Фрагмент для ознакомления
2
Главный секретарь (учащийся, хорошо знающий пра¬вила соревнований и правила ведения документации) поочередно, учитывая систему розыгрыша, вызывает представителей команд для вытягивания номеров из урны.
Представители команд вынимают бумажные ру¬лончики, разворачивают их и называют номер. После того как для всех команд определены номера, главный секретарь составляет календарь игр. Вначале состав¬ляется расписание встреч на первый день соревно¬ваний.
Соревнования в школе могут проводиться как по круговой системе, так и по системе с выбыванием. В круговом способе все команды встречаются друг с другом. Этот способ удобен при относительно малом количестве команд. Его используют при розыгрыше первенства школы и при проведении классификацион¬ных соревнований.
В способе с выбыванием любая из команд прекра¬щает игру после проигрыша. Этот способ удобен в том отношении, что даже при большом общем количестве участвующих команд соревнования могут быть прове-дены в относительно короткое время.
Однако здесь воз¬растает вероятность, что менее сильная команда займет более высокое место из-за неудачной жеребьевки. Кро¬ме этого, многие команды будут участвовать в мень¬шем количестве игр. К этому способу прибегают при розыгрыше кубка школы.
Учитывая недостатки и преимущества каждой из охарактеризованных систем, соревнования часто про¬водят с некоторыми изменениями правил розыгрыша. Например, розыгрыш может проводиться по системе с выбыванием, но после двух поражений команды; мо¬жет проводиться по круговой системе, но все команды предварительно разбиваются на подгруппы. Часто в предварительных подгруппах игры проводят по круго¬вой системе, а в финале — с выбыванием.
Выбор способа розыгрыша зависит от конкретных задач соревнований и условий их проведения (количе¬ства команд, базы и времени проведения, подготовлен¬ности участников и т. д.) .
Школьные соревнования должны проходить в тор¬жественной обстановке.
Открываются они парадом участников, на котором с приветственным словом вы¬ступает директор школы. Право подъема флага предо¬ставляется капитанам команд. После каждого игрово¬го дня результаты вносятся в таблицу. Она красочно оформляется и вывешивается на видном месте в шко¬ле.
В заключительный день проводится парад закры¬тия, на котором награждают победителей.
Право опу¬стить флаг предоставляют капитанам команд-победи-тельниц и призерам соревнований .
Как правило, когда проводится какой-либо спортивный турнир, например, между школами, то информация о турнире, его календарь, состав участников, хранится у человека, ответственного за проведение такого мероприятия, в бумажном виде; протоколы матчей, отображающие авторов результативных действий, игроков, отправляющихся на скамейку штрафников или покидающих спортивную площадку, заполняются судьями или секретарями игр так же в аналогичном – бумажном виде, а иногда и вовсе игнорируются .
При наличии специального программного обеспечения, установленного на планшет или смартфон, и позволяющего представлять информацию и данные о спортивных турнирах в цифровом виде, документировать протоколы матчей, а также отображать всю эту информацию в удобном для пользователя виде, можно упростить процесс проведения спортивных мероприятий, сделать их более удобным для всех лиц, участвующих в ходе проведения соревнований – как для организаторов турниров, так и для самих спортсменов .
В одном приложении будет производиться и протоколирование матчей и отображение информации о турнирах – турнирные таблицы, календари матчей, результаты сыгранных игр, списки лучших снайперов и ассистентов. Все участники турниров будут осведомлены о предстоящих играх, будут знать результаты всех сыгранных матчей .
Подготовка к спортивному мероприятию заблаговременно проводится организацией, которая их организует, и главной судейской коллегией. Чем больше масштаб мероприятия, тем больше времени надо на подготовку к их проведению .
1.3. Методические особенности привлечения школьников к спортивно-массовым мероприятиям
Большую роль в современном глобализурющемся мире играют различные внеклассные формы физкультурно-оздоровительной, а так же спортивно-массовой работы. Данные мероприятия дают возможность увеличивать объем двигательной активности, а также способствуют наиболее полной реализации индивидуальных способностей и двигательного потенциала школьников.
Так, А. Г. Шалар, для повышения интереса к спортивно-массовым мероприятиям предлагает организовать самостоятельные занятия подростков с помощью пособий для самоподготовки, разъяснительных бесед с учащимися, родителями и личностно ориентированным подходом к стимулированию и организации самостоятельного физического развития подростка .
В противовес совершенствованию самостоятельной работы учащихся О. Андреева отмечает обобщение опыта внедрения рекреационных и физкультурно-оздоровительных занятий среди школяров на территории СНГ и других стран мира. Также можно повысить двигательную активность учащихся разработав варианты экспериментальных программ для школ с различными материально-техническими условиями проведения занятий .
