Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Главной причиной выбора данной темы является большой рост количества детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения при дизартрии являются ведущими в структуре нарушения речи и, в свою очередь, могут стать причиной нарушений вторичного характера – нарушений фонематических процессов, лексики и грамматики. Недостатки речи могут сказываться на других сторонах развития ребенка, могут повлечь проблемы, касающиеся школьного обучения. Как отмечает Т. Б. Филичева, неполноценно развитая речь часто влечет за собой недостатки познавательной деятельности, свойств внимания, что, несомненно, негативно сказывается на обучении.
Таким образом, нарушения звукопроизношения при дизартрии могут приводить к сложностям в овладении детьми с дизартрией письменной речью, к проблемам в усвоении программы обучения в школе, особенно это касается младших школьников, обучающихся в условиях дома-интерната. Поэтому проблема формирования звукопроизношения у младших школьников с дизартрией является важной и значимой.
Цель исследования – теоретически изучить и опытным путем показать особенности просодической стороны речи у младших школьников с дизартрией в условиях детского дома-интерната.
Объектом исследования является процесс развития просодическая сторона речи младших школьников с дизартрией.
Предметом исследования являются особенности развития просодической стороны речи у младших школьников со стертой дизартирей в условиях детского дома-интерната.
В соответствии с актуальностью, целью, объектом и предметом мы сформулировали следующие задачи:
• Изучить понятие «Просодическая сторона речи» в психолого-педагогической литературе;
• Охарактеризовать младших школьников со стертой дизартрией;
• Выявить условия образовательной деятельности детей со стертой дизартрией в детском доме-интернате;
• Представить результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие просодической стороны речи у младших школьников в условиях детского дома-интерната.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научной и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент.
База исследования: *****
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические представления о развитии просодической стороны речи у младших школьников со стертой дизартрией в условиях детского дома-интерната
1.1. Понятие «Просодическая сторона речи» в психолого-педагогической литературе
Прежде всего, обратимся к определению просодической стороны речи.
Человеческое общение невозможно без речевой деятельности. Е.И. Забусова, А.Ю. Лазарева и В. В. Колодченко отмечают, что «Низкий уровень речевой деятельности – показатель недостатков развития человека, потому что в ней выражено, отражено все, что есть в человеке: его познание жизни и окружающей действительности, его отношение к миру и людям, его установки, убеждения, его нравственные, социальные, общечеловеческие устои» [8].
Речевая деятельность индивидуальна и «как психофизиологический процесс характеризуется определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью, продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью или нейтральностью и т.д.» [12]. Важность присутствия перечисленных свойств в речевой деятельности, доказывают исследования, касаемые просодической стороны речи.
Просодическая сторона речи (просодия) является одной из составляющих устной речи. Благодаря ее компонентам устная речь становится оформлена, эмоционально окрашена и легче воспринимается окружающими [2].
О.А. Беспоместных и М.В. Попова провели анализ эволюции термина «просодия» в своих работах и отмечали, что само понятие «просодия» появилось еще в Древней Греции и применялось больше, как музыкальная составляющая. Далее термин применялся в качестве элемента структуры стихотвор ной речи, а активно его использовать стали только в XX веке. Тогда же появились и смежные термины – «просодика» и «просодемика».
Р.К. Потапова разделяет данные термины и пишет, что «просодия – это строительный материал» из которого формируются «просодика – способ реализации задуманного» и «просодемика – социальное назначение постройки».
По поводу современного понятия и элементов просодической стороны речи в научной среде существуют разногласия. Согласно лингвистическому энциклопедическому словарю, просодия содержит в себе «ритм, темп, тембр и логическое ударение» и представляет собой «систему фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль» [15].
Д. Кристалл в составе просодических компонентов языка выделяет высоту тона, громкость и темп. Перечисленные компоненты по мнению автора могут быть использованы как изолированно друг от друга, так и в комбинации.
Тогда такую комбинацию называют ритм и сопровождают остановкой звука – паузой. Данная комбинация и является просодией. Дж.С. Веллс определяет элементами просодической стороны речи мелодику, ритм, высоту тона, акцентирование слов [21].
Стоит отметить, что зарубежные и многие отечественные авторы отождествляют просодию с интонацией, то есть составляющие интонации авторы рассматривают в качестве совокупности просодических элементов. Об этом в своих работах указывают А. М. Антипова, М. В. Попова и Н.Д. Светозарова и указывают на необходимость унификации используемой терминологии.
Большинство отечественных ученых, исследователей, педагогов (Е.С. Алмазова, А.М. Антипова, Е.А. Брызгунова, Л.А. Михайличенко, В.И. Петрянкина, Г.Ф. Сергеева) отмечают, что просодическая сторона речи является сложной системой, так как в нее входят много компонентов: интонация, тембр, пауза, логическое ударение, темп, ритм, речевое дыхание <…> Ряд других авторов - И.Я. Блинов, Е.А. Брызгунова, Л.Р. Зиндер, Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова и др. считают, что компонентами просодики являются: мелодика, длительность, интенсивность, логическое ударение, паузы, тембр» [15].
