Фрагмент для ознакомления
2
Научная проблема, рассматриваемая в данном исследовании, связана с эффективностью и влиянием специализированных занятий волейболом для пожилых людей, проводимых в рамках проекта «Московское долголетие»; это исследование проясняет как преимущества, так и проблемы, связанные с продвижением спорта среди пожилых людей. Актуальность исследования подчеркивается старением населения планеты: инициативы, включающие физическую активность в повседневную жизнь пожилых людей, имеют решающее значение для повышения качества их жизни. Проблемное поле исследования охватывает несколько аспектов: физиологические, психологические и социокультурные адаптации, необходимые пожилым людям для занятий такими видами спорта, как волейбол (который, хотя традиционно считается высокоэнергетическим видом спорта, может быть модифицирован для менее напряженного участия).
Данное исследование стремится объединить аналитическую строгость с эмпирическими данными; оно начинается с изучения демографических тенденций, которые подчеркивают растущий процент пожилых людей в городских условиях (в частности, в Москве). Последующие разделы посвящены специфике волейбола как адаптированного вида спорта (где стандартные правила были изменены с целью снижения риска и повышения удовольствия для пожилых игроков), психофизиологическому воздействию регулярных занятий спортом на пожилых людей, а также более широким последствиям подобных инициатив для политики здравоохранения и стратегий социальной интеграции.
Объектом данного исследования являются структурированные занятия волейболом, адаптированные для пожилых участников проекта «Московское долголетие», с акцентом на весь спектр организационных, физических и психологических адаптаций; предметом – физиологические и психологические эффекты, которые оказывают адаптированные спортивные практики на пожилых участников. Цель данного исследования – оценить, насколько адаптированные занятия волейболом отвечают потребностям пожилых людей в укреплении их физического здоровья и психологического благополучия, чтобы прояснить комплексное воздействие таких спортивных занятий. Задачи, хитро вплетенные в ткань этой цели, включают: оценку конкретных адаптаций волейбола для пожилых людей, определение эффективности этих адаптаций в улучшении здоровья участников, изучение психофизиологической реакции пожилых людей на регулярные спортивные тренировки и предложение дальнейших улучшений для протоколов проекта. Используя совокупность описательных, корреляционных и экспериментальных методик, исследование стремится к многомерному анализу, обеспечивая надежное изучение взаимосвязи между участием пожилых людей в адаптированном волейболе и состоянием их здоровья.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе к изучению адаптированных занятий волейболом для пожилых людей в рамках проекта «Московское долголетие» – исследования, до сих пор не изученного в геронтологических спортивных науках; в нем представлены новые метрики оценки эффективности спортивных адаптаций, повышающих психофизиологическое благополучие пожилых участников. В соответствии с гипотезой, адаптированные занятия волейболом значительно улучшают как физическое здоровье, так и психологическое состояние пожилых людей, способствуя повышению качества жизни и расширению социальной активности. Используя сложную аналитическую структуру, исследование сопоставляет традиционные методики спортивной науки с геронтологическими оценками здоровья, тем самым прокладывая путь для инновационных вмешательств в сферу ухода за пожилыми людьми через спорт. Это соединение не только усиливает ритмическую сложность теоретических основ исследования, но и обогащает его эмпирический вклад в область адаптированной физической активности для стареющего населения.
Методологическая основа исследования построена на слиянии геронтологических представлений и спортивной науки, в частности, на адаптации волейбола для пожилых людей в рамках проекта «Московское долголетие». В.У. Агеевец, И.И. Лихницкая и И.В. Поляков (1992) подчеркивают социально-биологические проблемы и преимущества физической активности в позднем возрасте, предполагая важнейшее взаимодействие между социальными структурами и биологическими процессами старения. В то же время В.С. Астафьев и В.В. Борисов (2008) подчеркивают необходимость воспитания устойчивого интереса к физическим упражнениям у пожилых людей, указывая на внутреннюю структуру физической культуры, способствующую развитию личности в пожилом возрасте.
Кроме того, в исследовании А.В. Мазуриной, Т.В. Старовойтовой и Ю.И. Сергеевой (2020) приводится прямой прецедент анализа занятий волейболом среди женщин среднего возраста, что позволяет получить эмпирические данные об адаптивности волейбола для разных возрастных групп. О.В. Павлова (2005) вносит свой вклад в понимание рекреационной деятельности как ключевой в период второй взрослости, выступая за создание индивидуальных программ физической активности, отвечающих возможностям и интересам пожилых людей.
Синтез этих фундаментальных исследований с инновационными методами исследования – такими, как описанные А.В. Беляевым (2007) в его комплексном обзоре методик подготовки волейболистов – позволяет предложить новые парадигмы вовлечения пожилых людей в спорт. Методологическая новизна исследования заключается в применении разнообразных и сложных научных подходов к оценке психологического и физического воздействия волейбола на пожилых участников. Е.И. Коробейникова (2017) и Е.В. Карпина (2021) предлагают методики оценки типов тренировок и их физиологического воздействия, что необходимо для адаптации вмешательств к возможностям пожилых людей.
