Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 № 127-ФЗ (федеральный закон) определяется понятие недружественных действий США (Соединенные Штаты Америки) и иных иностранных государств . Закрепленное в законе абстрактное словосочетание «иные иностранные государства» по своему смыслу является синонимом общепринятого в настоящее время словосочетания, несущего негативный смысл и звучащего в речах официальных лиц Российской Федерации (РФ), как «коллективный запад».
Изначальная формулировка закона «и иных иностранных государств» через четыре года была конкретизирована в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252, в котором абстрактные «иные государства» были названы как персональные субъекты международных публичных отношений .
Степень научной разработанности. В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов, таких как: Абазова Е.Х. Аксенов А.Г. Балабин О.И. Барков А.В., Завьялов М.М. Бахин С.В., Еременко И.Ю. Габов А.В. Голодов П.В. Долинская В.В. Запорожец М.И. Истомин И.А. Калинин А.В. Лякин А.Н., Рогов М.И. Омельченко А.Г. Плотников И.Г. Полякова Н.А. Прошунин М.М. Ручкина Г.Ф. Соколов А.К. Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С. Ткаченко Е.Д. Хабриева Т.Я. Хижняк В.С. Шпиндлер А.А. Щукин А.И.
Несмотря на обилие проведенных исследований, тема не была объектом изучения специальной литературы, т.е. не были обнаружены интегрирующие работы, которые бы объединяли всю информацию по этой теме и делали общий вывод.
Объектом исследования являются административно-правовое регулирование.
Предмет исследования выступают административно-правовое регулирование мер воздействия на недружественные действия иностранных государств.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей административно-правового регулирования мер воздействия на недружественные действия иностранных государств. В связи с этим нами ставятся следующие задачи:
изучить теоретические аспекты недружественных действий иностранных государств;
определить понятие недружественных действий иностранных государств;
выявить направления воздействия специальных экономических мер;
провести анализ административно-правового регулирования мер воздействия на недружественные действия иностранных государств;
исследовать защита суверенитета Российской Федерации от недружественных действий иностранных государств;
выявить основания применения мер воздействия (противодействия) являются недружественные действия иностранных государств.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Понятие недружественных действий иностранных государств
В настоящее время в России сформированы отдельные списки субъектов, состоящие как из недружественных государств, так и из организаций, рассматриваемых как субъекты противодействия, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что в Федеральном законе от 04.06.2018 № 127-ФЗ законодатель использует словосочетание «в том числе выражающихся», позволяющее расширительно трактовать содержание недружественных действий. С одной стороны, расширительное толкование позволяет применять новые меры противодействия постоянно вводящимся новым санкционным «пакетам» без корректировки положений закона, поскольку решения лиц, вводящих санкции, не поддаются анализу и могут затронуть широкий круг лиц.
С другой стороны, расширительное толкование санкций и других подобных действий может повлечь за собой применение мер противодействия, не соответствующих принципам международного права. При этом применение мер противодействия недопустимо, если их применение противоречит российскому законодательству, в частности, частью 5 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ установлено, что «специальные экономические меры не должны носить более ограничительный характер, чем необходимо устранить обстоятельства, послужившие основанием для их применения» .
Представляется, что законодателю необходимо более четко обозначить предмет правового регулирования с точки зрения определенности объекта правового противодействия, используя известные принципы международного права, такие как взаимность, реторсия и т.п. Положения федеральных законов, предметом регулирования которых являются отношения с участием иностранных государств и иностранных юридических лиц, должны строиться в соответствии с российской доктриной международного публичного права.
В частности, как отмечает А. Щукин, «реторсии являются законными с точки зрения международного права принудительными действиями одного государства, совершаемыми в ответ на недружественное поведение другого. Целью не является наказание иностранных лиц того или иного конкретного государства, а поощрение соответствующего иностранного государства к отмене дискриминационных положений в отношении россиян» .
Из анализа ст. 1 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ следует, что по своему содержанию недружественные действия состоят из весьма широкого круга действий, направленных на различные общественные отношения, и могут выражаться во внедрении следующего: политические санкции; экономические санкции; другие действия.
Из логического смысла нормы следует, что закон определяет именно определенные действия, которые могут совершать США и другие зарубежные страны. Возникает закономерный вопрос, могут ли недружественные действия со стороны США и других иностранных государств представлять угрозу территориальной целостности Российской Федерации, угрозу экономической и политической дестабилизации.
Поставленный вопрос сложен с точки зрения логической связи между причиной и следствием. Например, те неправомерные бездействия уполномоченных иностранных органов и лиц, не реагирующих на официальные обращения Российской Федерации по поводу отключения российских банков от системы межбанковских каналов связи – SWIFT (англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications – Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи), блокировки средств в европейских депозитариях Euroclear и Clearstream, замораживание валютных активов и т.п. являются реакцией и следствием иных неправомерных действий иностранных государств и юридических лиц.
