Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение..................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обучения монологу-рассуждению старшеклассников на уроках английского языка.....................................................7
1.1 Понятие о монологе-рассуждении..............................................................7
1.2 Технологии обучения монологу-рассуждению........................................12 Выводы по главе 1......................................................................................................19
Глава 2. Опытная работа по обучению старшеклассников монологу-рассуждению на уроках английского языка............................................................20
2.1 Анализ УМК “Английский в фокусе” для 10 класса ( авторы О.В. Афанасьвева, Дж. Дули, И.В. Михеева) на предмет реализации технологий обучения старшеклассников монологу-рассуждению на уроках английского языка...........................................................................................................................20
2.2 Методические рекомендации по обучению монологу-рассуждению при обучении английскому языку в 10 классе по теме “British Sporting Event”.........................................................................................................................26
Выводы по главе 2......................................................................................................28
Заключение.................................................................................................................29
Библиографический список......................................................................................31
Приложение 1. Технологическая карта урока на тему “Culture Corner. British Sporting Events”
Фрагмент для ознакомления
2
В предыдущем параграфе нами было выделено, что в основе формирования навыков монолога-рассуждения положены умения обучающихся выражать свою точку зрения, уметь её обосновать и осуществлять речевой процесс на основе лексико-грамматических и статистических конструкций английского языка. В связи с этим перед педагогом ставятся две задачи – сформировать у обучающихся языковые навыки, что достигается посредством обучения лексике, грамматическим правилам, использования уточняющих и закрепляющих лексико-грамматических упражнения во время урока. Все это позволяет обучающимся накопить необходимый словарный запас, знать основные клише и речевые конструкции, используемые для начала монолога и его продолжения. Второй аспект связан с выбором методов и средств формирования навыков монолога-рассуждения. Учитывая тот факт, что целью нашего исследования является рассмотреть технологии обучения старшеклассников монологу-рассуждению, необходимо более подробно рассмотреть данный аспект.
В настоящее время в методике преподавания отмечено достаточно большое число различных методов. При этом следует отметить особенности современных методов обучения. Методы должны:
- создать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, продвигать интересы ученика;
- влиять на личность учащегося в целом, вовлекать его чувства, эмоции в процесс обучения, стимулировать его творческие способности;
- сделать ученика главным действующим лицом в учебном процессе;
- создавать ситуации, когда учитель не является главной фигурой;
- научить школьников самостоятельно изучать язык на уровне своих физических, интеллектуальных и эмоциональных способностей, обеспечение дифференциации и индивидуализации процесса обучения;
- обеспечить различные формы работы в классе: групповые, индивидуальные, коллективные, которые способствуют активности, независимости и творчеству ученика [Гальскова 2017: 65-67].
Развитие коммуникативной компетенции осуществляется в процессе коммуникативного подхода, основоположником которого является Е. И. Пассов. Исследователь выделяет следующие принципы коммуникативного подхода в обучении иностранному языку:
- принцип речевой направленности – определяется упором на разговорную практику;
- принцип индивидуального обучения – подчёркивает важность ориентации на каждого ученика, его способности, необходимые для выбора характера упражнений. В этой связи возможны несколько вариантов организации индивидуализации иноязычного обучения:
- разноуровневые задания, предусматривающие различия в характере и в степени помощи при выполнении задания;
- деление класса на группы по уровню знания и выдачи задания;
- принцип функциональности – определяет выбор необходимого количества коммуникативного материала;
- принцип ситуативности – определяется организацией процесса обучения коммуникации посредством создания различных речевых ситуаций, близких обучающимся;
- принцип новизны – определяется необходимости постоянного изменения содержания речевых ситуаций [Пассов 1991: 76].
Таким образом, выбор методов формирования иноязычных навыков монолога-рассуждения должен определяться непосредственным возможностями обучающихся, а именно учитывать, что к моменту поступления в старшую школу старшеклассники уже имеют большой опыт разговорной практики и необходимые навыки речевого общения, во-вторых, необходимо правильно определять тематику для обсуждения и основываться на рекомендованных темах для данного возраста, в-третьих, выбранные педагогом методы должны отвечать коммуникативному подходу, и, как следствие, обеспечивать максимальное выражение коммуникации среди всех обучающихся.
Основываясь на механизмах порождения монолога-рассуждения как вида речевой деятельности, его формирование обеспечивается последовательным решением следующих задач:
- мотивация к речевой деятельности. Обучающимся должна быть интересна тема предстоящего разговора.