Использование концептуальных основ активного старения, предложенных И. Григорьевой и Е. Богдановой, в контексте пандемии COVID-19 подчеркивает адаптивность и устойчивость, необходимые в геронтологических спортивных программах. Междисциплинарный подход расширяется за счет применения методик Е.Л. Давыдова и др. (2020) по управлению старческой астенией, интеграции медицинских и физкультурных перспектив для обогащения методологии волейбольной программы.
Фактически, методологическая основа данного исследования характеризуется сложным синтезом исторических и современных перспектив, обогащенным лексиконом, охватывающим множество дисциплин в области здравоохранения и социальных наук, что обеспечивает уникальную структуру каждого аргумента и его представление в научно обоснованном формате.
Эффективность занятий волейболом для лиц пожилого возраста может быть значительно повышена при условии тщательной реализации адаптационных мероприятий, предложенных В.С. Астафьевым и В.В. Борисовым (2008), направленных на формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. В данном исследовании на основе сочетания теоретических и эмпирических методик предпринята попытка тщательно изучить нюансы вовлечения пожилых людей в адаптированные занятия волейболом в рамках проекта «Московское долголетие». В теоретическом плане основой исследования является обширный обзор литературы: документы от И.И. Лихницкой и В.У. Агеевец (1992) до Е.И. Коробейниковой (2017) содержат подробную информацию о социально-биологических преимуществах и психологических адаптациях, необходимых для занятий физической культурой в старших возрастных группах.
Эмпирически сбор данных будет основываться на методах наблюдения, структурированных интервью, оценке физической формы до и после вмешательства, что адаптировано к методикам Е.В. Карпиной (2021), которая изучает влияние занятий волейболом на физиологические параметры. Гипотеза о том, что индивидуальные занятия волейболом существенно улучшают психологическое и физическое здоровье пожилых людей, может быть подтверждена, если корреляция между регулярным участием и улучшением показателей здоровья, о которой говорят А.В. Мазурина и др. (2020), продемонстрирует статистическую значимость.
Использование качественного анализа позволило бы глубже понять индивидуальный опыт и адаптацию, как это предлагает А.В. Беляев (2007) в отношении методик тренировок по волейболу. Использование статистического программного обеспечения для анализа данных позволило бы дополнительно обосновать эмпирические результаты, возможно, выявить тенденции, подтверждающие положительное влияние структурированных физических упражнений на пожилых людей, как утверждает О.В. Павлова (2005). Поменяв традиционный подход от выводов к теории, данный методологический подход не только обогащает научный дискурс умозрительным анализом, но и подчеркивает преобразующий потенциал волейбола в повышении качества жизни пожилых жителей Москвы.
Теоретическая значимость исследования обусловлена глубоким погружением в науку об адаптивных видах спорта для пожилых людей, в частности о волейболе в рамках проекта «Московское долголетие» – краеугольного камня геронтологических исследований физической активности; действительно, интегрируя выводы В.У. Агеевец, И.И. Лихницкой и И.В. Полякова (1992), которые подробно описывают социально-биологические последствия старения, данное исследование предлагает основу для понимания того, как адаптивные виды физической активности могут значительно повысить благосостояние пожилых людей. Более того, рассмотрение психологических адаптаций, необходимых для занятий спортом в пожилом возрасте, о которых говорит О.В. Павлова (2005), представляет собой теоретическую основу, обогащающую современные академические дискуссии по геронтологии и спортивной науке.
На практическом направлении актуальность проявляется в непосредственном применении: реализация адаптированных волейбольных программ может привести к измеримому улучшению физического и психологического здоровья участников (о чем свидетельствуют практические результаты, наблюдаемые Е.В. Карпиной, 2021). Методическая оценка влияния этих адаптаций с помощью методов, описанных А.В. Беляевым (2007) в теории и методологии волейбольных тренировок, может повлиять на политические решения, касающиеся инициатив по охране здоровья пожилых людей в городских условиях, в частности в Москве. Практические последствия распространяются на методики тренировок (см.: Коробейникова Е.И., 2017), где интеграция психомоторных упражнений с волейболом может оптимизировать режимы тренировок для пожилых людей, потенциально способствуя более широкому принятию и внедрению подобных программ в аналогичных городских проектах.
Теоретически и практически данное исследование преодолевает разрыв между геронтологическими потребностями и стратегиями спортивной адаптации, предлагая как свежие идеи, так и практические результаты, которые могут выйти далеко за пределы академической сферы и повлиять на текущую и будущую политику в области здравоохранения для стареющего населения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеевец В.У., Лихницкая И.И., Поляков И.В. Физическая активность в третьем возрасте (социально-биологические проблемы) // Теория и практика физической культуры. 1992. № 6. С. 49-51.
