Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современной образовательной среде одной из важных педагогических задач является воспитание зрелой и гармоничной личности. Яркой характеристикой личности является многообразие ее свойств и их проявлений. На каждом этапе жизненного пути у индивида формируются определенные отношения в социуме. Основой таких отношений являются общезначимые ценности и нравственные ценностные ориентиры.
Приоритетными в жизни человечества должны стать знания, культура, воспитанность и интеллигентность каждого субъекта образования. В современной образовательной среде формирование положительного отношения к нравственным ценностным ориентирам, является актуальной проблемой. Это одна из главных задач в современном образовательном пространстве при развитии личности детей подросткового возраста. К нравственным ценностным ориентирам можно отнести патриотизм, социальную солидарность, семью, здоровье, труд, творчество, традиционные религии России и др.
Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого из учеников. Все эти требования прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), на каждой образовательной ступени, от дошкольной организации и до вуза.
ФГОС регламентирует внедрение в образовательно – воспитательный процесс новые образовательные технологии и принципы развития и воспитания. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать ценности и ценностные ориентиры индивидуально у каждого подростка.
Путём оптимальной организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность сочетать различные формы и методы, помогать детям осваивать, различного рода ценности.
Система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности и одним из социальных институтов, значимость которого неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Современная образовательная среда как социальное явление ориентирована на формирование и развитие личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.
Цель работы: изучить и обосновать процесс развития детей в подростковом возрасте
Объект исследования: психологические характеристики исследования детей.
Предмет исследования: формы и методы, используемые при развитии детей в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести анализ понятия развитие детей подросткового возраста в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить средства и способы развития детей в подростковом возрасте.
3. Описать организационно-педагогические условия развития детей в подростковом возрасте.
4. Изучить методические рекомендации по развитию детей в подростковом возрасте.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития детей в подростковом возрасте
1.1. Анализ понятия развитие детей подросткового возраста в условиях реализации ФГОС
Нравственные ценностные ориентиры представляют собой систему, функции которой чрезвычайно разнообразны. Развитие личности, как и система личностных ценностей, неразрывно связаны и это во многом обусловлено возрастными стадиями индивидуального развития субъекта.
Нравственные ценностные ориентиры можно рассматривать как формирование нравственных ценностей. Можно сказать, что нравственные ценности – это этические идеалы. К нравственным ценностям относят такие качества как: честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм .
Речь идёт о высших общечеловеческих ценностях, с определяющими категориями добра и совести. Нравственные ценности характеризуются понятиями совесть, честь, воля, благоразумие, великодушие, мужество, справедливость и др. В Российском государстве к базовым источникам нравственности относятся гражданское общество, труд, семья, наш многонациональный российский народ. Формированием нравственных ценностей занимаются образовательные системы, социум, культурные организации и др. В подростковом возрасте объём и характер деятельности субъекта чрезвычайно велик. В подростковом возрасте формируются устойчивые нравственные представления, основы сознательного поведения и др. У подростков появляются новые приоритеты, появляются новые смыслы, новые отношения и иного рода коммуникации. У многих посростков изменяются ценностные ориентации и все эти процессы зависят от того, кто в этот непростой для ребёнка подросткового возраста его окружает.
Психологической основой подростка являются его ценностные ориентации. Именно они являются основным и ведущим, системообразующим аспектом и свойством личности подростка. Подросток активно развивается как личность. Именно сформированные ценностные ориентации являются необходимым условием для успешного развития личности. Ценные ориентации у субъекта развиваются в течение всей жизни, но наиболее интенсивно это происходит в подростковом и юношеском возрасте.
Существуют определённые факторы, которые способствуют формированию ценностных отношений в подростковом возрасте. Для этого важно понимать, какие именно особенности и свойства личности входят в подростковую систему нравственных ценностей. Важно также понимать, какие именно условия и средства будут наиболее эффективными, чтобы ценности субъекта были правильными и устойчивыми.
Каждое общество имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру. Совокупность ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему сообщает само общество. В течение жизни человека одни ценности закрепляются, а другие видоизменяются, в результате чего создаётся индивидуальная структура личностных ценностей .
Для каждого отдельного субъекта характерна своя структура личностных ценностей. Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, а на другом более слабый.
Ценностные установки человека всегда связаны с его эмоционально – волевой сферой. Установки – это, как правило, оценочные суждения субъекта, которые сформировались у него на основе процессов воспитания и развития. Установки человека формируют его чувства, и любая установка может рассматриваться как нравственные ценностные ориентиры субъекта. Ценностные установки объясняют то поведение, которому следует человек.
Очень важно говорить об эталоне ценностных ориентаций подростков. Для этого необходимо рассматривать аспекты ценностной сферы подростков. Речь идёт о сформированных личностных качествах и жизненных ценностях, на которые нацелен каждый подросток. Тем, кто окружает подростка важно понимать, что в этом возрастном периоде для детей очень важно иметь друзей. Семья на этом этапе уже не играет такой роли, какую она играла в детстве и от того, с кем подросток общается будет зависеть очень многое.