Но своим бездействием эти лица и органы нарушают соглашения, применяя практику одностороннего отказа от выполнения своих обязательств. В политической сфере могут быть приостановлены переговоры по ранее достигнутым соглашениям или прекращено продление международного соглашения.
Таким образом, недружественными могут быть не только действия, но и, как показывает практика международных отношений с участием Российской Федерации, бездействие со стороны государств и международных организаций.
1.2. Направления воздействия специальных экономических мер
Рассмотрим направления воздействия специальных экономических мер. Следует отметить, что законодательство не раскрывает такие понятия, как экономические и политические санкции, а также содержание «иных действий, создающих угрозу территориальной целостности Российской Федерации» и «иных действий, направленных на экономическую и политическую дестабилизацию Российской Федерации». Представляется, что с учетом выявленных проблем, возникших в результате реализации практики противодействия недружественным действиям, Федеральный закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ следует дополнить разделом «Общие положения», в котором должен быть дан примерный, неисчерпывающий перечень понятий, не раскрытых в рабочей версии закона. При раскрытии содержания этих понятий могут использоваться научные определения, обоснованные в рамках проведенного исследования. Так, М. Прошунин определяет санкции «как определенные принудительные социально-экономические меры, осуществляемые в отношении одного или нескольких государств с целью заставить эти государства изменить государственную политику в определенных сферах жизни общества и государства» .
А. Щукин упрощает понятие экономических санкций до «ограничительных мер» . О. Балабин определяет экономические санкции как «меру давления на страны с целью решения экономических и (или) политических вопросов» . А. Аксеновым понимаются «запреты или ограничения на внешнюю торговлю товарами, работами, услугами и интеллектуальной собственностью, установленные Российской Федерацией, иностранными государствами и/или международными организациями» . Под экономическими санкциями (в том числе торгово-финансовыми) Е. Ткаченко понимает экономические меры запретительного характера, которые применяются одним участником международной торговли (страной или группой стран) по отношению к другому участнику («объекту санкций»), чтобы заставить последнего изменить свой политический курс» .
Следует согласиться с С. Бахиным и И. Еременко, которые считают, что единой терминологии не существует. Как отмечают авторы, «для обозначения таких мер используются термины: «экономические меры», «ответные меры», «контрмеры», «меры экономического принуждения», «принудительные меры», «реторсии», «односторонние санкции», «эмбарго» и т. д., речь идет о терминологической путанице» .
Действительно, статья 41 Устава ООН гласит, что Совет Безопасности «полномочен решать, какие меры, не связанные с применением вооруженных сил, следует реализовать». К таким мерам относятся: экономические меры,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения 29.05.2024).
2. О Правительстве Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 No 4-ФКЗ // СЗ РФ. 2020. No 45. Ст. 7061.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 No 195-ФЗ (ред. от 16.02.2022) // СЗ РФ. – 2002. – No 1 (ч. 1). –Ст. 1.
4. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических и принудительных мерах» // СЗ РФ. 2007. № 1 (Ч.1). Ст. 44. Далее – Закон о специальных мерах.
5. Федеральный закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» // «Собрание законодательства РФ», 11.06.2018, № 24, ст. 3394.
6. Указ Президента РФ от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» // «Собрание законодательства РФ», 09.05.2022, № 19, ст. 3188.
7. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4470.
Международные договоры и иные международные правовые акты
8. «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 7 - 33.
Научная, учебно-методическая литература, периодические издания
9. Абазова Е.Х. Запрет на ввоз и вывоз отдельных видов товаров как мера воздействия (противодействия), применяемая в целях обеспечения безопасности Российской Федерации / Е.Х. Абазова // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 246-250.
10. Аксенов А.Г. Правовое регулирование международных коммерческих контрактов в условиях экономических санкций / А.Г. Аксенов // Вестник арбитражной практики. 2020. № 5. С. 87 (86 – 100).
11. Балабин О.И. Применение экономических санкций в отношении России в контексте права ВТО / О.И. Балабин // Таможенное дело. 2021. № 2. С. 9 (9-12).
12. Барков А.В., Завьялов М.М. Концепция управления стратегическими предприятиями в условиях иностранных санкций в рамках технологического суверенитета / А.В. Барков, М.М. Завьялов // Правовое государство: теория и практика. 2022. № 3 (69). С. 34-40.
13. Бахин С.В., Еременко И.Ю. Односторонние экономические «санкции» и международное право / С.В. Бахин, И.Ю, Еременко // Закон». – 2017. № 11. С. 162- 175.
