Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Точная дата рождения Питера Брейгеля не известна. Исследователи считают, что на свет он появился между 1525 и 1530 годами. Родиной живописца была маленькая деревушка Брейгель, но неизвестно, какая (в Южных Нидерландах известны три деревни с таким названием). Именно от названия этого местечка и идёт фамилия Брейгеля, которую он передал своим потомкам. Документов, относящихся к жизни мастера, тоже немного. Свидетельство о вступлении Брейгеля в Антверпенскую гильдию Св. Луки в 1551 году, документ о регистрации брака в 1563 году и сведения о смерти. Не сохранилась и часть его картин, выполненных темперой на холсте, хотя произведения, написанные маслом на дереве, дошли до нас в прекрасном виде.
В 1552-1553 годах Брейгель посетил Францию, Швейцарию, Италию. Живописец не вел дорожных заметок, поэтому восстановить его путь можно лишь по свидетельствам современников, картинам и рисункам. Из Антверпена Брейгель направился в Лион. Брейгелю принадлежит рисунок, сделанный им в Южной Франции, в Авиньоне, откуда он отправился дальше, в Марсель. Оттуда живописец отплыл в Неаполь. Виденные Альпы и южное море станут постоянным мотивом в творчестве Брейгеля. Одновременно в его творчестве появляется крестьянская тема. Брейгель был хорошо знаком с жизнью крестьян. За ним даже укрепилось прозвище «Брейгель Крестьянский», «Брейгель Мужицкий». Как свидетельствует его биограф Карл ван Мандер, ещё в годы жизни в Антверпене «он вместе со своим приятелем, купцом Хансом Франкертом, посещал деревенские ярмарки и свадьбы. Друзья переодевались в крестьянские одежды, брали подарки и, поздравляя молодых, представлялись им родственниками жениха или невесты». Брейгелю приписывают сохранившийся рисунок пером «Двое крестьян», предполагается, что это он сам и Франкерт. Первоначально в творчестве Брейгеля выступала трудовая крестьянская повседневность, затем, после переезда в Брюссель. – и досугово-праздничная жизнь. Всё это определяет актуальность темы работы.
Объектом исследования является творчество П. Брейгеля.
Предмет исследования – крестьянская тема в живописи П. Брейгеля.
Цель исследования – характеристика развития и содержательной стороны крестьянской темы в живописи П. Брейгеля.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика крестьянской повседневности как фоновой темы в антверпенский период творчества П. Брейгеля.
2. Характеристика крестьянского досуга как основной темы в брюссельский период творчества П. Брейгеля.
Структура работы предусматривает наличие введения, основной части (две главы), заключения и списка использованной литературы.
1.Тема крестьянской повседневности как фоновая в антверпенский период творчества П. Брейгеля
В ряде картин П. Брейгеля крестьянская повседневность представлена как производительный труд. При этом сама крестьянская тема является фоновой, и это относится, как правило, к раннему творчеству художника.
Модель мира у Брейгеля характеризуется рядом признаков, в совокупности дающих нечто универсальное, как универсальны становятся со временем и его картины - проводники в полуфантастическую среду со своей системой динамики и статики с осторожным использованием антропоморфного ряда, так как у Брейгеля это именно ряды, группы, толпы, гущи. Причем, отметим сразу, у Брейгеля преобладает динамика движущихся людских масс, нарушающих стопроцентную самодостаточность не слишком похожего на земной пейзаж. Пейзажи Брейгеля статичны, за исключением морских. [1]
Для Брейгеля важна вся картина. У Брейгеля - это уже мир со своими законами, в котором достигнутое совершенство в заимствованной у Итальянского Возрождения технике свечения применяется как закон, действующий с непреложностью в созданном Брейгелем мире. Мире, не похожем на земной, законы которого столь же ирреальны.
Такое явление в изобразительном искусстве часто сопровождается высокой линией горизонта и присутствует очень ярко в работах Северного изобразительного стиля.
В этом отношении примечательна картина «Пейзаж с притчей о сеятеле» (1558). Картина восхищает ни с чем не сравнимым ощущением красоты земли, величия, богатства и разнообразия природы. Брейгель собрал здесь то, что кажется ему самым прекрасным на земле: маленькие домики родной нидерландской деревни, полноводную реку, каких немало встретил он на пути в Италию, величественные Альпы, впечатление от которых, полученное во время поездки в Италию, Брейгель сохранит на всю жизнь.
На первом плане Брейгель изобразил сеятеля, а внизу, у дороги, зеленые всходы полей. Брейгель напоминает здесь старую притчу о том, как взошедшие семена щедро вознаграждают сеятеля за его труд. Эта мысль, что главным предназначением человека является труд, что только своим трудом человек может добиться единения с природой, пройдёт через всё творчество Брейгеля.
В том же 1558 году была создана единственная картина Брейгеля на античный сюжет – «Падение Икара». Она отражает существовавшее в то время отношение к мифу об Икаре: художник изобразил не полёт, а лишь бесславный конец («Он слишком высоко взлетел»). На первом плане Брейгель изображает пахаря, противопоставляя его гордецу Икару. Крестьянский труд вечен, он неразрывно связан с природой. В картине отражена нидерландская пословица: «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает».
В противоположность греческой мифологии, Брейгель часто обращался к библейским темам. Тема производительного труда отражена в его картине «Вавилонская башня» (1563). Сам сюжет не оригинален, уже за сто лет до Брейгеля художники использовали его для осуждения непомерной гордыни. У Брейгеля на первый план выходит именно трудовая повседневность. Вавилонская башня строится на земле художника, в Нидерландах. Населенность, освоенность земли людьми, их кропотливый труд заставляет нас забыть о печальном конце библейской легенды. И вместо наказания за гордыню в картине начинает звучать тема созидания, всепобеждающего труда - тема, начатая художником в его первых пейзажах.
Крестьянская повседневность отражена и в серии картин Брейгеля, посвящённых смене сезонов (1565, в хрониках они обозначаются то как «Времена года», то как «Месяцы»). Всего сохранилось пять картин, предположительно, их было шесть, так как речь идёт о тогдашнем нидерландском представлении о шести временах года: глубокая зима, пред-весна, весна, раннее лето, разгар лета и осень. В этом случае утраченным является весенний сюжет, объединяющий апрель и май.
Первая картина серии – зимняя, «Охотники на снегу». Это одно из первых изображений зимы в европейской живописи. Художникам до Брейгеля природа представлялась вечно длящимся летом. Брейгель первым научился передавать смену времён года и связанные с ней перемены в жизни человека. На вывеске трактира изображен покровитель охотников святой Губерт. Здесь же показано копчение кабана – мотив декабря. А снежная зима – обычно это январь. Основным занятием в Нидерландах в это время года была охота. По заснеженному холму шагают охотники со сворой собак, они возвращаются с охоты домой, в деревню. Охотники несут острые пики и ягдташи. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже