Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В задачи современной образовательной организации, начиная с дошкольного образования входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог, в процессе развития воспитания субъекта, должен формировать у него интерес и мотивацию, стремление к самостоятельным продуктивным действиям и познавательной деятельности.
При умственном воспитании дошкольников понимают целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Мышление и мыслительная деятельность дошкольников включает:
-сообщение детям доступных знаний об окружающем мире, и их систематизацию;
-формирование у дошкольников познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений;
-развитие мышления и познавательных способностей детей.
Роль умственного воспитания всегда имеет значение для субъекта, особенно при подготовке дошкольников к обучению в начальной школе. Овладение дошкольником запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков способствуют умственному воспитанию дошкольников.
Развитию мышления и умственному воспитанию детей будет способствовать любая деятельность, когда усилия и интерес ребенка направлены на решение умственной задачи. Психологи считают, что сегодня одним из самых эффективных способов развития наглядно-действенного мышления и умственного развития дошкольника, является необходимость его включения в предметно-орудийную деятельность. Наиболее полно подобная деятельность реализуется в дидактических играх, в том числе, словесных.
У детей дошкольного возраста игра – есть ведущий вид деятельности. В игре ребёнок удовлетворяет все свои потребности, в движении, общении, познании, самореализации и др. Игра при этом является эффективным средством формирования личности дошкольника. В игре реализуется потребность ребёнка воздействия на мир. Достаточно велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка. В ходе игры он учится и социализируется.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре у ребёнка присутствует сознательное желание учиться. Игры не ограничивается лишь тем, что у ребенка возникают новые мотивы игровой деятельности и связанные с ней задачи. Различного рода игры позволяют развивать детям силу воли и др.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования словесных дидактических игр как средства умственного воспитания дошкольников.
Объект исследования: процесс умственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования: словесная дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия умственное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО.
2. Изучить особенности умственного развития дошкольников посредством словесных дидактических игр.
3. Описать организационно-педагогические условия развития дошкольников посредством словесных дидактических игр.
4. Предложить методические рекомендации по развитию дошкольников посредством словесных дидактических игр.
Теоретические методы исследования: анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение.
Практические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ опыта педагогов.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВЕСНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Анализ понятия умственное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО
Мышлению субъекта как психическому процессу всегда отводилась очень большая роль. Исследователи считают, что именно в дошкольном возрасте начинается активный процесс умственного воспитания и развития ребёнка, который способствует активизации его мыслительной деятельности.
Проблемы развития мышления и умственной деятельности изучали многие зарубежные и отечественные учёные в области психологии. Это Жан Пиаже, Анри Валлон, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л, Рубенштейн, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов и др.
С.Л. Рубинштейн писал о мышлении и умственном развитии. Он отмечал, что это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового [12]. Учёные склоняются к мысли о том, что мышление и мыслительная умственная деятельность – это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников будет занимать наиболее значимое место среди остальных функций психики. Умственное развитие дошкольника характеризуется высокими темпами развития. В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление. Об этом можно судить по тому факту как ребёнок начинает логически верно рассуждать. Процесс рассуждения требует использования различных мыслительных операций [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.К. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В.К. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо. - Лепта Книга, 2016. – 640 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2018. – N 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – N 9. – С. 65-69; N 8 – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – N 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2017. – 288 с.
7. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – N 2. – С. 3-9.
8. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2001. – N 9. – С. 30-32.
9. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с.
10. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
11. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2017. – N 6. – С. 5-9.
12. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – N 5. – С. 13-17.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
14. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей [Текст]: методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 2002. – 21 с.
15. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова, И. И. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 231 с.
16. Лазуко, О.А. Социализация младших дошкольников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2016. – С. 149-150.
17. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2017. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
18. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2019. – 214 с.
19. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
20. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
21. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции [Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. – 2011. – No 3. – С. 21-23.
22. Пастюк, О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка [Текст] /О В. Пастюк, И.А. Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 11. – С. 35-42.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 12.05.2024).