14. Габов А.В. Антисанкционные меры в российском праве / А.В. Габов // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2023. Т. 18. № 3. С. 96-141.
15. Габов А.В. Реорганизация как способ защиты частных и публичных интересов при введении ограничительных мер в отношении российских юридических лиц / А.В. Габов // Государство и право. 2023. -№ 3. - С. 74-86.
16. Голодов П.В. Проблемы правовой регламентации мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств / П.В. Голодов // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9 (124). С. 365-369.
17. Долинская В.В. Правовой режим сделок с участием представителей недружественных иностранных государств в отношении недвижимого имущества / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 7. С. 18-24.
18. Долинская В.В. Сделки с участием представителей недружественных иностранных государств в отношении недвижимого имущества / В.В. Долинская // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития частноправового и публично-правового регулирования. сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры гражданского права Института права Башкирского государственного университета. Уфа, 2022. С. 96-104.
19. Запорожец М.И. Проблемы и перспективы правового регулирования мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств / М.И. Запорожец // В сборнике: Традиции и новации в системе современного российского права. Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых. В 3-х томах. Москва, 2023. С. 101-103.
20. Истомин И.А. Вызовы вмешательства во внутренние дела в контексте междержавной конкуренции / И.А. Истомин // НИР: грант № 22-18-00723. Российский научный фонд. - 2022.
21. Калинин А.В. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах». М.: Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 2. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2007. С. 350–374.
22. Лякин А.Н., Рогов М.И. Санкции и контрсанкции: использование политических инструментов для реализации экономических целей / А.Н. Лякин, М.И. Рогов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13. - № 8. - С. 1396–1414.
23. Международное частное право: учебник / В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. Н.И. Марышева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2018.
24. Омельченко А.Г. Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов / А.Г. Омельченко // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18. № 12 (157). С. 62-71.
25. Плотников И.Г. Понятие и классификация недружественных действий иностранных государств / И.Г. Плотников // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 2. С. 108-111.
26. Политика и национальная идеология: оценка регулирующего воздействия федерального закона о некоммерческих организациях / Дорожкин А.В., Ямалова Э.Н., Шеожев Х.В. // Дискуссия. 2023. № 3 (118). С. 98-114.
27. Полякова Н.А. Отдельные вопросы организации надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности в условиях изменения федерального законодательства в связи с недружественными действиями иностранных государств / Н.А. Полякова // Искусство правоведения. 2023. № 2 (6). С. 29-35.
28. Проблема запрета ввоза импортных лекарств в РФ / Гаджимагомедова Ш.С., Абдулкадиев М.Г., Адухов М.Г. // Московский экономический журнал. 2019. № 10. С. 43.
29. Прошунин М.М. Санкционный комплаенс в кредитной организации: организационно-правовые вопросы / М.М. Прошунин // Безопасность бизнеса. 2022. № 4. С. 31 (30 – 34).
30. Регулирование законодательных процессов при контрсанкционных сделках / Карп М.В., Гулькова Е.Л., Типалина М.В. // В сборнике: Наука. Исследования. Практика. сборник статей международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 92-95.
31. Ручкина Г.Ф. Регуляторное воздействие банка России на финансовый рынок в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций / Г.Ф. Ручкина // Банковское право. 2023. № 1. С. 7-11.
32. Соколов А.К. Некоторые особенности нормативного правового регулирования осуществления предпринимательской деятельности в российской федерации в условиях недружественных действий иностранных государств / А.К. Соколов // Предпринимательское право. 2023. № 2. С. 47-53.
33. Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С. Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования / В.В. Старженецкий, В.А. Бутырина, К.С. Курицына // Закон. 2021. № 3. С. 119–142.
34. Ткаченко Е.Д. Понятие, цели, принципы применения экономических санкций в международной торговой практике / Е.Д. Ткаченко // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. 2020. № 2
35. Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 19–29.
36. Хижняк В.С. Классификация национальных интересов современной России / В.С. Хижняк // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 5. С. 10.
37. Шапиро И.Е., Пасечник Д.Е. Влияние международных санкций на развитие банковской системы Российской Федерации / И.Е. Шапиро, Д.Е. Пасечник // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2022. № 2 (78). С. 230-237.
38. Шпиндлер А.А. Антисанкционное правовое регулирование в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект / А.А. Шпиндлер // Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13. № 5-1. С. 65-76.
39. Щукин А.И. Совершенствование российского судопроизводства в условиях экономических санкций: исключительная компетенция и получение экзекватуры (часть 1) / А.И. Щукин // Закон. 2021. № 1. С. 130 (125-148).