Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно статье 2 Конституции РФ, Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. И государство выполняет эту функцию в форме специальной деятельности государственных органов, называемых правоохранительными, которые существуют исключительно и главным образом для решения указанных задач.
Правоохранительные органы - это государственные органы и государственные учреждения, которые на основании закона и в установленном им порядке обязаны обеспечивать правопорядок, охранять права и интересы граждан, трудовых организаций, общества и государства, предупреждать и пресекать преступления, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к нарушителям правопорядка.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических и практических аспектов понятие, функций и субъектов правоохранительной и правозащитной деятельности.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие особенности правоохранительной и правозащитной деятельности.
Целью исследования является анализ понятия, функций и субъектов правоохранительной и правозащитной деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие, рассмотреть функции, субъекты правоохранительной деятельности;
2.исследовать проблемы правоприменительной практики деятельности правоохранительных органов РФ;
3.рассмотреть понятие, функции, субъекты правозащитной деятельности;
4.выявить особенности взаимодействия детских общественных правозащитных организаций с государством.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Головка Л.В., Брусницын Л. В., Ветрова Г.Н., Маслеев А.Г., Бердюгина О.Г., Грибакина Э.Н., Станкевич Г.В., Григорова К.С., Акопов С.М., Шагиев Б.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правоохранительной и правозащитной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании правоохранительной и правозащитной деятельности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИЙ, СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, функции, субъекты правоохранительной деятельности
Правоохранительные органы - одна из дисциплин, дающая исходные сведения о правоохранительной деятельности. Предметы этой области включают информацию о государственных органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, и некоторых негосударственных органах, которые призваны поддерживать эту деятельность .
Основная цель данной информации - дать общее представление о правоохранительной деятельности в целом, а также о ее конкретных областях (функциях), структуре, взаимосвязях, полномочиях и обязанностях каждого ведомства.
Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, которые строго соблюдают закон, придерживаются установленного порядка и применяют влиятельные правовые средства для защиты права.
От других видов государственной деятельности ее отличает ряд существенных признаков:
-специально направлена на охрану права;
-осуществляется исключительно путем применения правовых средств (таких как уголовное наказание или иные средства ограничения или наказания, регламентированные законом) в любом виде;
-применяемые при их осуществлении правовые меры воздействия должны строго соответствовать положениям закона или иного правового акта. Например, в случае убийства (ч.1 ст.105 УК РФ) наказанием является лишение свободы на срок от шести до 15 лет; смертная казнь не может быть применена.
-осуществляется в порядке, установленном законом, и в соответствии с определенными процедурами.
Например, приговор суда о назначении уголовного наказания или оправдании обвиняемого может быть вынесен только после проведения судебного разбирательства и всестороннего рассмотрения судом всех вопросов, специально оговоренных в УПК РФ . Приговор должен быть вынесен в совещательной комнате с соблюдением тайны и других процессуальных правил совещания.
-исполнение возлагается, прежде всего, на специально уполномоченный государственный орган, укомплектованный соответствующим образом подготовленными кадрами, в основном юристами, а также специалистами в других областях. В их распоряжении имеются необходимые материально-технические ресурсы.
Организация и деятельность таких государственных органов подробно и всесторонне регулируется законом, включая установление конкретных процедур и процессуальных правил по наиболее важным вопросам.
Основными функциями правоохранительной деятельности являются:
-правоприменительная деятельность осуществляется в соответствии с определенными процедурами, установленными законом;
-правоприменительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами;
-правоприменительная деятельность строго ограничена в применении мер государственного принуждения;
-решения государственных правоохранительных органов обязательны для исполнения;
-решения правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права граждан и организаций, могут быть обжалованы в прокуратуру или суд в установленном порядке;
-правоохранительные органы несут юридическую ответственность за ущерб, причиненный их незаконными действиями.
Правоохранительная деятельность многообразна и выражается в основных функциях (направлениях).
Рассмотрим субъектов правоохранительных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
К государственным правоохранительным органам относятся:
-суды (Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды);
-прокуратура (Генеральная прокуратура Российской Федерации)
-органы внутренних дел;
-органы предварительного следствия
-органы безопасности;
-органы юстиции .
К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:
-адвокатура;
-третейские суды;
-частные детективные и охранные предприятия;
-частные нотариусы;
-потребительские союзы.
Правоохранительные органы можно более широко разделить на следующие основные группы
1.судебные органы;
2.органы прокуратуры
3.органы предварительного следствия;
4. органы дознания;
5. оперативно-розыскные органы (ОРД);
6. органы административной практики (административные органы).
Каждый из этих органов выполняет одну или несколько основных правоохранительных функций и имеет свои четко определенные задачи для достижения определенных результатов.
К этим задачам относятся:
-устранение нарушений конституционных положений;
-справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и других дел
-создание условий для нормального функционирования судов;
-выявление и устранение нарушений закона путем принятия мер прокурорского реагирования; и
-выявление преступлений, установление лиц, их совершивших, и подготовка материалов для передачи конкретных дел в суд.
-оказание квалифицированной юридической помощи всем нуждающимся, особенно тем, кто подвергается уголовному преследованию.
Выполняя эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье и имущество граждан, их собственность, государство, органы государственной власти и частные структуры, а также государство и его учреждения, природу и животный мир .
Кроме того, следует отметить, что некоторые государственные службы и ведомства совмещают в себе сразу несколько функций.
Так, Прокуратура РФ представляет собой единую систему федеральных органов, на которые возложены функции представительства РФ и надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Генеральная прокуратура РФ выполняет также иные функции, предусмотренные федеральным законом.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.; Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ" // Собрание законодательства РФ.-2011.-№ 1.-Ст. 15.
4. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 15. - Ст.1269.
5. Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии РФ" (вместе с "Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии РФ") //Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 41. - Ст. 5802.
6. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42. - Ст. 4111
Научная литература
7. Багаутдинов Ф.Н., Гаврилов М.А. Надзор за исполнением законов в сфере правовой статистики // Законность. 2020. № 1. С. 38.
8. Головка Л.В., Брусницын Л. В., Ветрова Г.Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. - М.: Городец, 2020. - С.74.
9. Карпышева Ю.О. Привлечение прокурором к проведению проверки исполнения законов представителей иных государственных органов // Законность. 2020. № 9. С. 27.
10. Маслеев А.Г., Бердюгина О.Г., Грибакина Э.Н. Профессиональная этика (в правоохранительных органах). - М.: Юстиция, 2020. - С.52.
11. Позднов М.С. Проблемы определения системы правоохранительных органов Российской Федерации на современном этапе // СПС КонсультантПлюс. 2023. - С.21.
12. Правоохранительные органы : учебник для среднего профессионального образования / В. М. Бозров [и др.] ; под редакцией В. М. Бозрова. - 5-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 383 с.
13. Правоохранительные органы : учебник для среднего профессионального образования / Н. Г. Стойко [и др.] ; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 502 с.
14. Станкевич Г.В., Григорова К.С., Акопов С.М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2020. – 80 с.