Большинство подростков, согласно социологическим опросам к значимым личностным качествам относят физическую силу, твёрдость характера, силу воли, целеустремлённость. Подростки в других людях ценят справедливость, доброту, честность и порядочность. Под актуальными жизненными целями подростки понимают социальное положение людей, умение продуктивно общаться и коммуницировать с другими людьми, правильное поведение. Подростки ценят в своих товарищах такие качества как трудолюбие, способность качественно делать нечто своими руками, физическое развитие, уравновешенность и высокие моральные качества.
Героями для подростков служат военные, спасатели, пожарные, спортсмены. Более всего подростки ценят людей, кторые отличаются искренностью и заботливостью.
-людей, отличающихся заботливостью, нежностью, справедливостью, искренностью.
Важной задачей педагога является развитие и выявление способностей у каждого ребёнка, с учетом его наклонностей и интересов. Одним из способов разностороннего развития личности является формирование условий для самостоятельной деятельности. Доминирующий в настоящее время, личностно ориентированный подход позволяет развивать любые творческие способности школьников.
Можно говорить о том, что способы формирования социально значимых качеств школьников, могут быть самыми различными, но наиболее продуктивно это будет происходить при интеграции урочной и внеурочной деятельности. Можно перечислить многие социально значимые свойства и качества школьников, но именно развитие творческой деятельности в процессе обучения и воспитания позволят сформировать у субъекта все необходимые социально значимые качества .
Как было отмечено, под личностными образовательными результатами понимают ценностно-смысловую ориентацию школьников, где речь идёт о знании моральных норм, умениях соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения и др.
Личностные образовательные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений школьников к себе и другим участникам образовательного процесса. Это отношение субъекта к самому образовательному процессу и его результатам, которое проявляется в личностной позиции, личностных смыслах и личностных установках. Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга. Они представляют собой триединую задачу современной образовательной среды.
Основной акцент в учебно – воспитательном процессе лежит сегодня на развитии всевозможных коммуникаций. Сегодня в школе учеников учат не только содержательным аспектам различных учебных дисциплин. Их учат общаться со сверстниками, умению анализировать свои слова и поступки, развивать логику и умение грамотно выражать свои мысли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2012. - N 1. - С. 96–105.
2. Голянская, О.А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности [Текст]: дисс...канд.психол.наук / О.А. Голянская. – Новосибирск, 2014. – 163 с.
3. Григорьева, С. Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике [Текст] / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. – N 6.2. - С. 37-41.
4. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) [Текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – N 8. – С. 118 – 122.
5. Ерофеева, И. А. Жизненные ценности современных подростков [Текст] / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - N 49. – С. 475 – 482.
6. Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.
7. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В.В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 20.05.2023).
8. Казаринова - Волшебная, Е.К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи [Текст] / Е.К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. – N 6. - С. 123-124.
9. Киреев, М.Н. Ценность как психолого-педагогическая категория [Текст] / М.Н. Киреев, А.Ю. Галиченко, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - Вып. 4(8). – С. 130 – 137.
10. Крапивка, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте [Текст] / И.А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - N 1. - С.42 – 46.
11. Копкова, Д. К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка / Д. К. Копкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21544/ (дата обращения: 20.05.2023).
12. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков [Текст] / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. - 2012. - No2 (138). - С. 109 – 114.
13. Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Текст] / А.А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - N 10. – С. 132 – 136.
14. Лодыгина, И.А. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи [Текст] / И.А. Лодыгина, Е.В. Быстрова, Т.И. Митичева // Современная педагогика. - 2016. - N 2 (39). - С. 124 -126.
15. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно -мотивационных ориентаций личности [Текст] / Н.А. Низовских // Психологический журнал. – 2005. - N 3. – С. 25-37.
16. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников [Текст] / Т.А. Панкова // Социол. исслед. - 2012. - N 5. - С. 111–114.
17. Правила успешного тренинга с подростками [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://summercamp.ru (дата обращения: 20.05.2023).
18. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О.М. Потаповская. – Текст: электронный // Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 20.05.2023).
19. Сивцова, А.А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению старших подростков [Текст] / А.А. Сивцова. – Кочки. - 2017. - 36 с.
20. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе [Текст] / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. – М.: Академия: АПКИПРО. - 2003. – 82 c.
21. Тренинговые занятия с воспитанниками на формирование эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/656606019/ (дата обращения: 20.05.2023).
22. Файзуллина, М.И. Формирование у подростков ценностных ориентаций [Текст] / М.И. Файзуллина, А.Р. Нуриева // Научный альманах. – 2015. - No 10 – 2 (12). – С. 452 – 455.
23. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.
24. Ярина, Е.В.Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» [Текст] / Е.В. Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – С. 160 – 162.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2018. – 230 с.