных границ / Л.В. Забровская. - Владивосток: Изд-во Дальнеовст. ун-та. 2000.
8. Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным. - М.: Академия наук СССР, 1960.
9. История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / А. К. Голикова, Б. А. Исаева. - СПб.: Питер, 2012. - 432 с.
10. Карякин, В.В. Международные отношения / В.В. Карякин. – М.: Граница, 2018. – 432 с. 11. Кобзев, А. И. «Великое учение» – конфуцианский катехизис / А. И. Кобзев // Историко–философский ежегодник. – М., 1986.
12. Корсун, В. А. Внешнеполитический механизм с «китайской спецификой» // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 1. С. 221–236.
13. Культурология РФ. О чем рассказал ученым Кадешский договор на стенах храма Рамзеса: Первое мирное соглашение в истории [сайт]. - Текст: электронный // URL: https://kulturologia.ru/blogs/300422/53182/ (дата обращения: 02.05.2024).
14. Религиоведение: учебник для бакалавров / В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 629 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-2248-6 (Издательство Юрайт) ISBN 978-5-9692-1399-9 (Ид Юрайт)
15. Религии мира: история и современность. Под ред. Григулевича И.Р. Москва: Наука, 1982. - 285 с.
16. Торчинова Е.А. Евразия. – СПб.: 2001. – 512 с.
17. Чжан Фань. Китайское религиоведение о православии в современном Китае: монография / Чжан Фань, М. Н. Фомина; Российская Акад. Естествознания. – М.: Издательский дом Акад. Естествознания, 2015. - 129 с.
18. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – М.: Эксмо-Пресс. 2019. - 288 с.
19. Qing Y. Why there is no Chinese International Relations Theory? // International Relations of the Asia-Pacific. 2007. Vol. 7. № 3. P. 313–340.