Если со структурными элементами и определениями просодической стороны речи в науке существует путаница, то вот, то, что просодия окрашивает и делает речь выразительной, более разборчивой, помогает выражению эмоций – в этом сомнений у исследователей не возникает. Также и нет путаницы с тем, что формирование просодической стороны речи должно проходить в течении достаточно длительного времени.
Онтогенез просодической стороны речи в научной литературе рассматривается параллельно этапам, соответствующим концепции «речевого онтогенеза» по А.А. Леонтьеву. Данная концепция включает такие этапы как подготовительный, предшкольный, дошкольный и школьный этапы.
Таким образом, объединяя разные точки зрения, можно заключить, что «просодия» – это многогранная структура ритмико-интонационных просодических свойств, куда входят пауза, темп, ритм, логические ударения, мелодика, интонация, четкая дикция, речевое дыхание и голос, который также характеризуется такими компонентами, как сила, тембр, высота, громкость, тон, полетность и модуляция.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников со стертой дизартрией
Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, возникающее в результате поражения нервной системы и при котором нарушается иннервация речевого аппарата [9].
Проблемами речевых нарушений у детей с дизартрией занимались следующие исследователи: Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Л. В. Лопатина. Они наблюдали, что у таких детей нарушения носят стойкий характер и имеют сходство в своих проявлениях с другими артикуляторными расстройствами и довольно трудны для дифференциальной диагностики.
В логопедии выделяют несколько форм дизартрий, такие как корковая, подкорковая, мозжечковая, бульбарная, псевдобульбарная [3].
Корковая форма дизартрии развивается в следствии моторных нарушений речи, которые связаны с порaжением коры головного мозга. При этой форме дизартрии страдает произвольная моторика артикуляционного аппарата. Появляются трудности в пеpеключении с одного артикуляционного уклaда на другой, что может приводить к зaмедленному темпу речи. [7]
При наличии у ребенка корковой дизартрии отмечаются искажение и замены звуков в процессе речевой деятельности, а также страдает произношение таких звуков, как шипящие и аффрикаты. [1] Характерными симптомами являются темпо–ритмические нарушения речи: замедленность экспрессивной речи, утрата плавности и автоматизма. Речь смазанная, непонятная, но содержание сохранно. Звукопроизношение у детей с корковой формой дизартрии имеет оттенок назализованности [5]. Речь имеет невнятный, толчкообразный, скандированный характер, с затуханием к концу фразы. Отмечаются выкрики отдельных звуков вне зависимости от их смыслового значения. Просодически выделяется ударение в слогах безударных позиций.
Подкорковая форма дизартрии возникает при поражении подкорковых узлов, находящихся в головном мозге, в результате которой появляются непроизвольные насильственные движения мышц органов артикуляции и мимики. Отличительной чертой является нарушение просодической стороны речи. Речь спокойная, плавная, размеренная, но при волнении или тревожности у ребенка могут наблюдаться непроизвольные выкрики [13].
Причиной появления мозжечковой дизартрии является нарушение мозжечка и лобно-мозжечковых путей. Данная форма дизартрии
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов/ Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 319 с.
2. Беспоместных, О.А. Просодическая сторона речи и ее генез в дошкольном возрасте / О.А. Беспоместных // Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Челябинск, 2017. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039349
3. Брюховских Л.А. Дизартрия. Учебно–методическое пособие. — Изд–е 2, перераб. и доп./ Л.А.Брюховских, В.П. Астафьева — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун–т им., 2015. 68–72с
4. Гируцкий, А.А. Введение в языкознание: учеб. пособие / А.А. Гируцкий. – Минск: Вышейная школа, 2016. – 238с.
5. Гуровец Г. В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М., 1981. 103–114с.
6. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. ― С. 385–388
7. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М. : Эксмо, 2011. 288 с.
8. Забусова, Е.И. Развитие речевой деятельности / Е.И. Забусова, А.Ю. Лазарева, В.В. Колодченко // Символ науки. – Белгород, 2018. – №10. – С.82-83
9. Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция : учеб.–метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2001. 74 с.
10. Илюхина Л.В., Марченко Е.П. Социализация как основа социального механизма самоопределения личности // Научная мысль Кавказа. ― 2008. ― № 5(55). ― С. 41–47.
11. Калягин В. А. Логопсихология : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. 320 с.
12. Касаркина Е.Н., Абрашкина Н.А. Зависимость социализации детей в школе-интернате от учебной и воспитательной деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. ― 2017. ― № 4. ― С. 28–31.
13. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов [Текст]. – М.: Школьная пресса, 2007. 264 с.
14. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. — М: Междунар. отношения, 1993.
15. Кропачева, М.Н. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией / М.Н. Кропачева // European Science. – 2020. – № 5 (54). – С. 42-44
16. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967. 368 с.
17. Лопатина Л. В. К вопросу о дифференциальной диагностике стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Клинические проявления и методы коррекции. – СПб., 1999. 219с.
18. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. ― 01.01.1996. ― № 1. ― Ст. 16.
19. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии // хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М. – 1997. – Т. 1.173–189 с.
20. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. – М., 1974
21. Wells, J. C. English Intonation: an Introduction / J. C. Wells. – Cambridge: Cambridge University Press, 2006. − 276 p.