- цель и функции – они должны точно понимать, какие основные характеристики включает в себя монолог-рассуждение, каковы его функциональные назначения;
- структурные операции – педагог должен представить школьникам необходимый план, по которому строится монолог-рассуждение;
- используемые механизмы монолога-рассуждения – в данном случае используются методы осмысления, предвосхищения и комбинирование;
- условия осуществления речевой ситуации – в этом случае обучающимся даётся краткий образец, алгоритм, по которому необходимо построить монолог-рассуждение,
- присутствие опор – также является важной частью обучения навыкам монолога-рассуждения [Тарлаковская 2009].
Таким образом, анализ источников позволил нам сформировать три связующих условия, необходимые для обучения монологу-рассуждения: установка, время на подготовку к монологу и наличие опор.
Целевыми ориентирами в процессе осуществления монолога-рассуждения для обучающихся являются: дать слушателям понять тему своей речи, сформировать у них представление о собственной позиции и мотивировать их принять её, создать положительную атмосферу и впечатление о себе посредством используемых вербальных и невербальных средств языка.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Официальные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утверждён приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413. – Москва : Просвещение, 2022.
Литература
2. Багрова, А. Я. Формирование навыков и умений монологического высказывания в средней школе – основа обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке [Электронный ресурс] /А. Я. Багрова // Вестник Московской международной академии. – 2017. – №1-2. – С. 206-213. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-i-umeniy-monologicheskogo-vyskazyvaniya-v-sredney-shkole-osnova-obucheniya-kommunikativnoy-kompetentsii-na (дата обращения: 17.05.2024).
3. Бим, И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка [Текст] / И.Л. Бим // ИЯШ. – 2002. – № 5. – С. 45-58.
4. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 8-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2015. – 363 с.
5. Гальскова, Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие [Текст] / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. – Москва : КНОРУС, 2017. – 390 с.
6. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке : Кн. для учителя [Текст] / И. А. Зимняя. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1985. – 160 с.
7. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Москва.: Просвещение, 2011. - 575 с.
8. Мильруд, Р. П. Коммуникативная компетенция: владение языком или готовность к иноязычному общению [Текст] / Р. П. Мильтруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. – 2017. – № 7. – С. 2-11.
9. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного [Текст] / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.
10. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
11. Примерная рабочая программа среднего общего образования. Английский язык. – Москва, 2023. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/059c24fb7d0662f9d02bad9d8ee9a81d.pdf (дата обращения 17.05.2024).
12. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций [Текст] / Е Н. Соловова. – Москва : Просвещение, 2016. – 239 с.
13. Тарлаковская, Е. А. Приемы обучения воздейственной стороне монологической речи в условиях модернизации содержания образования [Электронный ресурс] / Е. А. Тарлаковская // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-obucheniya-vozdeystvennoy-storone-monologicheskoy-rechi-v-usloviyah-modernizatsii-soderzhaniya-obrazovaniya (дата обращения: 17.05.2024).
14. Федорова, О. Е. Обучение монологической речи учащихся 10 класса на уроках английского языка [Электронный ресурс] / О. Е. Федорова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 17. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-monologicheskoy-rechi-uchaschihsya-10-klassa-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 17.05.2024).
15. Фокина, К. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций [Текст] / К. В. Фокина, Л. Н. Терентьева, Н. В. Костычева. – М.: Высшее образование, 2008. – 158 с.
16. Царькова, В.Б. Классификация опор в целях развития речевого умения [Текст] / В.Б. Царькова // Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. Воронеж, 1980. – С. 15-22.
Словари и справочные издания
17. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М; ИКАР, 2009. – 448 с.
Источники материала
18. Английский язык. 10 класс : учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень [Текст] / О. В. Афанасьева, Дули Д., Михеева И. В. [и др.]. – 11-е изд., стер. – Москва : Просвещение ; Newbury, Berkshire : Express Publishing, 2022. – 248 с.
19. Английский язык. Языковый портфель. 10 класс : пособие для учащихся общеобразовательных организаций : базовый уровень : [12+] [Текст] / [Афанасьева О. В., Дули Д. и др.]. – 4-е изд. – Москва : Express Publishing : Просвещение, 2015. – 53 с.
20. Английский язык. 10 класс : книга для учителя : пособие для общеобразовательных учреждений [Текст] / [О. В. Афанасьева и др.]. – 2-е изд. – Москва : Express Publishing : Просвещение, 2010. – 224 с.