2. Амосов Н.М. Разумное о здоровье. М.: Молодая гвардия, 1976. 232 с.
3. Амосов Н.М., Бендет Я.Я. Физиологическая активность и сердце. Киев, 1984. 176 с.
4. Астафьев В.С., Борисов В.В. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 11-16.
5. Белорусова А.В. Особенности занятий физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста // Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В.П. Правосудова. М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 214-216.
6. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2007. 184 с.
7. Галимов Г.Я., Гальцев С.А. Психомоторная деятельность как основа обучения двигательным действиям. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2007. 363 с.
8. Голушко Т.В., Хутин С.А. Поддержание физических качеств лиц старшего возраста средствами избирательной двигательной активности // Научные труды Северо-Западного института управления. 2021. Т. 12. № 2 (49). С. 89-94.
9. Григорьева И., Богданова Е. Концепция активного старения в Европе и России перед лицом пандемии COVID-19.
10. Гриднев В.А., Груздев А.Н. Средства физической культуры в регулировании работоспособности: метод. разработки. Тамбов: Изд-во Тамб. ГТУ, 2007. 16 с.
11. Гринштат А.В. Двигайтесь правильно – и будете здоровы. М.: ФиС, 2001. 210 с.
12. Давыдов Е.Л., Тихонова Н.В., Глушанко В.С. и др. Синдром старческой астении: особенности диагностики, лечения и реабилитации // Сибирское медицинское обозрение. 2020. № 5 (125). С. 40-48. DOI: 10.20333/2500136-2020-5-40-48.
13. Даценко С.С. Организация и методика проведения оздоровительных занятий волейболом с женщинами среднего возраста: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2007. 161 с.
14. Дибнер Р.Д., Синельникова Э.М. Физкультура, возраст и здоровье. М.: ФиС, 2005. 81 с.
15. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. М.: Физкультура и спорт, 1970. 189 с.
16. Зайцева Е.В., Волынская М.М. Ресоциализация граждан третьего возраста посредством рекреационно-физкультурных услуг // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 112-116.
17. Карпина Е.В. Влияние занятий волейболом на организм человека [Электронный ресурс] // E-Scio. 2021. № 3 (54). URL: https://e-scio.ru/?p=13528 (дата обращения: 13.03.22).
18. Касаркина Е.Н. Зависимость социальной адаптации пожилых людей от их потребностей и возможностей занятия физической культурой [Электронный ресурс] // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. № 2. С. 100-105.
19. Кириченко Н.В., Баклушина Е.К., Моисеенков Д.И., Пайкова А.С. Состояние и проблемы организации гериатрической помощи в регионе со «старой» возрастной структурой населения (на примере Ивановской области) // Вестник Ивановской медицинской академии. 2018. С. 6-10.
20. Клещев Ю., Фурманов А. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 1979. 231 с.
21. Концепция политики активного долголетия: научно-методолог. докл. к XXI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / под ред. Л.Н. Овчаровой, М.А. Морозовой, О.В. Синявской. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 40 с. ISBN 978-5-7598-2173-1.
22. Кораблев Ю.Ю. Оздоровительная физическая культура преподавателей военных вузов 45-50-летнего возраста с гиподинамическим режимом профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007. 26 с.
23. Коробейникова Е.И. Взаимосвязь видов подготовки волейболистов // Актуальные вопросы профессионального образования. 2017. № 1 (6). С. 42-49.
24. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми. М.: Принтер, 2017. 231 с. ISBN 986-6185-63-3.
25. Кубанов И.А. Особенности игрового амплуа волейболистов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51 (4). С. 208-214.
26. Мазурина А.В., Старовойтова Т.В., Сергеева Ю.И. Особенности занятий волейболом в группах женщин 30-50 лет // Дети, спорт, здоровье: Межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии, посвященный памяти доктора медицинских наук, профессора Р.Н. Дорохова. Смоленск, 2020. С. 173-178.
27. Павлова О.В. Оздоровительные занятия во втором зрелом возрасте // Наука о физической культуре и спорте – шаг в XXI век. Инновационные технологии и перспективы развития спортивной науки: тезисы докладов научно-образовательного форума молодых ученых (Москва, 9-18 декабря 2004 г.). М.: Флинта. Наука, 2005. С. 160-164.
28. Попов В.В. и др. Ранняя диагностика и профилактика возраст-ассоциированных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста, проживающих на Европейском Севере России // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 3. С. 73-78. DOI: 10.17116/profmed20192203173.
29. Потапова И.А. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 7. С. 36-41.
30. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1982. 104 с.