Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы в обществе произошли значительные изменения в понимании целей образования и способов их достижения. Вместо традиционного передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, основной задачей школьного обучения становится развитие способности ребенка самостоятельно ставить учебные задачи, планировать их выполнение, а также контролировать и оценивать свои успехи и достижения, то есть формирование навыков самообразования. Для реализации этой цели можно использовать развитие системы универсальных учебных действий (УУД).
Концепция универсальных учебных действий (УУД) призвана обеспечить каждому обучающемуся возможность самостоятельно, на индивидуальном уровне, вести процесс обучения, самостоятельно ставить учебные цели и задачи, находить пути их решения, а также развивать умение контролировать, предвидеть и оценивать собственную учебную деятельность и ее результаты. УУД создают основу для формирования личности и ее непрерывного самосовершенствования.
Изучением универсальных учебных действий занимались некоторые педагоги и психологи: Татьяна Алексеевна Беляева, Александр Григорьевич Асмолов, Наталья Михайловна Конышева, Таисия Сергеевна Жидкина и др.
В ФГОС НОО предмет "Окружающий мир" рассматривается как фундамент для изучения важных аспектов предметов основной школы и как дисциплина, объединяющая природные и социальные явления, то есть элементы единого мира. Курс "Окружающий мир" способствует формированию личностного восприятия, эмоционального и оценочного отношения к природе и культуре в их целостности, воспитывает духовно развитых, активных, компетентных граждан, способных определять свое место в мире и участвовать в творческой деятельности ради благополучия своей страны.
В современном образовании особое внимание уделяется формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся, так как они помогают развить общие компетенции и навыки, необходимые для успешной учебы и жизни. Одним из ключевых предметов, где можно развивать такие умения у школьников, является предмет "Окружающий мир".
Цель исследования: теоретически описать и обосновать систему работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1) Раскрыть основные подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста.
2) Выявить пути и способы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
3) Рассмотреть приемы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, сравнение обобщение.
1. Формирование универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста как педагогическая проблема
В период начального школьного обучения происходит значительный этап в развитии ребенка, когда укрепляются его личностные и социальные связи. Это время, когда ключевое значение приобретает эволюция различных аспектов психики, которые становятся всё более интегрированными в общественную жизнь. В эти годы начальная школа предоставляет необходимую базу для подготовки детей к выполнению разнообразных требований общества, что помогает им адаптироваться к множеству учебных и повседневных ситуаций.
Уникальной составляющей этого процесса является овладение учениками метапредметными умениями - умениями универсальными, ориентированными на саморазвитие и самосовершенствование личности путем сознательного и активного овладения новым социальным или образовательным опытом.
Начальное образование нуждается в переосмыслении, что отражено в ФГОС НОО [15, с. 34], предъявляя новые требования к педагогу. Теперь в начальной школе основной задачей учителя является не только обучение чтению, письму и математике, но и формирование универсальных учебных действий, которые являются фундаментом умения учиться. Этот термин можно охарактеризовать как "совокупность методов действий учащегося, способствующих его самостоятельному усвоению новых знаний и навыков, включая организацию этого процесса. В начальной школе формирование универсальных учебных действий происходит в рамках усвоения различных учебных предметов" [1, с.7].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Андронова, О. С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС [Электронный ресурс] // О. С. Андронова. – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/632112/ (дата обращения: 15.05.2024)
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М., 2008. 566 с.
3. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы [Текст] / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М. : Первое сент., 2022. - 68 с.
4. Витковская И. М. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников //Начальная школа «До и после. 2010. 78 с.
5. Карабанова О. А. Опыт формирования универсальных учебных действий у младших школьников //Герценовские чтения. Начальное образование. 2010. 123 с.
6. Ковалева, Г.С. Программа формирования универсальных учебных действий. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М. – 2009 г. – 142 с.
7. Леонова, В.Д. Универсальные учебные действия [Текст]: практический аспект формирования / Леонова, В.Д. - М.: Просвещение, 2014.- 255 с.
8. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] /Н.В. Медведева // журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011. 677 с.
9. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] // Неткасова, И.А. URL: https://rae.ru/forum2011/137/1070. Дата обращения: 10.05.2024
10. Осмоловская И.М., Петрова Л. Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов //Начальная школа. 2012. 789 с.
11. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] /Павлова, В.В. // журнал «Начальная школа». – 2011. 78 с.
12. Петрова, И. В. Формирование личностных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции, декабрь 2011 г., г. Чита,. - Чита, 2021. 123 с.
13. Плешаков, А.А. Формируем УУД [Текст] / Плешаков. А.А. - М.: Просвещение, 2023.- 156 с.
14. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях учебного сотрудничества // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 12 Междунар. науч.-практ. интернет-конференции / отв. ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. 655 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения. М. - 2021г.