Экспериментальные программы будут учитывать интерес учащихся к различным видам двигательной активности, будут включать выборочную направленность и включать как традиционные, так и инновационные формы двигательной активности.
Ряд научных работ посвящены разработке фитнес-технологий (Кибальник А. Я., Ильюшина н., 2007).
Ученые предлагают повысить двигательную активность разработав специальную гимнастику, которую можно делать, не вставая с рабочего места.
По мнению С. И Марченко (2006 г. поиск подвижных игр для занятий, определение их места в системе физического воспитания школьников, выявления целесообразности и возможности использования подвижных игр и игровых упражнений для развития двигательных способностей детей может быть эффективным способом в оптимальном дозировании физической нагрузки и повышении двигательной активности.
Как считают А. С. Куц (1995 г.) и Р. Поташнюк (1997 г.), необходимо наладить сотрудничество семьи и школы в современных условиях, поскольку она позволит увеличить двигательную активность учеников в режиме дня школы и в свободное от учебы время, снизить заболеваемость и улучшить состояние здоровья школьников
К этой мысли также склоняется М. Данилевич (1999 г.) которая разработала и обосновала специальную программу сотрудничества семьи и школы, направленную на повышение двигательной активности учащихся путем привлечения к систематическим спортивно-массовым мероприятиям.
Ведущими факторами, стимулирующими интерес школьников, является улучшение качества и содержания спортивно-массовых мероприятий.
Для привлечения школьников к спортивно-массовым мероприятиям следует обратить внимание на их предпочтения в выборе форм занятий и их содержания. Построение в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами учащиеся, вызывает нежелание заниматься физическим воспитанием и непонимание сущности занятий.
Девочки отдают предпочтения спортивно-массовым мероприятиям по фитнесу или гимнастике. Мальчики выбирают единоборства, спортивные игры, плавание.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асташина, М. П. Физкультурно-оздоровительная работа с разными возрастными группами населения: учеб. пособие / М. П. Асташина ; М-во спорта Рос. Федерации, Сиб. гос. акад. физ. культуры. – Омск : СибГуФК, 2014. 189 с.
2. Бишаева, А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
3. Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы : учеб. пособие / Л. А. Боярская ; М-во образования
и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. 120 с.
4. Васин, Е.А. Проблемы использования информационных технологий при организации спортивных мероприятий в ДЮСШ /Е.А. Васин // Приоритетные направления развития науки в современном мире. 2021. С.81.
5. Давыдов, В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2007. – 256 с.
6. Задворнов, К.Ю. Проявление социальной стратификации в сфере новых олимпийских видов спорта / К. Ю Задворнов, К. К Кожемякин. // II Международный форум «Молодеж – Наука – Олимпизм».15-16 июня, Москва. XI Конференция «Олимпийское движение и социальные процессы»: Материалы. – М.: Советский спорт. – 2002. – С. 87 – 91.
7. Значимость спортивных физкультурно-массовых мероприятий в формировании здорового образа жизни студентов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-sportivnyh-fizkulturno-massovyh-meropriyatiy-v-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov/viewer (Дата доступа: 25.05.2024)
8. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 050720.65 (033100) - физическая культура / Ю. П. Кобяков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. 254 с. : ил. - (Высшее образование).
9. Колодезников, Р.С. Особенности организации и проведения туристских соревнований среди школьников /Р.С. Колодезников //Лучшая научная статья 2021. С.73.
10. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
11. Массовая физическая культура в ВУЗе ./Под ред. В.А .Маслякова, В.С. Матяжова. М: Физкультура и спорт. 1991. – 256 с.
12. Масалова, О.Ю. Теория и методика физической культуры : учебник / О.Ю. Масалова. – Ростов н/Д :Феникс, 2018. 572 с.:(Высшее образование).
13. Методические рекомендации по проведению спортивно-массовых мероприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://globuss24.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-sportivno-massovih-meropriyatiy. Дата доступа: 25.05.2024.
14. Отраслевая типовая инструкция по охране труда при проведении спортивных оревнований [Электронный ресурс]. Режим доступа: //okt-prof.ru/instrukczii-po-oxrane-truda/167-provedenie-sportivnyx-sorevnovanij. Дата доступа: 25.05.2025.э.
15. Шалар, А. Г. Эффективный путь улучшения двигательной активности подростков-процессуально-деятельностный этап самостоятельных занятий физическими упражнениями / / теория и методика физического воспитания. - 2003. - № 4. - С. 6 - 12.
16. Ярош, А.М. Организация работы шестого школьного дня с учащимися и их законными представителями /А.М. Ярош //Педагогический талант. 2024. С.155.